Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:35, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается во всестороннем изучении особенностей, возникающих в ходе расследования и производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: определить правовой статус несовершеннолетних; определить основные особенности реализации уголовного процесса в отношении несовершеннолетних; выяснить проблемы профилактики.
Применение указанных альтернативных мер в контексте международных документов является неотъемлемым элементом более общего институционного образования - системы так называемой ювенальной юстиции, под которой за рубежом и в нашей стране обычно понимается система специализированных судов и иных юрисдикционных органов по делам несовершеннолетних и мер, ими применяемых.
Во многих зарубежных странах применение мер, альтернативных уголовной ответственности и наказанию, является основным специальным средством правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Реализация данных мер имеет, как правило, четкое законодательное закрепление в виде специальных законов о несовершеннолетних и специальной системы органов, их применяющих (например, в ФРГ, в Канаде и др. странах). Применение альтернативных мер, в частности принудительных мер воспитательного характера, является проявлением более общего направления в политике в области наказаний во всем мире, которое склоняется в пользу большого перечня альтернатив тюремного заключения.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации регламентация применения принудительных воспитательных мер существенно изменилась. Сейчас они именуются «принудительные меры воспитательного воздействия» - ст. ст. 90, 91 УК РФ.20
Помимо терминологических изменений, законодатель посчитал необходимым также изменить основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия, исключить некоторые виды принудительных мер воспитательного воздействия и добавить новые, предусмотреть возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в связи с освобождением несовершеннолетних как от уголовной ответственности, так и от наказания, закрепив условный характер их применения.
Кроме этого, назначение принудительных мер воспитательного воздействия отнесено к исключительной компетенции суда. По всей вероятности, мотивом такого решения законодателя является в самом общем виде стремление обеспечить повышенную правовую охрану прав и законных интересов личности несовершеннолетнего правонарушителя. В то же время в результате этой законодательной новеллы фактическое применение принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы уголовной ответственности резко сократилось по сравнению с предыдущим периодом.
Такая практика вряд ли может удовлетворять целям и предназначению данных мер как средствам предупреждения преступности несовершеннолетних в качестве реальной альтернативы уголовной ответственности и наказанию. Поэтому на этом фоне декларативными выглядят рекомендации Верховного Суда Российской Федерации о расширении использования принудительных мер воспитательного воздействия судами.
Анализ принудительных мер воспитательного воздействия ведет к выявлению значительного числа проблем, связанных с их применением, что, в частности, проявляется отсутствием в законе указания на понятие и цели этих мер, отсутствие указания на срок их применения, порядок снятия и отмены, понятие их систематического неисполнения. В Уголовном кодексе не раскрывается понятие «специализированный государственный орган» в случаях передачи несовершеннолетнего таковому органу под надзор, а также и в случае контроля за поведением несовершеннолетнего. Вместе с тем неясен правовой статус такой принудительной меры, как помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ст. 92 УК РФ).
Учитывая, что законодатель не закрепил данную меру в числе принудительных мер воспитательного воздействия (ст. ст. 90, 91 УК РФ), возможность ее назначения связывается только с фактом освобождения от наказания, а не от уголовной ответственности, исключительно редки случаи ее применения на практике, а режим ее применения близок к режиму пенитенциарного учреждения, что качественно отличает данную меру от принудительных мер воспитательного воздействия21.
Отмеченные выше, а также другие недостатки являются, на наш взгляд, во многом следствием того, что указанные меры как бы по инерции перекочевали из предыдущего закона в действующий Уголовный кодекс РФ без достаточной научной проработки. Это тем более неоправданно, поскольку проблеме применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности (наказания) всегда уделялось внимание в юридической литературе. Интерес к данной проблеме был во многом обусловлен ее сквозным характером, нахождением на стыке нескольких проблем. Применение принудительных мер воспитательного воздействия связано с такими сложными и дискуссионными категориями уголовного права, как уголовная ответственность, институт освобождения от уголовной ответственности (наказания).
3.1 Система предупреждения
преступности
К современной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательно отнесены: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, образования, органы по делам молодежи, здравоохранения, органы опеки и попечительства, службы занятости, правоохранительные и судебные органы. Значительная роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних среди правоохранительной системы отведена российским законодательством подразделениям и учреждениям органов внутренних дел (ОВД), которые являются специализированным субъектом предупреждения преступного поведения несовершеннолетних. Предупредительная деятельность органов внутренних дел заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, подростково-молодежные группировки антиобщественной направленности и неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих. Особенностью деятельности ОВД в рассматриваемой сфере является широта их компетенции: практически нет и не было ни одного участка предупреждения правонарушений, на котором не были бы задействованы ОВД в качестве активных исполнителей требований, предъявляемых государством к укреплению общественного порядка.
Службы и подразделения органов внутренних дел, выполняющие эти задачи, согласно Закону «О полиции» можно разделить на группы, у которых: предупредительная деятельность в отношении несовершеннолетних является основной задачей (подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП)); предупреждение правонарушений несовершеннолетних составляет одно из направлений деятельности (уголовный розыск и подразделения следствия и дознания); предупреждение правонарушений несовершеннолетних осуществляется попутно с основными функциональными обязанностями (патрульно-постовая служба (ППС), государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых уполномоченных милиции (УУМ)).
Наиболее отлаженным, оснащенным в кадровом и материальном отношении субъектом, полностью специализированным на предупреждении правонарушений несовершеннолетних, являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Главное направление их деятельности - работа с семьей несовершеннолетнего. Она заключается в своевременном выявлении неблагополучных семей и принятии к ним эффективных мер профилактического воздействия в целях недопущения негативного влияния на поведение несовершеннолетних. Поскольку, как неоднократно говорилось выше, подростковая преступность - это в основном групповая преступность, то следующим основным направлением ПППН является воздействие на подростково-молодежные группы с целью их разобщения. Эта работа заключается в их выявлении, непосредственной работе как в целом с группой, так и с ее членами в отдельности.
Содействие сотрудникам ПДН в проведении профилактических мероприятий оказывают сотрудники ППСМ и ППС ОВД на железнодорожном транспорте, ГИБДД. Они не только обязаны патрулировать свои маршруты, но и должны выявлять безнадзорных подростков, занимающихся попрошайничеством, учитывать расположение мест, где высока вероятность группирования несовершеннолетних с целью совершения ими преступлений. Такие формы поисковой работы должны осуществлять и ЦВСНП. Однако в последние годы эти подразделения значительно утратили свои профилактические функции. Как показали изученные нами уголовные дела, просчеты в данном направлении не позволяют своевременно пресекать групповую преступность несовершеннолетних.
Существенную помощь ПДН в предупреждении групповых преступлений в подростковой среде способны оказать участковые уполномоченные милиции. Одной из важных задач данной службы является наблюдение за местами встреч известных криминальных групп и передача этих сведений в ПДН.
Немаловажную роль в профилактике указанных преступлений играют и подразделения уголовного розыска. Они ведут оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних, способствуют повышению у ПДН уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществляют совместно с последними целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению преступных групп подростков. Кроме того, они, владея информацией о деятельности групп совершеннолетних преступников, должны выявлять в их среде лиц, вовлекающих подростков в совершение преступлений.
Однако, как показывает практика, систематически по линии работы этих подразделений значительное число несовершеннолетних правонарушителей остается невыявленным и не охваченным воспитательно-профилактической работой, большинство из них совершает преступления, в том числе и групповые.
Роль следственно-судебных органов в профилактике групповой преступности несовершеннолетних заключается в том, что при рассмотрении конкретных уголовных дел ими должна проводиться с подростками, проходящими по этому делу, и профилактическая работа. Однако, как показывает проведенный нами анализ следственной и судебной практики групповых преступлений несовершеннолетних, не во всех случаях это происходит.
Полагаем, что в процессе следствия и в суде с несовершеннолетними обвиняемыми и подростками, которые принимали участие совместно с преступниками в распитии спиртных напитков, азартных играх, участвовали в подростково-молодежных группах криминальной направленности и т.д., необходимо проводить воспитательную работу с позиций профилактики преступной деятельности.
Особое место в системе профилактики групповой преступности несовершеннолетних занимают учреждения уголовно-исполнительной системы: воспитательные колонии и следственные изоляторы.
Уже в следственном изоляторе должно быть организовано выявление лиц, которые вследствие своих индивидуальных особенностей и противоправного поведения оказывают негативное влияние на сокамерников.
Профилактическое воздействие в воспитательных колониях для несовершеннолетних должно начинаться с момента начала отбытия наказания осужденными. Следует учитывать, что именно в начальный период нахождения в воспитательной колонии, когда лицо не заняло в среде осужденных определенное положение и недостаточно разбирается в неформальных отношениях, оно становится объектом эксплуатации и насилия со стороны привилегированных осужденных и их сподвижников, которые часто организуют своеобразную психологическую обработку новичка, преследующую цель вовлечения его в ту или иную малую неформальную группу осужденных. Поэтому одной из главных задач профилактики становится не только разъяснение новенькому правил поведения, требований режима, распорядка дня, но и информирование его о традициях колонии, особенностях взаимоотношений в среде осужденных, способах и приемах вовлечения в группы отрицательной направленности.
Рассмотрим подробнее систему предупреждения преступности несовершеннолетних сложившуюся на территории города Свободного, Амурской области. Координатором системы является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Свободного, которая в 2011 году работала по реализации постановления губернатора области от 23.12.2009 №522 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Амурской области на 2010-2011 годы».
Согласно постановлению губернатора Амурской области №522 от 23.12.2009 в городе Свободном принято постановление главы города №326 от 10.03.2010 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории города Свободного на 2010-2011 гг.» Органами системы профилактики приняты меры по реализации мероприятий, направленных на выполнение комплексного плана. Согласно ст.11 ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» КДН и ЗП выполняет роль координатора по выявлению фактов нарушения прав и законных интересов детей, осуществляет патронат семей, находящихся в социально опасном положении. Постановление главы №326 от 10.03.2010 «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории города Свободного на 2010-2011 годы», регламентирует работу системы органов профилактики по предупреждению правонарушений, защиты прав детей. В 2011году проходила работа по реализации данного правового акта.
Мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних реализуются при выполнении комплексной целевой операции Подросток. Она проходит в несколько этапов: Условник, Здоровье, Семья, Всеобуч, Каникулы. Каждый период направлен, прежде всего, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих на территории города, предупреждения противоправных действий среди несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координатором в работе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В городе традиционно работает комплексная Программа «Профилактика правонарушений и преступлений на территории города Свободного». Один из блоков данной Программы направлен на профилактику правонарушений и преступлений среди подростков. Летом 2011 года в рамках городской программы «Профилактика правонарушений и преступлений на территории города Свободного в 2010-2011 годах» реализовано 260 тысяч рублей: 174 тысяч потрачено на приобретение путевок для несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении (50), 86000 выплачены подросткам, трудоустроенным в летнее время. Всего в 2011 году оздоровлено и трудоустроено 147 подростков, состоящих на учете, 866 детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.