Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:35, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается во всестороннем изучении особенностей, возникающих в ходе расследования и производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: определить правовой статус несовершеннолетних; определить основные особенности реализации уголовного процесса в отношении несовершеннолетних; выяснить проблемы профилактики.
В 2011 году традиционно приоритетное направление в работе с детьми отдано занятости подростков физической культурой и спортом. В рамках выполнения целевой операции «Амурский двор - спортивный двор» проведено 59 мероприятий с детьми по месту жительства, оборудовано 3 дворовых и досуговых площадок.
В рамках проведения целевой профилактической операции Подросток на территории города с 15.07. по 20.08.2011 проводились мероприятия по выполнению целевой операции Подросток – семья. В период операции выявлено 36 фактов неисполнения родительских обязанностей, оказана помощь 334 семьям, общая сумма материальной помощи составила 767 000рублей. Средства предоставлены для приобретения школьной формы, канцелярских принадлежностей. Кроме того, при необходимости оказывается вещевая помощь.
Согласно ст.11 ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» КДН и ЗП выполняет роль координатора в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения правонарушений и преступлений, бродяжничества. По фактам, предоставленными из органов системы профилактики, в 2011 году органами внутренних дел возбуждено 4 материала по ст.156 УК РФ, за жестокое обращение с детьми.
- в 2011 году на заседаниях
комиссии рассмотрено всего 149 материалов
в отношении
Все подростки, совершившие преступления поставлены на учет, с ними проводится профилактическая работа. На заседаниях комиссии выясняются причины и условия совершения правонарушений и преступлений подростками, выносятся представления в органы системы профилактики для их устранения. В течение 2011 года внесено 32 представления, в 2012 году – 8.
Ежедневно в комиссию обращаются подростки, родители, граждане за помощью в решении тех или иных проблем. За прошедшее время 2012 года оказана помощь 79 человекам.
В 2011 году на учете за совершение противоправных действий состоял 171 подросток (в 2010году – 188), в 2012 году – 168. В школах города на профилактическом учете состоит всего 101 подросток, что составляет около 3% от общего числа учащихся. За неоднократные нарушения ст. 158 УК РФ, по решению городского суда в 2011 году направлены в специальные учебные заведения закрытого типа 3 подростков, 11 помещены в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое внимание уделяет подросткам, состоящим на профилактическом учете за совершение противоправных действий, нарушений школьной дисциплины. Приоритетным направлением в работе с данной категорией несовершеннолетних являются вопросы: занятости, трудоустройства, досуга, отношений с родителями. ГБУ АО «Свободненский» комплексный центр социального обслуживания населения «Лада» оказывает содействие малообеспеченным семьям в оказании адресной помощи, психологическая служба Центра проводит индивидуальную работу с родителями, подростками в решении вопросов внутрисемейных отношений, взаимоотношений в классных коллективах и т.д.
Одной из форм профилактической работы с несовершеннолетними являются Советы профилактики, действующие во всех учебных заведениях города. Рассматриваемые на заседаниях Советов вопросы позволяют найти индивидуальный подход к несовершеннолетним, выясняются причины правонарушений, разрабатывается алгоритм работы с подростком и его родителями. При возникших подростковых проблемах на помощь приходят школьные психологи, специалисты комплексного центра Лада. Участие в заседаниях комиссии психолога детской поликлиники Боярской Т.Ю. также дает возможность не дать ребенку остаться со своими проблемами один на один.
Один раз в месяц проводятся сверки с управлением образования, управлением социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по семьям, оказавшимся в социально-опасном положении. На заседаниях комиссии выясняются причины неблагополучия в семьях, предлагаются варианты для исправления ситуации (работа с сотрудниками центра занятости населения, наркологами, управлением социальной защиты населения). Информация о семьях, находящихся в социально-опасном положении, аккумулируется в комиссии по делам несовершеннолетних из разных источников: заявления граждан, представления детских поликлиник, образовательных учреждений, ОВД, социальной службы города. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные педагоги, общественные инспекторы совместно с сотрудниками ОВД, специалистами управления образования в течение года контролируют данные семьи, выясняют причины невыполнения родительских обязанностей, вырабатывают алгоритм работы с каждой семьей. По всем фактам нарушений прав детей приняты оперативные меры с целью оказания помощи семьи и детям.
В работе, с так называемыми, «неблагополучными» семьями выясняются причины непристойного поведения родителей, при необходимости предлагается помощь в трудоустройстве, лечении от алкоголизма. В 2011 году 4 родителям оказана бесплатная помощь в лечении препаратом ТРАНС-5.
За уклонение от выполнения родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей в 2011 году на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних рассмотрено 317 административных протоколов за совершение административного правонарушения ст.5.35 КОАП РФ. За нарушение ст.20.22 КОАП РФ привлечено 45 родителей (законных представителей). Ко всем правонарушителям приняты меры, согласно законодательству. Однако, не всегда меры административного воздействия, дают положительные результаты. По итогам 2011 года 47 родителей были лишены родительских прав, 3 – в правах ограничены.
В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сформирован банк семей, находящихся в социально – опасном положении, трудной жизненной ситуации. В 2011 году на учете в органах системы профилактики состояло от 143 до 153 семьи, находящихся в социально-опасном положении. На 31.12.2011 таких семей было 143. Остальные сняты с учета по исправлению или лишению родительских прав. В январе - феврале 2012 года после проведения дополнительных рейдов, реагирования на сообщения граждан, педиатров, администраций учебных заведений с января 2012 года поставлено на учет 24 семьи. На 20.02.2012 состоит 167 семей, где родители злостно уклоняются от выполнения родительских обязанностей, в них проживают 314 несовершеннолетних. Систематически организуются совместные рейды в семьи, где родители уклоняются от воспитания, обучения и содержания детей. В 2010 году посещено 322 семьи, в 2011году – 512, за прошедшее время 2012 года - 99. По итогам рейдов планируется дальнейшая работа с семьей, родители привлекаются к административной ответственности за уклонение от выполнения родительских обязанностей. Разработан Регламент взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Свободного по выявлению, учету, организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Одной из форм определения детей, оставшихся без попечения родителей является назначение опеки и проживание в приемных семьях. В настоящее время в 6 приемных семьях проживает 21 подросток, под опекой и попечительством находится 355 детей. Систематически с приемными родителями, опекунами проводится работа по преодолению трудностей в воспитании, рекомендуется совместная работа с психологами, социальными работниками. В учебных заведениях города организуются встречи с опекунами приемными родителями, кандидатами в опекуны и т.д. Т.е. органы системы профилактики рассматривают все возможности для продолжения жизни несовершеннолетнего в семье.
Особое внимание при анализе поступающих материалов уделяется фактам участия взрослых во влечение подростков в употребление спиртных напитков. В 2011 проведено 8 рейдов по торговым точкам, выявлено 2 лица, незаконно продавшие спиртные напитки несовершеннолетним, приняты меры. Кроме того, по ст.6.10 КоАП РФ привлечены к ответственности 19 граждан за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртного.
В рамках исполнения Закона Амурской области от 11.03.201 №316 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области» к административной ответственности привлечено 47 родителей (законных представителей). В учебных заведениях города проведены родительские собрания, классные часы по разъяснению положений закона, профилактические беседы о недопустимости нахождения детей и подростков в ночное время без сопровождения взрослых.
На заседаниях комиссии
Состояние духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях г. Свободного.
О работе Советов профилактики в учебных заведениях города.
Об организации наставничества с подростками, имеющими условные сроки наказания.
Об организации летней занятости подростков, состоящих на учете в 2011 году.
Утверждение Регламента взаимодействия системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Профилактика детских и подростковых заболеваний, провоцируемых социально неблагополучной средой.
Об организации профилактической работы с подростками, состоящими на учете за употребление наркотических веществ.
При составлении плана работы комиссии учитываются все аспекты работы с детьми и их родителями, особое внимание уделяется профилактической работе с подростками, недопущении правонарушений и преступлений, защите их прав.
В 2012 году, согласно Постановлению Губернатора Амурской области №18 от 27.01.2012 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Амурской области на 2012-2013 годы», плану работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Амурской области, разработаны: план работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Свободного на 2012 год, а также комплексный план работы комиссии на 2012-2013 годы. Мероприятия при реализации данных правовых актов направлены на профилактику и предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетними на территории города Свободного, защите их прав и законных интересов.
3.2 Основные направления
совершенствования системы
При организации любого вида деятельности, а особенно такого, как предупреждение преступлений, важнейшее значение имеет выстраивание четкой системы субъектов, которые должны по своим функциональным обязанностям заниматься рассматриваемым видом деятельности. Практически такая система субъектов уже сформирована Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В то же время целесообразно определиться с классификацией этих субъектов.
Применительно к рассматриваемому контингенту
несовершеннолетних, учитывая особенности
компетенции субъектов, исходя из применяемых
мер воздействия, на наш взгляд, целесообразно классифицировать субъекты
профилактики на основании предложенной
нами ранее классификации форм индивидуально-
1) специализированные государственные органы и организации, осуществляющие функцию профилактического надзора за несовершеннолетними правонарушителями;
2) государственные и
К первой группе специализированных субъектов относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центры временного содержания несовершеннолетних, входящие в их структуру, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием.
Ко второй группе можно отнести органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием и образовательные учреждения (за исключением специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа), органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы культуры, досуга, спорта и туризма.
Основным координирующим органом в анализируемой системе субъектов являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти комиссии действуют при органах исполнительной власти. В настоящее время в Российской Федерации их насчитывается более трех тысяч.
Если рассматривать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в плане предупреждения преступлений со стороны неработающих и неучащихся подростков, то их обязанности будут заключаться в решении основных блоков проблем, регламентируемых Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», применительно к рассматриваемому контингенту.
Вместе с тем в данном законопроекте не могли быть рассмотрены все функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку законодатель предполагал конкретизацию их в соответствующем положении об этих органах. Однако в настоящее время такой нормативный акт не принят. В связи с отсутствием такого правового акта на федеральном уровне и необходимостью регламентации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав такие положения были приняты многими субъектами Российской Федерации.
Анализ положений о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятых в различных субъектах РФ, показывает, что конкретизация их функций по сравнению с указанным Федеральным законом направлена в основном на предупреждение и пресечение фактов необоснованного отчуждения несовершеннолетних от формальных коллективов, от позитивного социального окружения. То есть это вооружает комиссии реальными средствами воздействия на учебные, трудовые коллективы, другие государственные, негосударственные органы и общественные организации, родителей и самих несовершеннолетних, которые могут сократить количество ничем не занятых подростков, повысить эффективность оказываемых на них надзорно-профилактических мер. Кроме того, отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения этих комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.
Наши исследования показали, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как координатора и организатора всей деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних оставляет желать много лучшего. В этой связи целесообразно вернуться к рассмотрению правового акта федерального уровня, регламентирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетни и защите их прав на уровне страны в целом. При этом можно использовать опыт принятия таких документов в субъектах Российской Федерации. Возможен и вариант принятия такого акта на уровне исполнительной власти РФ, например постановление Правительства РФ.