Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель исследования: комплексный теоретико-правовой анализ ответственности в сфере международного права.
В рамках данных направлений решены следующие задачи:
1. Выявлены тенденции развития норм о юридической ответственности в сфере предпринимательства.
2. Определены содержание и признаки юридической ответственности в международном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1 Понятие и виды международных правонарушений
2.2 Международные деликты
2.3 Международные преступления и преступления международного характера
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
4. СОГЛАШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ И ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
4.1 Понятие и сущность экстрадиции
4.2 Нормы экстрадиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность. Международно-противоправное деяние может выражаться как в  форме действия, так и в форме  бездействия. Действие представляет собой  активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить  какие-либо действия.

Субъектами международных  правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так  и предприятия, организации и  отдельные индивиды, совершившие  международно-противоправные деяния. Физические и самостоятельные юридические  лица не несут такой ответственности  за обычные правонарушения, даже если они имеют международный характер, поскольку в этих случаях ответственность  является гражданско-правовой.

Государство по общему правилу  несет ответственность за деятельность своих органов и должностных  лиц даже в случае, когда они  превысили свои полномочия, установленные  внутригосударственным правом, или  нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический представитель  совершил действия, представляющие собой  вмешательство во внутренние дела государства  пребывания, ответственность за это  несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных  сил.

Поведение отдельного лица или  группы лиц рассматривается как  деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц  фактически действовали от имени  данного государства или осуществляли полномочия государственной власти в случае отсутствия соответствующих  возможностей для официальных властей  и при обстоятельствах, которые  оправдывали осуществление таких  полномочий.

Субъективная сторона - отношение  правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.

Субъективная сторона  может выражаться как в форме  умысла, так и в форме неосторожности. Однако в теории международного права  с этим элементом ответственности, в отличие от внутреннего права, существуют определенные трудности, которые  в первую очередь связаны со спецификой субъектов международно-правовых отношений.

В теории международного права  нет единого мнения о применимости в этой правовой системе понятия  вины.

Одни ученые считают, что  вместо "вменения вины" следует  использовать "присвоение субъекту поведения, представляющего собой  нарушение международного обязательства". Другие исходят из необходимости  использования понятия вины, которое  в этом случае выражается в заявлении  потерпевшего о факте правонарушения и о возникновении ответственности.

Причем при отсутствии противоправного деяния вменение вины неосновательно.

Международно-правовые нормы, как правило, не используют деление  умысла на прямой и косвенный, а неосторожности - на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Так, в конвенциях зачастую используются термины "преднамеренное", "предумышленное" и т.д.

Кроме того, некоторые составы  международных правонарушений сконструированы  таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент  состава правонарушения в них  не зафиксирована. Речь идет о так  называемой "ответственности независимо от вины", в частности об ответственности  за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами  и т.д.).

С середины XX столетия появилась  следующая классификация международных  правонарушений: международные деликты, международные преступления и преступления международного характера.

2.2 Международные деликты

К международным деликтам следует относить международные  правонарушения, не вошедшие в две  первые группы.

К ним относятся: нарушение  государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими  лицами положений международных  конвенций (например, Конвенции о  международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных  судов и арбитражей; нарушение  государствами своих односторонних  международных обязательств и т.д.

Международные деликты, таким  образом:

1) не носят характера  преступлений и не имеют общественной  опасности международных преступлений  и преступлений международного  характера;

2) могут совершаться любыми  субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых  норм;

3) влекут ответственность  субъектов, которая может выражаться  и в форме самоограничений,  следующих в результате официального  признания противоправности поведения  субъекта.

 

2.3 Международные преступления  и преступления международного  характера

В международном праве  принято выделять международные  преступления и преступления международного характера.

Обычно под международными уголовными преступлениями понимаются деяния отдельных лиц, "прямо связанные  с международными преступлениями государств". При этом различие между международными преступлениями государств и физических лиц происходит по их субъектам. В  первом случае в этом качестве выступают  государства как таковые, во втором — физические лица, т.е. лица, которые  направляют и осуществляют государственную  политику, выражающуюся в международном  преступлении соответствующего государства  и ответственные за нее.

Вопрос о возможности  привлечения к ответственности  государств является спорным. Впервые  он возник после первой мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий  и уже достаточно действенный  принцип международного права. Первые попытки его установления связываются  с созданием после первой мировой  войны Лиги наций. В преамбуле  к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые  обязательства по предотвращению войны  и «строго соблюдать предписания  международного права, признаваемого  отныне действительным правилом поведения  правительств». В Статуте отмечалось также обязательство членов Лиги «уважать и охранять против всякого  внешнего нападения территориальную  целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги». [17 C. 89]

В числе первых наиболее значимых международно-правовых актов, положивших начало разработке института международной  ответственности, стала Декларация об ответственности гитлеровцев  за совершенные зверства, принятая на Московской конференции министров  иностранных дел СССР, США и  Великобритании в октябре 1943 года. После  этого по итогам Крымской конференции (февраль 1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение германского  милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда  больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». [ 19 c. 237]

Получила международное  признание и юридическое закрепление  уголовная ответственность физических лиц за международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность  наступает, если деяния отдельных лиц  связаны с преступной деятельностью  государства и государственных  органов.

Международные преступления как преступления физических лиц  получили современное наименование как преступления против мира и безопасности человечества.

 Источником норм об  ответственности за эти преступления  является Устав Международного  военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по  делу главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании  второй мировой войны. В нем  были сформулированы как основания  уголовной ответственности за  преступления против мира и  человечности и военные преступления, так и конкретное содержание  указанных трех разновидностей  уголовно-правовых запретов (ст. 6). На  первое место среди этих преступлений  были поставлены преступления  против мира, то есть планирование, подготовка, развязывание или ведение  агрессивной войны или войны  в нарушение международных договоров,  соглашений или заверений или  участие в общем плане или  заговоре, направленных на осуществление  любого из вышеуказанных действий.

К военным преступлениям  были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе  в рабство или для других целей  гражданского населения оккупированной территории, в убийствах или истязаниях военнопленных или лиц, находящихся  на море, в убийствах заложников, грабеже общественной или частной  собственности; бессмысленном разрушении городов или деревень; разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях. Устав трибунала для Югославии дополняет и конкретизирует этот перечень, включая в него биологические эксперименты, принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля, взятие гражданских лиц в качестве заложников и даже лишение военнопленного или гражданского лица прав на нормальное судопроизводство. [ 29 c. 35]

Все это взято из Женевских  конвенций о защите жертв войны 1949г. Запрещен также захват, разрушение или умышленное повреждение культурных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников, художественных и научных  произведений. [11 C. 403]

 Преступления против человечности — это убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946 г.) [ 25 c. 237]

После Нюрнбергского и  Токийского процессов в рамках ООН  продолжалась работа по развитию нормативной  базы, необходимой для борьбы с  преступлениями против мира и человечества. В этих целях еще в 1947 году в  Резолюции 177 Генеральная Ассамблея  ООН поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского  трибунала (а также и в его  приговоре) и составить проект Кодекса  о преступлениях против мира и  безопасности человечества. К вопросу  о работе над этим проектом Генеральная  Ассамблея возвращалась неоднократно. В 1991 году на своей XLIII сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса (см.: Организация Объединенных Нации. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. XLV сессия. 3 мая — 23 июля 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении Комиссией международного права на ее XLIII сессии, с. 3—15). Однако судя по обсуждению этого проекта и работе Комиссии по его доработке, его принятие — дело не близкого будущего. [28 C. 205]

Основные преступления против мира и безопасности человечества (включая  военные преступления, геноцид и  преступления против человечности, а  кроме того, перечень был дополнен уставами трибуналов для Югославии  и Руанды включением в него таких  преступлений как пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, а также  терроризм) вошли в юрисдикцию Международного трибунала, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993 г. для судебного преследования  лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, а также Международного трибунала по Руанде, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г. для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за такие преступления, совершенные на территории соседних государств. Кроме того, 17 июля 1998 г. на Римской дипломатической конференции ООН по учреждению Международного уголовного суда был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебного органа, призванного осуществлять правосудие в отношении таких преступлений против мира и безопасности человечества, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии.

Эти деяния рассматриваются  как преступные независимо от того, были ли они совершены во время  войны или после нее. Вместе с  тем, уставы послевоенных трибуналов установили существенное ограничение, состоящее  в том, что такого рода деяния рассматриваются  как преступления против человечности только в том случае, если они  совершены с целью осуществления  или в связи с преступлениями против мира или военными преступлениями. Таким образом, эти преступления, будучи совершенными не в связи с войной, не подпадают под определение преступлений против человечности.

Вышеперечисленные преступления представляют собой собственно международные  преступления, а именно преступления по международному праву, точнее, по общему международному праву. В силу того, что преступность соответствующих  деяний определяется общим международным  правом, их действие распространяется на любых лиц, где бы они не находились, независимо от того, отражен ли состав таких преступлений в законах  страны, где они совершены. Это  принципиальное положение было зафиксировано  уже в Уставе Нюрнбергского трибунала, в котором говорилось о подлежащих его юрисдикции преступлениях «независимо  от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где  они были совершены, или нет» (п. «с»  ст. 6).

Информация о работе Ответственность в международном праве