Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель исследования: комплексный теоретико-правовой анализ ответственности в сфере международного права.
В рамках данных направлений решены следующие задачи:
1. Выявлены тенденции развития норм о юридической ответственности в сфере предпринимательства.
2. Определены содержание и признаки юридической ответственности в международном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1 Понятие и виды международных правонарушений
2.2 Международные деликты
2.3 Международные преступления и преступления международного характера
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
4. СОГЛАШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ И ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
4.1 Понятие и сущность экстрадиции
4.2 Нормы экстрадиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

5. Уголовные санкции на  международном уровне не определены, поэтому определение наказания  является делом государств.

6. Общей целью создания  новых институтов международной  ответственности является борьба  с международными преступниками  и применение наказания за  совершение международных правонарушений. Компетенция МУСа на современном этапе ограничится по кругу лиц. Необходимость создания МУСа вытекает из того, что международное сообщество должно иметь механизм правосудия над серьезными нарушениями. МУС в отношении международных преступлений, совершаемых представителями государства, должен стать одним из элементов системы по поддержанию мира и безопасности.

Международные преступления принято относить к тягчайшим  международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования  государств и народов, подрывающим  основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности. Так, в упоминавшемся выше Проекте статей об ответственности государств устанавливается, что "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление".

Объектом международного преступления, как видно из определения, могут быть всеобщий мир и международная  безопасность, отношения между государствами  и народами, право народов и  наций на самоопределение, законы и  обычаи войны, права человека.

Впервые понятие международных  преступлений было конкретизировано в  Уставах Международных военных  трибуналов в Нюрнберге и Токио. Международные преступления могут  явиться результатом как действия, так и бездействия. Субъектами международных преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты международного права, а также физические лица.

Представляется целесообразным остановиться более подробно на проблеме ответственности физических лиц.

В современном международном  праве признается индивидуальная уголовная  ответственность физических лиц  за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны  с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную  ответственность, а физические лица - уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или  начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для  наказания таких лиц применяется  как международная, так и национальная юрисдикция.

Привлечение физических лиц  к ответственности за международные  преступления неразрывно связано с  созданием специальных органов  для рассмотрения подобного рода дел, называемых трибуналами. После  окончания Второй мировой войны  были созданы Международные военные  трибуналы в Нюрнберге и Токио  для суда над главными военными преступниками, хотя первая попытка привлечь к международной  уголовной ответственности военных  преступников была предпринята после  Первой мировой войны без создания трибунала. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был  состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны  он бежал в Нидерланды, чье правительство  отказалось его выдать.

Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных  уголовных судов предусмотрена  и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании  за него 1948 г. и Международной конвенции  о пресечении преступления апартеида  и наказании за него 1973 г. В связи с разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и  преступлениям против человечества 1968 г. представители государственных  властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность  независимо от времени совершения преступления. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

Среди физических лиц, совершивших  международные преступления, различают  две группы субъектов преступлений:

1) главные военные преступники  (главы государств, политики, военные  и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители  преступлений, выполняющие преступные  приказы или совершающие преступления  по своей инициативе.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может  быть предоставлено убежище. Конвенция  о неприменимости срока давности к военным преступлениям и  преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям  независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности - также и от того, были они совершены  в военное или в мирное время.

Что касается ответственности  международных организаций, то следует  отметить, что она имеет ряд  особенностей. Во-первых, она возникает  из нарушения ими международных  обязательств, вытекающих из договоров  и других источников международного права. Во-вторых, вопрос об ответственности  международных организаций не закреплен  повсеместно, а получил отражение  лишь в некоторых международных  договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

Ответственность международных  организаций устанавливается также  в конвенциях об ответственности  за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации  выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.

Международные организации  несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным  организациям и физическим лицам.

Международные организации  несут, в основном, материальную ответственность, и на практике существует тенденция  сочетания материальной ответственности  международной организации и  государств:

1) установление солидарной  ответственности организации и  государств-членов, т.е. претензии  об ответственности могут быть  предъявлены как государствам-членам, так и организации;

2) установление ответственности  самой организации, в таком  случае претензии предъявляются  только организации, которая сама  решает вопрос о распределении  бремени ответственности между  своими членами.

Например, в Конвенции  о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий:

a) любая претензия о  компенсации за ущерб предъявляется  в первую очередь международной  организации, осуществляющей запуск  объекта;

b) если организация в  течение шести месяцев не компенсировала  суммы причиненного ущерба, то  государство-истец может поставить  вопрос об ответственности государств - членов организации.

В теории отмечается, что  международные организации могут  быть и субъектами международных  претензий. Так, в консультативном  заключении Международного суда ООН  от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в  ООН, указывалось, что международная  организация может выступать  с претензией об ответственности  за причиненный ей ущерб.

Международная организация  может нести ответственность  и по международному частному праву, а также по внутреннему праву  государств. В этом случае ответственность  международной организации зависит  от признания ее правоспособности на территории государства на основании  учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Международный Пакт о  гражданских и политических правах  от 19 декабря 1966 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

2. IV Гаагская Конвенция  1907 г// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

3. Декларация “О наказании  за преступления, совершенные против  войны” от 13 января 1942 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

4. Международная конвенция  о ликвидации всех форм расовой  дискриминации от 7 марта 1966 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

5. Резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН 2444 (XXIII) “О правах человека в период вооруженных конфликтов” от 19 декабря 1968 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

6. Конвенции участников  СНГ «О правах и основных  свобод человека» от 25 мая 1995 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

7. Декларация СБ ООН о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом от 12 ноября 2001 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

8. Устав Международной  организации уголовной полиции  1956 г. // Информационный вестник НЦБ  Интерпола в РФ. 2004 г. № 1. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

9. Декларация о принципах  международного публичного права,  касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом Организации  Объединенных Наций 1970 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

10. Устав Организации Объединенных  Наций от 26 июля 1945 года // Международное  право в документах. М.,1982. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

11. Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948 года // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

12. Конвенция об обращении  с военнопленными от 12 августа  1949 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2010.

13. Алексидзе Л.А. Некоторые  вопросы теории международного  публичного права: императивные  нормы (jos cogens). Тбилиси, 2002, - 423 с.

14. Василенко В.А. Основы  теории международного публичного  права. Киев, 2002, - 421 с.

15. Действующее международное  право: В 3-х томах. Международное  гуманитарное право. Т. 2: Разд. 14 - 16 / Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.. - М.; Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 2007. - 832 с.

16. Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций международных отношений // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. - № 1. - с.32-36.

17. Ильин Ю.Д. Международное  публичное право: Лекции. — М.: Юристъ, 2002. — 206 с.

18. Каламкарян Р.А. Законченность системы современного международного публичного права и запрет// ГиП. 2006. № 1. С. 67—75.

19. Колосов Ю.М. Европейское  международное право. М. 2010, - 458 с.

20. Контроль в современном  международном праве: Монография / Валеев Р.М. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Казань; Центр инновационных технологий, 2003. - 321 с.

21. Курс международного  права: В 7-ми томах. Отрасли  международного права. Т. 6 / Арцибасов И.Н., Ашавский Б.М., Игнатенко Г.В. и др.. - М.; Наука, 2002. - 312 с.

22. Курс международного  публичного права . В 7 т. Т. 1. М., 1989; - 456 с.Т. 4. М., 2000- 496 с.

23. Левин Д.Б. Актуальные  проблемы теории международного  публичного права . М., 2001, - 478 с.

24. Лукашук И.И. Международное публичное право в судах государств. М., 2003. - 289с.

25. Международное право:  ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ –  4-е изд., перераб. и доп., -М.: Международные отношения, 2003. - 498с.

26. Международное публичное  право: Практикум / Бекяшев К.А., Волосов М.Е.. - М.; Проспект, 2001. - 240 с.

27. Статут Международного  Суда ООН // Действующее международное  публичное право / Сост. Ю.М.. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. Т. 1. М., 2006. - 478с.

28. Теория международного  права: В 2-х томах. Старые  и новые теоретические проблемы. Т. 2 / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 2009. - 531 с.

29. Теория международных  отношений: Учебное пособие / Цыганков  П.А.. - М.; Гардарики, 2004. - 590 с.

30. Тиунов О.И. Принцип  соблюдения международных обязательств. М., 2001, - 253 с.

31. Торкунова А.В. Современные международные отношения. М. 20080, - 482 с.

32. Тункин Г.И. Теория международного права. –М.: Зерцало, 2004.- 398с.

33. Тункин Г.И. Теория международного публичного права . М., 2002, - 521 с.

Информация о работе Ответственность в международном праве