Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель исследования: комплексный теоретико-правовой анализ ответственности в сфере международного права.
В рамках данных направлений решены следующие задачи:
1. Выявлены тенденции развития норм о юридической ответственности в сфере предпринимательства.
2. Определены содержание и признаки юридической ответственности в международном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1 Понятие и виды международных правонарушений
2.2 Международные деликты
2.3 Международные преступления и преступления международного характера
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
4. СОГЛАШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ И ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
4.1 Понятие и сущность экстрадиции
4.2 Нормы экстрадиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Второй вид преступлений по международному праву представляют собой конвенционные преступления. Их состав предусмотрен конвенциями, обязывающими участвующие государства ввести соответствующие нормы в свое уголовное право в целях обеспечения  юрисдикции. Традиционно используется следующая формулировка: «Каждое  Договаривающееся Государство принимает  такие меры, какие могут оказаться  необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию над преступлением» (ст. 5 Конвенции о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971г.).

Таким образом, к международным  преступлениям мы можем отнести:

Преступления против мира:

-  подготовка либо ведение  агрессивной войны;

-  пропаганда войны;

-  террористический акт  против представителя иностранного  государства;

-  нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой;

-  международный терроризм  [ 25 c. 70]

Среди преступлений против мира выделяются два преступления, так  или иначе связанные с планированием, подготовкой, развязыванием или  ведением агрессивной войны либо ее пропагандой. Остальные преступления данной группы являются преступлениями террористической направленности, преследующими, в том числе, и цель провокации войны .

Под преступлениями против безопасности человечества понимаются криминализированные  на национальном уровне деяния, которые  посягают на защищаемые международным  правом основополагающие права человека, окружающую природную среду.

Преступления против безопасности человечества: геноцид; депортация; незаконное содержание в заключении; обращение  в рабство; массовое или систематическое  осуществление казней без суда; похищение  людей, за которыми следует их исчезновение; пытки или акты жестокости, совершаемые  в связи с расовой, национальной, этнической принадлежностью, политическими  убеждениями и вероисповеданием гражданского населения; производство, накопление либо распространение запрещенных  средств ведения войны; разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни; экоцид .]

Большинство преступлений против безопасности человечества посягают на основополагающие права человека, составляющие так называемое “неизменное ядро”  прав человека, такие как: право на жизнь; недопустимость дискриминации; недопустимость пыток или жестоких бесчеловечных или унижающих  достоинство обращения и наказаний; недопустимость рабства или иного  подневольного состояния; право  на процессуальные гарантии во время  судебного разбирательства. В соответствии с п.2 ст.4 Международного пакта о  гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. никакие обстоятельства не могут “служить основанием для  каких-либо отступлений” от положений  международного права, регулирующего  данные права.

Объектом преступлений, указанных  выше, являются международный мир  и безопасность человечества, а также  защищаемые международным правом права  человека, окружающая природной среда.

В отличие от преступлений против мира и безопасности человечества преступления международного характера (также являющиеся разновидностью международных  преступлений) не находятся в непосредственной связи с действиями государств.

Уголовная юрисдикция государства  в принципе территориальна в том смысле, что она принадлежит органам правосудия того государства, в пределах территории или юрисдикции которого совершено уголовное преступление. Иными словами, все лица (кроме пользующихся соответствующим иммунитетом), совершившие в таком случае преступление в соответствии с внутренним правом государства, подлежат его уголовной юрисдикции.

Государства устанавливают  также свою юрисдикцию в отношении  преступлений, совершенных их гражданами и вне пределов их уголовной юрисдикции, иначе – персональную юрисдикцию, обычно лишь в отношении ограниченной категории тяжких преступлений. Но осуществление персональной юрисдикции возможно, естественно, лишь тогда, когда  соответствующее лицо окажется во власти государства его гражданства.

Поэтому издавна существует сотрудничество государств в деле превенции  и наказания за совершаемые индивидами преступления, как правило, тяжкого  или особо тяжкого характера, ибо борьба с такими преступлениями требует объединения усилий заинтересованных государств на двустороннем, локальном  или универсальном уровнях путем  заключения между ними международных  договоров. Такие договоры устанавливают обязательства государств, касающиеся розыска предполагаемого преступника, уголовного преследования его в соответствии с их внутренним законодательством либо выдачи другому государству, казания иной правовой помощи. Именно в этом и состоит причастность международного права к делу борьбы с уголовными преступлениями.

Наконец, в силу сложившегося международного обычая или общепризнанных положений универсальных международных  договоров определенные преступления индивидов составляют ныне особую категорию, которую целесообразно именовать  уголовными преступлениями международного характера или иным образом.

Необходимость соответствующей  терминологии предопределяется тем, что  термин «преступление» обозначает ныне в международно-правовых актах одну из категорий международно-противоправных деяний государств. Следовательно, терминологически надо различать преступления государств и преступления индивидов. Словосочетание «уголовные преступления» достаточно четко обозначает, что речь идет именно о преступлениях индивидов.

Кроме того, речь идет о преступлениях, социально опасных не только для  данного государства или нескольких государств, заключивших соглашения о совместных мерах борьбы с ними, но и для сообщества государств или  человечества в целом. Терминологически это преступления международного характера. Последнее словосочетание («международного  характера») призвано обозначить их социальную опасность для человечества в  целом.

Конечно, возможна и иная терминология. Беда, однако, в том, что  сколько-нибудь устоявшейся терминологии не существует. Каждый автор предлагает свою, и терминологическая неразбериха в этом вопросе вполне очевидна.

Таким образом, уголовные  преступления международного характера  — это особая категория преступлений физических лиц (группы лиц), которые  являются социально опасными преступлениями для человечества в целом и  в отношении которых международное  сообщество государств установило особую компетенцию (обязанность) каждого  государства в деле борьбы с такими преступлениями.

Такая особая компетенция (обязанность) государств установлена по общему международному праву, либо в силу соответствующего международного обычая, либо, чаще, в  силу общепризнанных положений универсальных  международных договоров. Более  конкретно это сводится в основном к следующему.

Во-первых, на международном  уровне определяется состав уголовных  преступлений международного характера, в уголовно-правовой оборот вводятся определенные виды таких преступлений (например, преступления против мира, преступления против человечности, преступления апартеида, геноцида и т.д.). [ 23 c. 104]

Во-вторых, международное  право обязывает государство  преследовать по своему национальному  праву лиц, виновных в уголовных  преступлениях международного характера, коль скоро они находятся в  его власти, устанавливая экстерриториальную и эксперсональную юрисдикцию государства по таким преступлениям, иначе — универсальную юрисдикцию, т.е. юрисдикцию, действующую независимо от места совершения преступления международного характера и независимо от гражданской принадлежности преступника. [ 28 c. 951]

Неотвратимость наказания  за уголовные преступления международного характера достигается, кроме того, обязанностью каждого государства  либо судить такого преступника, либо выдать его для судебного преследования  государству, в пределах юрисдикции которого совершено данное преступление, или государству национальной принадлежности данного преступного лица, а также  сотрудничеством государств по обнаружению  предполагаемого преступника и  в деле принятия практически осуществимых мер по предотвращению указанных  преступлений.

Возможно также заключение универсальных международных договоров  о неприменимости срока давности к уголовным преступлениям международного характера. Так, в частности, в 1968 г. была разработана и заключена  Конвенция о неприменимости срока  давности к военным преступлениям  и преступлениям против человечности.

Повторим, что, как правило, устанавливается обязанность государств преследовать за уголовные преступления международного характера по своему национальному праву. Возможность же учреждения по некоторым конвенциям международного уголовного суда весьма проблематична, практически нереальна. Например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. предусматривают возможность юрисдикции международного уголовного суда для сторон, признавших такую юрисдикцию. Однако такие суды учреждены не были. [15 C. 189]

Большинство же других международных  конвенций о предупреждении и  пресечении уголовных преступлений международного характера вообще не предусматривают возможности учреждения международных судебных инстанций. Тем не менее следует иметь в виду, что существует определенная связь между тяжкими международно-противоправными деяниями государства, обозначаемыми ныне термином «преступление государства», и сопутствующими ему преступлениями международного характера индивидов, в частности руководящих должностных лиц. Это создает впечатление, что уголовная ответственность таких лиц, как и ответственность государства, возникает непосредственно на основании международного права и является одной из форм ответственности государства за его международное преступление. В действительности же, преступления государства и преступления физических лиц, в том числе уголовные преступления международного характера, — явления совер­шенно разноплановые. Ответственность государства существует на основании и в соответствии с международным правом, а уголовная ответственность индивида — в соответствии с внутренним правом государства, коль скоро она таковым предусмотрена.

Кроме того, определенная взаимосвязь  между преступлениями государств и  преступлениями международного характера  физических лиц отнюдь не абсолютна. Ее вообще может не существовать и  действительно во многих случаях  не существует.

ответственность правонарушение международное право

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ  И ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Сотрудничество государств в борьбе с нарушениями международной законности затрагивает ту область общечеловеческих интересов, где необходимость в их предотвращении и борьбе с ними определяет и совместные действия, и широкое использование международного механизма, прежде всего ООН.

Система ООН была создана, в числе прочего, для борьбы с  международными преступлениями, такими как агрессия, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить  веру в основные права и свободы  человека и достоинство личности.

ООН – единственная из существующих организаций, обладающая мандатом и  международным механизмом, необходимым  для оказания странам эффективной  помощи в целях предупреждения преступности и борьбы с ней в национальном и международном масштабах. Вместе с тем, как говорилось на VIII конгрессе  по борьбе с преступностью, ООН не хватает "организационных возможностей для полной и эффективной реализации своих обязанностей".

Преступность как общесоциальный феномен, никогда не остававшаяся уделом одной страны, перешла границы государств и обрела общемировое значение. Весьма актуальны слова из вступительной речи Генерального секретаря IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Дж. Джакомелли о том, что преступность стала одной из самых серьезных проблем в мире, которая создает угрозу для развития и безопасности государств. Наряду с уважением законных прав государств в отношении национального суверенитета и верховенства национального законодательства в международных соглашениях следует признать, что преступные группы ведут свою деятельность на международном уровне и рассматривают границы не как барьеры, а как коммерческие возможности.

Перед Организацией Объединенных Наций была поставлена задача —  оказать содействие членам мирового сообщества в проведении практических и исследовательских мероприятий  в области уголовной юстиции: дать определение понятия общеуголовной  преступности в масштабах международного сообщества, показать необходимость  выработки правовых документов по регулированию  межгосударственного сотрудничества в области борьбы государств с  общеуголовной преступностью, рассмотреть  вопрос о территориальности и  экстратерриториальности международного уголовного права.

На шестой сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (28 апреля 9 мая 1997 г.) была выработана специальная резолюция "Международное сотрудничество в вопросах уголовного права". В этом документе государствам — членам международного сообщества в рамках национальных правовых систем в контексте использования и применения договоров о выдаче предлагалось принять ряд вполне необходимых, на наш взгляд, мер. Институализация данного акта в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в ходе проведения пятьдесят второй сессии придает ему надлежащий юридический вес. [28 С. 90]

Вопросы сотрудничества в  борьбе с международной преступностью  рассматривают и решают органы ООН, такие как Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и Международный  суд.

Информация о работе Ответственность в международном праве