Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель исследования: комплексный теоретико-правовой анализ ответственности в сфере международного права.
В рамках данных направлений решены следующие задачи:
1. Выявлены тенденции развития норм о юридической ответственности в сфере предпринимательства.
2. Определены содержание и признаки юридической ответственности в международном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1 Понятие и виды международных правонарушений
2.2 Международные деликты
2.3 Международные преступления и преступления международного характера
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
4. СОГЛАШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ И ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
4.1 Понятие и сущность экстрадиции
4.2 Нормы экстрадиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Особое внимание борьбе с  международной преступностью уделяют  комитеты Генеральной Ассамблеи  и Экономического и Социального  Совета: Комитет по правовым вопросам, Комитет по социальным и гуманитарным вопросам, Комиссия по правам человека, Комитет по борьбе с преступностью  в Венском филиале ООН и  др.

Представленные в этих органах государства рассматривают  практически все вопросы сотрудничества в борьбе с преступностью –  обеспечение безопасности и охраны дипломатических и консульских  представительств и представителей, выработка мер против пыток, незаконной торговли наркотиками, разработка принципов  защиты лиц, подвергшихся аресту, минимальных  правил обращения с преступниками, рекомендации по борьбе с организованной преступностью и др.

В сфере деятельности ЭКОСОС и Комиссии социального развития находятся также вопросы борьбы против общеуголовной преступности.

Под эгидой ЭКОСОС, кроме  Комиссии ООН по правам человека, регулярно, один раз в пять лет, собираются Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

ЭКОСОС принимает решения  о создании вспомогательных международных  органов, утверждает их статус, регламент, разрабатывает основные направления  их деятельности, созывает конференции, сессии органов, утверждает рекомендации, принимает резолюции, утверждает долго-, средне- и краткосрочные программы  деятельности ООН по борьбе с преступностью. ЭКОСОС может поручить провести исследования и составить доклады по определенным проблемам, подготовить рекомендации для Генеральной Ассамблеи, проекты  международных соглашений и др.

Организацией Объединенных Наций созданы научно-исследовательские  институты по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они играют важную роль в разработке эффективных мер борьбы с преступностью  и координации деятельности правоохранительных органов в конкретных регионах. В связи с этим следует назвать научно-исследовательский институт социальной защиты ООН (1968 г. — ЮНСДРИ — Рим), рассматриваемый как часть аппарата ООН; Институт ООН для стран Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1961 г. — ЮНАФЕИ Токио); Институт ООН для стран Латинской Америки по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975 г. - ЮНЛАИ - Сан-Хозе); Институт ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней на Севере и в Центре Европы (1982 г. – Хельсинки), Центр социальных и криминологических исследований при ООН (1972 г. — Каир); институт, аналогичный Хельсинкскому, в Милане; наконец, Отделение по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата ООН, созданное в 1950 г., во главе с помощником директора Центра по проблемам социального развития и гуманитарным вопросам.

В принятом VI Конгрессом ООН  по предупреждению преступности и обращению  с правонарушителями документе "Краткое  изложение программы работы отделения  по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата ООН" задачи Отделения определяются следующим  образом. Отделение несет ответственность  за:

·  политику и стратегию  в области предупреждения преступности на международном уровне в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета;

·  подготовку и обслуживание конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также сессий Комиссии по предупреждению преступности и борьбе с ней;

·  координацию деятельности в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в рамках системы ООН, особенно региональных и межрегиональных институтов, а  также административных органов, подчиняющихся  специализированным функциональным комиссиям, таким как Отдел прав человека (в настоящее время — Центр  по правам человека) и Отдел по борьбе с распространением наркотиков. Они  обеспечивают координацию технической  помощи, оказываемой государствам-членам и региональным институтам в области  предупреждения преступности и уголовного правосудия. Все эти задачи выполняются  в тесном сотрудничестве с правительственными, национальными корреспондентами, меж- и неправительственными организациями, научными учреждениями и отдельными экспертами.

Современное международное  уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.

Судить военных преступников могут как специально созданные  международные суды (международные  военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления. [22 С. 232]

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности  военных преступников была предпринята  после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над  кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось его выдать, а состоявшихся во время  Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято  решение подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию.

Истории известны два выполнивших  свои задачи судебных органа, именовавшихся  Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после  окончания Второй мировой войны.

Первым — в соответствии с Соглашением между правительствами  СССР, США, Великобритании и Франции  от 8 августа 1945 г. — был образован  Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции  в отношении государственных  и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.

Второй Международный  военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими  преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой  был также специально для него принятый группой государств Устав.

Этот Трибунал включал  представителей 11 государств — СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о  создании Международного уголовного трибунала  по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден  Устав трибунала, а в 1995 г. начался  процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права. [22 С. 78]

Первая миссия состоялась сразу после воздушной операции НАТО в Косово. 12 июня 1999 года миссия Трибунала вошла в Косово вместе с силами KFOR. С июня 1999 по февраль 2000 года ею было проинтервьюировано более  трех тысяч свидетелей.

Совет Безопасности по итогам обсуждения ситуации в Югославии  единогласно принял резолюцию 827 (1993), в которой одобрил доклад Генерального секретаря о создании Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ).

В соответствии с решением Совета Безопасности ООН, в полномочия МТБЮ входят обвинения по четырем  группам нарушений:

Ä  грубые нарушения Женевских  Конвенций 1949,

Ä  нарушения законов  и обычаев войны,

Ä  преступления геноцида.

Ä  преступления против человечности.

Период юрисдикции: Совершенные  на территории бывшей Югославии преступления, начиная с 1991 года. Согласно Уставу, суд выносит приговоры в отношении  только физических лиц.

При создании суда предусматривалось, что МТБЮ закончит свои расследования  к 2007 году, однако уже ясно, что мандат его придется продлить. Общее внимание к суду и высокая оценка его  влияния определила и значительные расходы. МТБЮ стал масштабнее Нюрнбергского  процесса: тысяча сотрудников, семьдесят  пять языков, годовой бюджет за сто  миллионов долларов. [ 37 c. 102]

В тюрьме, приданной трибуналу  по бывшей Югославии, находится свыше  ста военных преступников и еще  столько же находятся в розыске. В суде активно идут процессы; вынесены уже десятки приговоров.

Отдельно стоит рассмотреть  международную организацию уголовной  полиции.

Международная организация  уголовной полиции была создана  в 1923 г., но в современном виде действует  с 1956 г., когда был принят новый  Устав Международной организации  уголовной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

a  Обеспечение широкого  взаимодействия всех национальных  органов уголовной полиции;

a  Развитие учреждений  по предупреждению преступности  и борьбе с ней;

a  Интерполу не разрешается  осуществлять какую-либо деятельность  политического, военного, религиозного  или расового характера. [ 36 c. 206]

Интерпол имеет следующую  организационную структуру.

1.  Генеральная ассамблея  состоит из делегатов, назначаемых  государствами – членами. Ассамблея  определяет задачи и принципы  деятельности Интерпола, избирает  должностных лиц Интерпола, дает  рекомендации членам Организации.  Ассамблея проводит свои сессии  ежегодно.

2.  Исполнительный комитет  состоит из Президента Интерпола,  трех Вице-президентов и девяти  делегатов, избираемых Генеральной  Ассамблеей (Президент на четыре  года, остальные лица – на три). Исполком готовит заседания Генеральной  Ассамблеи, контролирует исполнение  ее решений, выполняет иные  функции. Исполком собирается  на заседания не реже одного  раза в год.

3.  Постоянно действующим  органом Интерпола является Генеральный  секретариат, состоящий из Генерального  секретаря (избирается Генеральной  Ассамблеей на пять лет) и  технического и административного  персонала (назначается Генеральным  секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство  – участник определяет орган (Национальное центральное бюро НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с  Организацией.

Советники осуществляют научное  консультирование Интерпола и назначаются  Исполкомом на три года.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола – г. Лион (Франция).

Основные направления  деятельности Интерпола следующие.

Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о «международных»  преступниках и преступлениях, носящих  международный характер.

Международный розыск. (Основной вид розыска по каналам Интерпола  – это розыск преступников).

Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

Розыск лиц, пропавших  без вести.

Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.). [ 20 c. 306]

В системе Интерпола также  осуществляется сбор и обобщение  статистических данных о преступности в странах – участницах. При  этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный  характер, и «международных преступниках». [29 с. 42]

 

4. СОГЛАШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ  ПРЕСТУПНИКОВ И ОБ ОКАЗАНИИ  ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

 

4.1 Понятие и сущность  экстрадиции

Впервые термин «экстрадиция» (франц. extradition - лат. ех из, вне + traditio передача) вошел в оборот благодаря Франции, где был официально употреблен в декрете от 19 февраля 1791 года, которым регламентировались отдельные процедуры выдачи, а сам французский язык получил в конце XVIII в. официальное признание в качестве рабочего языка дипломатической переписки по делам о выдаче [14, с. 167].

В разной литературе и словарях термин «экстрадиция» определяется по разному: в более широком и в более узком смысле. Краткое определение экстрадиции можно выразить в том, что термин «экстрадиция» сводиться только к выдачи одним государством другому лица, для привлечения его к уголовной ответственности. Но более правильным и широким определение экстрадиции будет звучать так: «экстрадиция – это передача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства, по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора». [24, с. 82].

Нужно отметить, что в целом  институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему  отказывается в праве на самостоятельное  существование. Вследствие этого экстрадицию  часто принимают за выдачу, а вопросы  экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что  анализу подвергаются лишь те нормы  института экстрадиции, которые  в той или иной мере оказываются  связанными с выдачей. Вместе с тем  вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не исчерпывается. Нужно уточнить, что экстрадиция и выдача не являются тождественными понятиями. Основополагающие международно-правовые документы об экстрадиции были приняты в послевоенное время и понятие экстрадиции, которое используется в них, опирается в основном на концепцию выдачи преступников.

Информация о работе Ответственность в международном праве