Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель исследования: комплексный теоретико-правовой анализ ответственности в сфере международного права.
В рамках данных направлений решены следующие задачи:
1. Выявлены тенденции развития норм о юридической ответственности в сфере предпринимательства.
2. Определены содержание и признаки юридической ответственности в международном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1 Понятие и виды международных правонарушений
2.2 Международные деликты
2.3 Международные преступления и преступления международного характера
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
4. СОГЛАШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ И ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
4.1 Понятие и сущность экстрадиции
4.2 Нормы экстрадиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Практика экстрадиции  действительно поначалу опиралась  на концепцию выдачи, но концепция  выдачи отражала реалии экстрадиционной деятельности государств в тех международно-правовых и политических реалиях, которые уже ушли в прошлое. В связи с этим экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей нельзя потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается, так как процедура экстрадиции может закончиться и отказом в выдаче.

С одной стороны - институт выдачи является актом правовой помощи, который основан на международных  договорах и базируется на общепризнанных нормах и принципах международного права, состоящий в передаче обвиняемого  или осужденного государством, на территории которого он находиться, требующему его передачи государству, на территории которого он совершила преступление или гражданином которого он является, для привлечения к уголовной  ответственности или приведения к исполнению приговора. С другой стороны – в экстрадиции усматривается не только выдача преступников и наказание виновных, но и более широкие вопросы, которые состоят в правовой помощи и сотрудничестве между государствами. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что задачи, цели и функции института экстрадиции не повторяют и не поглощаются задачами, целями и функциями института выдачи. Нормы института экстрадиции охватывают более широкий круг вопросов, чем у выдачи. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции.

В этом аспекте проявляется  целый ряд новых действий и  целей: институт экстрадиции предусматривает  регулирование международного сотрудничества и правовой помощи между государствами  по уголовным и гражданским делам, а также принимает меры по обеспечению  необходимых процессуальных и правовых гарантий, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдения прав человека.

Концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно  определить как концепцию правовой помощи. Переход на новую концепцию  способствовал дальнейшему развитию практики экстрадиции, вывел ее за пределы  выдачи преступников, вследствие чего экстрадиция распространилась на более  широкую область международно-правового  сотрудничества между государствами. Концепция правовой помощи позволила  существенно обогатить практику экстрадиции. В значительной мере расширяется  круг участников экстрадиционной деятельности. Объединяются усилия государств, и повышается эффективность их международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

 

4.2 Нормы экстрадиции

Международно-правовое регулирование  института экстрадиции имеет  два вида норм. Один можно отнести  к нормам романо-германской правовой системы, другой к нормам англо-саксонской правовой системе права. И один и  другой вид норм имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Романо-германская правовая система права способствует обеспечению законности и права  выдаваемого лица, но в тоже время  она способствует виновному в  совершенном преступлении избежать заслуженного наказания. Англо-саксонская система права способствует снижению роли общих принципов и предоставляет  суду право выносить приговор по конкретному  делу с учетом конкретных обстоятельств, преследуя цель обеспечить наказания  преступника.

Различие в правовых системах находят свое отражение в международно-правовом регулировании института экстрадиции. Англо-саксонская правовая система  права отрицает существование принятых другими государствами принципов  экстрадиции в качестве общеобязательных. И на этот счет, самое основное внимание уделяется двусторонним договорам, которые регулируют сотрудничество государствами с одной системой права.

Установление международных  норм об экстрадиции, можно считать  отдельными элементами обеспечения  законности при оказании правовой помощи в обеспечении прав человека, более  важным моментом является проведение таких норм в действие.

Вопросам экстрадиционной деятельности, а не просто вопросам выдачи преступников посвящены многие важные международно-правовые документы и решения. К ним относятся документы ООН (Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры. Можно сказать о том, что жизнеспособность, эффективность и действенность указанных положений и документов прошла проверку временем. Передача осужденных из одного государства в другое для отбывания назначенного наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче 1957 года, которыми, в частности, предусматривается не только передача, но также такие ее разновидности, как отсроченная передача и передача с условиями.

Экстрадиция регламентируется не только многосторонними соглашениями (конвенциями ООН, региональными  международными организациями), но и  двусторонними соглашениями, которые  заключаются между конкретными  государствами. Такие двусторонние договоры можно определить по трем видам. К первому виду можно отнести  специально заключенные договоры по проблеме экстрадиции. Ко второй группе относятся договоры, в которых  регламентация выдачи лиц осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 года, подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачи преступников. Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробно регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.

Законодательство разных стран по-разному решает вопрос о  природе экстрадиции. Например, в  Италии нормы о выдаче преступников включены в Уголовный кодекс (1984 г.).

Место экстрадиции, т.е. института  выдачи преступников, в системе международного права толкуется отнюдь не однозначно. Иногда его считают институтом второстепенным, отживающим свой век. Между тем преступность усложняется, не признает границ; организованная преступность разных стран устанавливает  тесные контакты; преступники, совершившие  преступление в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя  места проживания, получая поддержку  и содействие со стороны своих "собратьев". Все это делает проблему экстрадиции  весьма актуальной. В то же время  отмечается стремление многих государств не выдавать своих граждан, совершивших  преступления за границей, если даже они  не пользуются дипломатическим иммунитетом. Другие же страны охотно отдают "своих" преступников, снимая с себя бремя  их ресоциализации.

Понимание правовой природы  экстрадиции также неодинаково. Некоторые ученые полагают, что выдача преступников - это чисто административный вопрос, ибо часто решение о  ней принимает не суд, а правительство  или какой-либо его орган. Следовательно, можно отнести этот институт к  административному или государственному праву. В то же время экстрадицию  можно рассматривать как элемент  уголовно-процессуального права, ибо  налицо порядок передачи человека, совершившего преступление, другой стране с соблюдением определенных процессуальных гарантий. Экстрадицию можно считать  и частью уголовного права, а именно — института исполнения наказания.

О выдаче преступников говорится  и в конституциях Франции, Германии, Ирландии, Италии, Португалии, Испании.

Практически вопросы экстрадиции  в европейских странах, как правило, решают все-таки судебные органы, в  частности обычные уголовные  суды. В то же время многие страны признают возможным для решения  вопросов выдачи преступников создавать  экстраординарные суды, или суды ad hoc.

Об этом упоминается в  законодательных актах и юридической  литературе Австрии, Дании, Франции, Португалии, Швейцарии и Испании. Исландия, Финляндия  и Швеция также не исключают создания особых судов для решения вопросов экстрадиции.

В качестве исторической справки  вспомним, что вопрос о выдаче преступников впервые возник в связи с высылкой дипломатов, совершивших в других странах неблаговидные поступки или преступления. Родился "дипломатический  иммунитет" - новый институт, затем  увеличился круг субъектов, на которых  этот иммунитет распространялся. Далее "правом невыдачи" стали пользоваться те, кто просил в другом государстве  политическое убежище, совершив до этого  преступление, наказуемое по законам  той страны, из которой он бежал. Наконец, под видом политических убеждений "правом невыдачи" стали  пользоваться те, кто совершил обычные  уголовные преступления. Известным  фактом стала невыдача Турцией и  США литовских террористов Бразинскасов, убивших бортпроводницу советского самолета.

Критикуя рассматриваемый  институт, многие ученые отмечают, что  существующие договоры между государствами  об экстрадиции не всегда соответствуют  Пактам о правах человека. Наиболее характерный пример такого несоответствия — случаи, когда между странами идут переговоры о выдаче, нередко  продолжающиеся несколько лет, а  гражданин, вина которого судом еще  не доказана, все эти годы находится  в заключении. Общепринятые и, казалось бы, вполне разумные положения международного права в подобных случаях осложняют  деятельность национальных правоохранительных органов, противоречат внутреннему  законодательству и пактам о правах человека. Поэтому в договоры об экстрадиции должны включаться общепризнанные принципы и нормы, содержащиеся в  пактах о правах человека, при обязательном уважении национального законодательства государств.

Но, несмотря на все эти  трудности и противоречия, очевидно, что в борьбе с международной  преступностью без института  экстрадиции обойтись невозможно.

Существует огромное количество двусторонних договоров об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Югославией (1970 г.), Германией и Австралией (1987 г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией (1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.), Ирландией и США (1983 г.), а также между странами Латинской Америки, Европы и т. д. Из числа региональных соглашений можно упомянуть договор о выдаче преступников, заключенный в 1966 г. членами Британского содружества наций.

Бывшим СССР был заключен ряд договоров о правовой помощи: с КНДР (1957), Польшей (1958), Румынией (1959), Албанией (1958), Венгрией (1958), Югославией (1962), Монголией (1988), Финляндией (1978) и  др. Надо, однако, заметить, что в  некоторых договорах разделы  об экстрадиции сформулированы в  общей форме, без необходимой  конкретизации, что затрудняет практику выдачи преступников. Договоры о правовой помощи в принципе шире соглашений о выдаче. В них включаются вопросы и государственного, и гражданского, и других отраслей права, с помощью которых регулируются экономические, межгосударственные и иные отношения. Нередко в этих договорах имеются указания на то, что та или иная проблема, в том числе экстрадиции, должна быть урегулирована отдельно.

Экстрадиция реализуется  в таких формах:

1) выдача;

2) отказ в выдаче;

3) отсрочка выдачи;

4) временная выдача;

5) экстрадиционный транзит;

6) передача.

 Цели экстрадиции состоят  не только в выдаче тех, кто  должен быть выдан, но и в  обеспечении невыдачи тех, кто  выдаче не подлежит: чья выдача  нарушала бы права, свободы  и интересы государства. Цели  экстрадиции направлены в первую  очередь на создание и укрепление  единого юридического механизма,  в котором задействованы разные  государства, обеспечивающие юридические  гарантии соблюдения международно-признанных  прав и свобод граждан и  лиц без гражданства в сфере  межгосударственного сотрудничества  и правовой помощи по уголовным  и гражданским делам. Выдача  преступника может преследовать  цель и применение к нему  наказания. В этом случае основанием  для решения вопроса служит  вынесенный и вступивший в  силу приговор суда. Возможна  также выдача преступника, осужденного  в одном государстве, другому,  гражданином которого он является, для отбытия наказания.

В соответствии со сложившейся  международной практикой требование о выдаче преступника государство  предъявляет в случаях, когда:

-  преступление совершено  на его территории;

-  преступник является  гражданином этого государства;

-  преступление было  направлено против этого государства  и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем  на основе международных договоров  и норм международного права. При  этом в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

В практике международных  отношений, связанных с борьбой  с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они  совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства. В современном  международном праве утвердилась  позиция, согласно которой убежище  может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве  по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического  преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически  вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.

При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим  путем. (Пример: Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений).

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

-  преступление, за совершение  которого предъявлено требование  о выдаче, должно признаваться  преступлением и по законам  страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).

-  если по законам  страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь,  а в государстве, где находится  лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием  выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства,  требующего выдачи, о том, что  смертная казнь к выданному  преступнику применена не будет.

Информация о работе Ответственность в международном праве