Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Что касается российских судей, то необходимо отметить, что они, не имея представления о ней, не могут даже пытаться оценить размер ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны.

Конечно, судьи могли  бы обратиться за соответствующей помощью, но о том, к кому именно, Закон  умалчивает.

Особо актуальна задача создания и закрепления на законодательном  уровне соответствующей методики определения  ущерба, нанесенного безопасности страны утечкой секретной информации.

В настоящее время  в Российской Федерации потенциальный (реальный) ущерб от разглашения государственной тайны определяется лишь качественно: существующие нормативно-методические документы не позволяют производить количественную оценку величины ущерба от разглашения сведений, указанных в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Это, в свою очередь, не позволяет согласовывать этот ущерб с нормами УК РФ, на основе которых накладываются конкретные санкции.

Среди других недостатков, присущих действующему Закону РФ "О  государственной тайне", уже называлось наличие в его статье 5 излишне широкого определения различных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Большой масштаб этих категорий позволяет быстро определить, даже в первом приближении, конкретную группу сведений, составляющих государственную тайну. Однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть значительный объем частных сведений, поэтому оценить конкретную величину количественного ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае весьма затруднительно и, как правило, невозможно.

Например, нормативно-методические документы, утверждаемые руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованные с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, не позволяют (или мало вероятно, что позволят) учесть вклад в ущерб обороны и безопасности всего государства от таких малых категорий сведений, относящихся к государственной тайне, которые в свое время разгласил А.К. Никитин.

В качестве еще одного недостатка процедуры оценки размеров ущерба, нанесенного разглашением государственной  тайны, можно отметить то, что указанная  процедура сегодня отличается излишней сложностью. В ней задействованы по крайней мере три инстанции: Правительство РФ, руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями относить сведения к государственной тайне, и Межведомственная комиссия. В соответствии со ст.8 Закона "О государственной тайне" [4]:

порядок определения  размеров ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, устанавливается  Правительством РФ;

количественные и качественные показатели этого ущерба определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне;

каждый такой документ согласовывается с Межведомственной комиссией по защите государственной  тайны.

Руководители органов  государственной власти, наделенные полномочиями относить сведения к государственной  тайне, вряд ли смогут самостоятельно и, самое главное, качественно разработать  общедоступные нормативно-методические документы, в соответствии с которыми можно определять количественные и качественные показатели соответствующего ущерба, причем "на все случаи жизни".

Вследствие того что  методики оценки ущерба от разглашения  государственных секретов являются трудоемкими и специфическими (относятся  к сфере деятельности конкретной организации) выдача заключений о нанесенном ущербе в отношении лиц, которые нарушили законодательство о государственной тайне, должна производиться специализированными органами (а не адвокатами).

. В качестве имеющегося  недостатка ныне действующей концепции правовой защиты государственной тайны следует назвать и неприемлемость существующей неофициальной методики оценки (определения) размеров ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны.

В интересах "соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимной ответственности их по обеспечению безопасности" граждане должны знать и уметь определять размер ущерба, который может быть ими нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения ими сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого предприятиям, учреждениям и организациям, в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности.

В связи с этим возникает  целый ряд обоснованных вопросов: где гражданам можно ознакомиться с документами по определению (оценке) размера потенциального и реального ущерба безопасности Российской Федерации, каков порядок и правила допуска граждан к этим нормативно-методическим документам, имеют ли граждане возможность воспользоваться этими документами, если же не имеют такой возможности, то уменьшает ли это степень их возможной вины?

В настоящее время  отсутствуют как классификатор, так и конкретные методики расчета  ущерба, причиненного преступными посягательствами в сфере защиты государственной тайны, что само по себе приводит, во-первых, к незащищенности самой государственной тайны, а во-вторых, к отсутствию возможности оценить тяжесть последствий и надлежаще квалифицировать деяние.

Относительно официальных документов по определению (оценке) размера потенциального и реального ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, следует сослаться на п.3 ст.4 Закона РФ "О государственной тайне" [4]: Правительство должно "установить порядок, определение размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания", т.е. определить методики, согласно которым можно рассчитать размер ущерба <23>. Однако Российская Федерация до сих пор не имеет общедоступных документов, в которых были бы представлены методики оценки ущерба от разглашения государственной тайны.

Наряду с этим согласно Правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности <24>, "обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений" с определением "количественных и качественных показателей ущерба безопасности Российской Федерации в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны".

Однако порядок и  правила допуска граждан к  этим нормативно-методическим документам также до сих пор не разработаны. Это значит, что гражданин не имеет  возможности ознакомиться с этими документами, и, следовательно, отсутствие такой возможности уменьшает степень возможной вины лица, распространившего сведения, составляющие государственную тайну.

Таким образом, в настоящее  время на практике существует своеобразное противоречие, связанное с тем, что в России имеется специализированный (не общедоступный) подход к оценке ущерба, который наносится разглашением государственной тайны, но отсутствуют общеизвестные критерии и методики оценки этого ущерба, известные гражданам страны. В то же время необходимо признать, что эти методики и не могут быть общедоступными, так как в этом случае разглашается сама государственная тайна [16].

Возникающее противоречие между необходимостью иметь доступ к методикам оценки ущерба и необходимостью запрета на ее разглашение (общедоступной методики) также требует пересмотра существующей концепции (разработки, процедуры) защиты государственной тайны в нашей стране.

С учетом того, что в  настоящее время в нашей стране отсутствует общедоступная для всех граждан методика оценки ущерба от разглашения государственной тайны, требуется либо изменить УПК РФ в части осуждения преступников, либо поручить разработку качественных и количественных показателей данного ущерба особым компетентным и независимым военно-промышленным экспертам - специалистам в сфере обеспечения защиты государственной тайны или же специализированным военно-промышленным ведомствам (организациям).

В связи со сложностью и многообразием методов оценки ущерба от разглашения государственной тайны и отсутствием возможности открытого их опубликования для граждан из-за интересов государства, целесообразно вернуться к прежней практике, в соответствии с которой дела лиц, виновных в разглашении государственной тайны, передавались на рассмотрение военных судов (трибуналов).

Таким образом, анализ даже небольшого количества недостатков, существующих в сфере защиты государственной  тайны, диктует насущную необходимость  оптимизации концепции ее правовой защиты с учетом нынешнего положения  России в современном мире.

Заключение

 

Итак, в целом можно  заключить, что система защиты государственной  тайны в Российской Федерации  сформирована, в первую очередь речь идет о

нормативной ее базе. Приняты  законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с  соблюдением конституционных норм и норм ратифицированных международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. Ряд положений которых уже получили официально оценку Конституционного Суда России, органа конституционного судопроизводства, высших судебных органов общей юрисдикции. Т.е. сформирован и механизм соблюдения, соответствия законодательства о государственной тайне основному закону страны и международным договоренностям.

Официально закрепив определение понятие государственной  тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры. Возможно четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну, правовой гарантией соблюдения интересов всего общества стало закрепление перечня сведений, не могущих быть засекреченными. Однако же их неточность, размытость, объективно существующая, и также не могущая быть преодоленной по объективным же причинам, привела к возникновению ряда судебных процессов, затягиваемых порой на годы.

В первом параграфе первой главы мы ознакомились с понятием государственной тайны, определили основные характеристики данного понятия.

Во втором параграфе  нами была затронута история становления  организаций защиты государственной  тайны в России, что позволило  нам проследить тенденцию развития государственного управления в данном сегменте.

В третьем параграфе  нами были обозначены органы защиты, работой  которых является выявление "утечек" информации, составляющих государственную  тайну или находящихся под  грифом "Секретно". А так же защита данной информации и определения круга лиц, которые имеют право получить доступ к данной информации.

В четвертом параграфе  нами был рассмотрен процесс оформления допуска к государственной тайне  лиц, которые по своим профессиональным обязанностям нуждаются в использовании данной информации.

В первом параграфе второй главы мы обозначили функцию государственной  тайны по отношению к людям  и обществу. В этой части нашей  курсовой работы мы попытались разобраться  насколько сейчас эффективен институт государственной тайны и "рентабелен" ли он, а так же обеспечение его функционирования.

Во второй главе нами был проведен сравнительный анализ институтов государственной тайны  в разных странах СНГ. Мы сравнили законодательные акты данных стран  в отношении государственной  тайны, а так же тех служб и структур, которые обеспечивают ее сохранность.

В последней главе  мы изучили положение защиты государственной  тайны в Российской Федерации  на данном этапе ее становления. В  этом параграфе нами была поставлена проблема разработки новой системы нормативно-правового обеспечения для повышения эффективности сохранности информации, составляющих государственную тайну. В необходимости нахождения баланса и соотнесения критериев для засекречивания информации и отнесения ее к государственной тайне.

В целом можно сказать, что в данное время, время информационных технологий, информация стала одним  самых дорогих и необходимых  ресурсов. И для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для укрепления и сохранения своего суверенитета.

Список использованных источников информации

 

1.Конституция Российской  Федерации. - М., 1993.

2.Уголовно-процессуальный  кодекс РФ. 2001 СЗ РФ №7

.Кодекс РФ об административных правонарушениях // Консультант-Плюс, ноябрь 2010 г.

.Федеральный закон  от 21 июля 1993 г. "О государственной  тайне" // Констультант-Плюс, ноябрь 2010.

.Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40 " О Федеральной службе  безопасности" // Констультант-Плюс, ноябрь 2010.

.Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении  перечня сведений, отнесенных к  государственной тайне" // Констультант-Плюс, ноябрь 2010.

.Постановление Правительства РФ  от 4 сентября 1995 г. №870 " Об утверждении  Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" // Констультант-Плюс, ноябрь 2010.

.Постановление Правительства РФ  от 28 октября 1995 г. № 1050 " б  утверждении Инструкции о порядке  допуска должностных лиц и  граждан Российской Федерации к государственной тайне" // Констультант-Плюс, ноябрь 2010.

.Постановление Правительства РФ  от 18 февраля 2006 г. № 573 "О  предоставлении социальных гарантий  гражданам, допущенным к государственной  тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" // Констультант-Плюс, ноябрь 2010.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции