Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Закон Грузии от 29 октября 1996 года N 455-Iс "О государственной  тайне" в статье 1 предлагает следующее  определение: "Государственная тайна - вид информации, охватывающий сведения, содержащие государственную тайну  в сферах обороны, экономики, внешних сношений, разведки, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение или утрата которых может нанести ущерб суверенитету, конституционному строю, политическим и экономическим интересам Грузии и которые в порядке, установленном настоящим Законом, признаны государственной тайной и подлежат государственной защите" [10, 77].

В соответствии с Законом  Украины от 21 сентября 1999 года № 1079-XIV "О государственной тайне" под  государственной тайной (далее также - секретная информация) понимается вид секретной информации, охватывающий сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может причинить ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством. Видна определенная непоследовательность: вначале Закон Украины фактически отождествляет государственную тайну и секретную информацию, а потом определяет государственную тайну уже как самостоятельный вид секретной информации.

В Молдове действует  закон о государственной тайне  образца 1994 года, подписанный еще  первым президентом Молдовы Мирчей Снегуром. В документе государственной  тайне дается следующее определение: "Защищаемые государством сведения в области его военной, экономической, научно-технической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, разглашение, утрата, похищение либо разрушение которых может нанести существенный ущерб безопасности Республики Молдова".

Закон Республики Армения "О государственной и служебной  тайне", принятый Национальным собранием 3 декабря 1996 года, в статье 2 устанавливает, что государственной тайной являются те сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разведывательной области деятельности, которые охраняются государством, и распространение которых может привести к тяжелым последствиям для безопасности Республики Армения. Служебной тайной являются те сведения в областях, предусмотренных первой частью данной статьи, которые охраняются государством, и распространение которых может принести иной вред безопасности Республики Армения. Такие сведения, как правило, содержат факты, составляющие часть государственной тайны, однако сами по себе не раскрывают государственную тайну. В соответствии со степенью секретности, носителям информации о государственной тайне придается гриф "Особой важности" и "Совершенно секретно", а носителям информации о служебной тайне - гриф "Секретно".

То есть, оперируя понятием "государственная тайна", законодатель Армении рассматривает служебную  тану как часть тайны государственной.

Ряд законов государств-участников СНГ используют вместо термина "государственная тайна" термин "государственные секреты", при этом не всегда, как нечто тождественное.

Так, Закон Туркменистана  от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите государственных секретов" в статьях 1 и 2 дает понятие государственных секретов и их категории. Государственные секреты - сведения, хранящиеся и перемещаемые на любых видах носителей информации, затрагивающие обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Туркменистана, подконтрольные государству - и ограничиваемые специальными перечнями и правилами, разработанными на основе Конституции Туркменистана и настоящего Закона [10, 79].

Государственные секреты  Туркменистана подразделяются на государственную  и служебную тайны. Государственную  тайну составляют сведения, разглашение  которых может оказать отрицательное  воздействие на качественное состояние  военного, экономического потенциала государства или повлечь за собой другие тяжкие последствия для обороноспособности, национальной безопасности, экономических и политических интересов Туркменистана. Служебную тайну составляют сведения в области производства, управления, науки и техники, разглашение которых может нанести ущерб интересам Туркменистана.

Закон Республики Казахстан  от 15 марта 1999 года № 349-1 "О государственных  секретах" устанавливает, что государственные  секреты - защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права. Государственная тайна - сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан. Служебная тайна - сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан [10, 81].

Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года 1476-XII "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" в статье 1 закрепляет, что "государственные секреты - информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики". А статья 5 названного Закона говорит, что государственные секреты Кыргызской Республики подразделяются на три категории: государственная, военная и служебная тайны. Сразу возникают вопросы о соотношении понятий "государственные секреты" и "государственная тайна", какое из них шире по содержанию, а также о целесообразности рассмотрения государственной тайны в качестве самостоятельной категории государственных секретов.

Достаточно близок к  вышеназванному подходу подход законодателей Республики Узбекистан. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года "О защите государственных секретов" государственными секретами Республики Узбекистан являются особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями. Государственные секреты Республики Узбекистан подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.

Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года 3410-ХII "О государственных  секретах" устанавливает в ст.1, что "государственные секреты - сведения, защищаемые государством в целях  предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан". В соответствии со статьей 17 названного Закона РБ государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна. Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом [10, 85].

В зависимости от категории  сведений, составляющих государственные  секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения  их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно. В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности: для носителей государственной тайны - "Особой важности", "Совершенно секретно"; для носителей служебной тайны - "Секретно".

Все вышеназванные определения  показывают, что до настоящего времени  не выработан единый научный подход к определению государственной  тайны, ее соотношения со служебной тайной. Однако даже этот краткий анализ позволяет сделать вывод, что в большинстве законов государств-участников СНГ употребляется понятие "государственные секреты"; к государственной тайне относятся только наиболее важные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности государства. Все это ставит вопрос об определении целесообразности корректировки подходов российского законодателя к определению государственной тайны.

Все органы национальной безопасности государств-участников СНГ обладают определенными полномочиями в области защиты государственной тайны, что находит закрепление как в законодательстве о государственной тайне, так и в иных законах, прежде всего - в законах об органах национальной безопасности. В рамках данной статьи мы рассмотрим только законы о государственной тайне.

Закон Туркменистана  от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите государственных секретов" вообще не содержит положений, закрепляющих полномочия органов национальной безопасности в области защиты государственной тайны. Этим же отличается и Закон Азербайджанской Республики "О государственной тайне", несмотря на достаточно хорошую проработанность основных институтов. И лишь в п. п.4 пункта 3 Указа Президента Азербайджанской Республики о применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной тайне" от 17 января 1997 г. сказано, что полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренные в абзаце 3 части 1 статьи 19, в соответствии с законодательством, в пределах своих полномочий, осуществляют Министерство госбезопасности Азербайджанской Республики, Министерство обороны Азербайджанской Республики и Министерство связи Азербайджанской Республики, то есть эти органы отнесены к органам охраны государственной тайны [10, 87].

Неконкретно этот вопрос решен и в Законе Республики Армения "О государственной и служебной  тайне". В статье 24 мы находим, что "межведомственный контроль обеспечения  защиты государственной и служебной  тайны в республиканских исполнительных органах и органах территориального управления, предприятиях, учреждениях и организациях в соответствии с данным законом, осуществляет государственный орган, управляющий сферой национальной безопасности РА, согласно порядку, установленному Правительством РА". Вполне естественно, что задачи и функции органов национальной безопасности в данной сфере не сводятся лишь к межведомственному контролю обеспечения защиты государственной и служебной тайны в подконтрольных органах.

Закон Грузии "О государственной тайне" более или менее последовательно закреплял контрольные, разрешительные и иные административные полномочия бывшего Министерства государственной безопасности Грузии в области защиты информации, отнесенной к государственной тайне. МГБ Грузии являлся органом исполнительной власти, осуществлявшим мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны и контролировавшим их выполнение.

Закон Республики Беларусь "О государственных секретах" в статье 6 устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь наряду с иными органами относятся к органам защиты государственных секретов. Статья 9 названного Закона РБ устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь в сфере защиты государственных секретов [10, 92]:

)организуют и осуществляют  контроль за обеспечением защиты  государственных секретов, специальных  видов связи и шифровальной  техники;

2)организуют и осуществляют  защиту государственных секретов  при помощи криптографических  средств;

)осуществляют лицензирование деятельности в сфере защиты государственных секретов при помощи криптографических средств;

)проводят сертификацию  криптографических средств, используемых  для защиты государственных секретов;

)согласовывают перечни  сведений, подлежащих засекречиванию;

)осуществляют проверку  обеспечения защиты государственных  секретов, вносят обязательные для  исполнения предписания по принятию  мер, направленных на защиту  государственных секретов;

)выдают разрешения  юридическим лицам на осуществление  деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты;

)согласовывают номенклатуру  должностей работников юридических  лиц, подлежащих допуску к государственным  секретам;

)согласовывают допуск  физических лиц к государственным  секретам;

)проводят проверочные мероприятия в отношении физических лиц, которым оформляется (переоформляется) допуск к государственным секретам;

)осуществляют в пределах  своей компетенции иные полномочия  в сфере защиты государственных  секретов.

Закон Республики Казахстан "О государственных секретах" в статье 9 устанавливает полномочия Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и его органов в области защиты госсекретов. Так, КНБ РК и его органы:

)разрабатывают и осуществляют  меры по контрразведывательной  защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах и организациях, а также контролируют их деятельность в указанной сфере;

2)проводят специальную  проверку граждан Республики  Казахстан оформляемых (переоформляемых)  на допуск к сведениям, составляющим государственные секреты;

)лицензируют деятельность, связанную с разработкой, производством,  ремонтом и реализацией криптографических  средств защиты информации, специальных  технических средств для проведения  специальных оперативно-розыскных мероприятий;

)организуют сертификацию  технических, в том числе криптографических,  средств защиты сведений, составляющих  государственные секреты;

)выдают в установленном  порядке разрешения на проведение  работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты;

)выявляют, пресекают,  раскрывают и расследуют преступления, связанные с нарушением законодательства  Республики Казахстан о государственных  секретах [10, 95].

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции