Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
Закон Грузии от 29 октября 1996 года N 455-Iс "О государственной тайне" в статье 1 предлагает следующее определение: "Государственная тайна - вид информации, охватывающий сведения, содержащие государственную тайну в сферах обороны, экономики, внешних сношений, разведки, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение или утрата которых может нанести ущерб суверенитету, конституционному строю, политическим и экономическим интересам Грузии и которые в порядке, установленном настоящим Законом, признаны государственной тайной и подлежат государственной защите" [10, 77].
В соответствии с Законом Украины от 21 сентября 1999 года № 1079-XIV "О государственной тайне" под государственной тайной (далее также - секретная информация) понимается вид секретной информации, охватывающий сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может причинить ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством. Видна определенная непоследовательность: вначале Закон Украины фактически отождествляет государственную тайну и секретную информацию, а потом определяет государственную тайну уже как самостоятельный вид секретной информации.
В Молдове действует закон о государственной тайне образца 1994 года, подписанный еще первым президентом Молдовы Мирчей Снегуром. В документе государственной тайне дается следующее определение: "Защищаемые государством сведения в области его военной, экономической, научно-технической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, разглашение, утрата, похищение либо разрушение которых может нанести существенный ущерб безопасности Республики Молдова".
Закон Республики Армения
"О государственной и
То есть, оперируя понятием
"государственная тайна", законодатель
Армении рассматривает
Ряд законов государств-участников СНГ используют вместо термина "государственная тайна" термин "государственные секреты", при этом не всегда, как нечто тождественное.
Так, Закон Туркменистана от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите государственных секретов" в статьях 1 и 2 дает понятие государственных секретов и их категории. Государственные секреты - сведения, хранящиеся и перемещаемые на любых видах носителей информации, затрагивающие обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Туркменистана, подконтрольные государству - и ограничиваемые специальными перечнями и правилами, разработанными на основе Конституции Туркменистана и настоящего Закона [10, 79].
Государственные секреты
Туркменистана подразделяются на государственную
и служебную тайны. Государственную
тайну составляют сведения, разглашение
которых может оказать
Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 349-1 "О государственных секретах" устанавливает, что государственные секреты - защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права. Государственная тайна - сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан. Служебная тайна - сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан [10, 81].
Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года 1476-XII "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" в статье 1 закрепляет, что "государственные секреты - информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики". А статья 5 названного Закона говорит, что государственные секреты Кыргызской Республики подразделяются на три категории: государственная, военная и служебная тайны. Сразу возникают вопросы о соотношении понятий "государственные секреты" и "государственная тайна", какое из них шире по содержанию, а также о целесообразности рассмотрения государственной тайны в качестве самостоятельной категории государственных секретов.
Достаточно близок к вышеназванному подходу подход законодателей Республики Узбекистан. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года "О защите государственных секретов" государственными секретами Республики Узбекистан являются особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями. Государственные секреты Республики Узбекистан подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.
Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года 3410-ХII "О государственных секретах" устанавливает в ст.1, что "государственные секреты - сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан". В соответствии со статьей 17 названного Закона РБ государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна. Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом [10, 85].
В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно. В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности: для носителей государственной тайны - "Особой важности", "Совершенно секретно"; для носителей служебной тайны - "Секретно".
Все вышеназванные определения показывают, что до настоящего времени не выработан единый научный подход к определению государственной тайны, ее соотношения со служебной тайной. Однако даже этот краткий анализ позволяет сделать вывод, что в большинстве законов государств-участников СНГ употребляется понятие "государственные секреты"; к государственной тайне относятся только наиболее важные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности государства. Все это ставит вопрос об определении целесообразности корректировки подходов российского законодателя к определению государственной тайны.
Все органы национальной безопасности государств-участников СНГ обладают определенными полномочиями в области защиты государственной тайны, что находит закрепление как в законодательстве о государственной тайне, так и в иных законах, прежде всего - в законах об органах национальной безопасности. В рамках данной статьи мы рассмотрим только законы о государственной тайне.
Закон Туркменистана от 24 ноября 1995 года № 84-I "О защите государственных секретов" вообще не содержит положений, закрепляющих полномочия органов национальной безопасности в области защиты государственной тайны. Этим же отличается и Закон Азербайджанской Республики "О государственной тайне", несмотря на достаточно хорошую проработанность основных институтов. И лишь в п. п.4 пункта 3 Указа Президента Азербайджанской Республики о применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной тайне" от 17 января 1997 г. сказано, что полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренные в абзаце 3 части 1 статьи 19, в соответствии с законодательством, в пределах своих полномочий, осуществляют Министерство госбезопасности Азербайджанской Республики, Министерство обороны Азербайджанской Республики и Министерство связи Азербайджанской Республики, то есть эти органы отнесены к органам охраны государственной тайны [10, 87].
Неконкретно этот вопрос
решен и в Законе Республики Армения
"О государственной и
Закон Грузии "О государственной тайне" более или менее последовательно закреплял контрольные, разрешительные и иные административные полномочия бывшего Министерства государственной безопасности Грузии в области защиты информации, отнесенной к государственной тайне. МГБ Грузии являлся органом исполнительной власти, осуществлявшим мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны и контролировавшим их выполнение.
Закон Республики Беларусь "О государственных секретах" в статье 6 устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь наряду с иными органами относятся к органам защиты государственных секретов. Статья 9 названного Закона РБ устанавливает, что органы государственной безопасности Республики Беларусь в сфере защиты государственных секретов [10, 92]:
)организуют и осуществляют
контроль за обеспечением
2)организуют и осуществляют
защиту государственных
)осуществляют лицензирование деятельности в сфере защиты государственных секретов при помощи криптографических средств;
)проводят сертификацию
криптографических средств,
)согласовывают перечни сведений, подлежащих засекречиванию;
)осуществляют проверку
обеспечения защиты
)выдают разрешения
юридическим лицам на
)согласовывают номенклатуру
должностей работников
)согласовывают допуск
физических лиц к
)проводят проверочные мероприятия в отношении физических лиц, которым оформляется (переоформляется) допуск к государственным секретам;
)осуществляют в пределах
своей компетенции иные
Закон Республики Казахстан "О государственных секретах" в статье 9 устанавливает полномочия Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и его органов в области защиты госсекретов. Так, КНБ РК и его органы:
)разрабатывают и осуществляют меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах и организациях, а также контролируют их деятельность в указанной сфере;
2)проводят специальную
проверку граждан Республики
Казахстан оформляемых (
)лицензируют деятельность,
связанную с разработкой,
)организуют сертификацию
технических, в том числе
)выдают в установленном
порядке разрешения на
)выявляют, пресекают,
раскрывают и расследуют