Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

К органам защиты государственной  тайны относятся:

·межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

·органы федеральной  исполнительной власти (Федеральная  служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство  правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней  разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;

·органы государственной  власти, предприятия, учреждения и организации  и их структурные подразделения  по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

Органы государственной  власти, предприятия, учреждения и организации  обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и  в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Допуск должностных  лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск предусматривает  для принимающих такое решение:

-принятие на себя  обязательств перед государством  по нераспространению доверенных  им сведений, составляющих государственную тайну;

-согласие на частичные,  временные ограничения их прав (права вы езда за границу  на срок, оговоренный в трудовом  договоре (контракте) права на  распространение сведений, составляющих  государственную тайну, на использование  открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);

-письменное согласие  на проведение в отношении  их полномочными органами проверочных  мероприятий;

-определение видов, размеров и порядка предоставления льгот; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

-принятие решения  руководителем органа государственной  власти предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну [17].

При решении вопроса  о допуске к государственной  тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий  зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Для должностных лиц  и граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  льготы:

-процентные надбавки  к заработной плате в зависимости  от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

-преимущественное право  при прочих равных условиях  на оставление на работе при  проведении штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных  подразделений по защите государственной  тайны дополнительно к этим льготам  устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства  администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливается три  формы допуска к государственной  тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности  сведений, составляющих государственную  тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи  на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие  в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о, неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи г исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной  тайны в таких случаях гарантируется  путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в  допуске к государственной тайне  могут быть:

-признание его судом  недееспособным, ограниченно дееспособным  или рецидивистом, нахождение его  под судом или следствием за  Государственные и иные тяжкие  преступления, наличие у него  неснятой судимости за эти  преступления;

-наличие у него  медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

-постоянное проживание  его самого и (или) его близких  родственников за границей и  (или) оформление указанными лицами  документов для выезда на постоянное  жительство в другие государства;

-выявление в результате  проверочных мероприятий действий  оформляемого лица, создающих угрозу  безопасности РФ;

-уклонение его от  проверочных мероприятий и (или)  сообщение им заведомо ложных  анкетных данных [12].

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной  тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации в установленных  законодательством о государственной тайне случаях.

Прекращение допуска  к государственной тайне не освобождает  должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по не разглашению  сведений, составляющих государственную  тайну.

Решение администрации  о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Организация доступа  должностного лица или гражданина к  сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов  государственной власти, предприятии, учреждений и организаций несут  персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут  уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с государственной тайной, созданием средств защиты информации, а также с выполнением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени  секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ.

Защита государственной  тайны - наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст.20 Федерального Закона "О государственной тайне" к  органам, непосредственно обязанным  защищать государственную тайну, относят [4]:

-Межведомственную комиссию  по защите государственной тайны;

-органы федеральной  исполнительной власти (Федеральная  служба безопасности Российской  Федерации, Министерство обороны  Российской Федерации), Служба внешней  разведки Российской Федерации,  Федеральная служба по техническому  и экспортному контролю и их органы на местах;

-органы государственной  власти, предприятия, учреждения  и организации и их структурные  подразделения по защите государственной  тайны.

На первом месте среди  органов защиты государственной  тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Данный орган носит надведомственный характер и занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной  тайны, принятые в соответствии с  ее полномочиями, являются обязательными  для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч.3 ст.7 Закона "О федеральной  службе безопасности" также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям  об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [5].

Нарушение законодательства о государственной тайне может  совершаться как умышленно, так  и неосторожно. За умышленное нарушение  законодательства о государственной  тайне в виде государственной  измены, шпионажа, разглашения государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность ст. ст.275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная ответственность предусмотрена и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст.284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины [2].

Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области защиты информации могут  совершаться как умышленно, так  и неосторожно и влекут административную ответственность, предусмотренную  ст. ст.13.12, 13.13 КоАП РФ [3].

Однако приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют и не хотят пресекать  распродажу государственных секретов, которые принимают массовый, рыночный характер. На сегодняшний день отсутствует  классификатор, т.е. методика расчёта ущерба, причинённого преступным посягательством, что не позволяет оценить тяжесть последствий. Правовая база, регламентирующая охрану государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся нормативной базе, а именно - ФЗ "О государственной тайне" и указу Президента об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне.

Как следует из ФЗ "О  государственной тайне", Правительство  РФ должно устанавливать порядок  определения размера ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате её засекречивания [4, cт.8].

На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время не представляется возможным. Отсутствует чёткое законодательное регулирование таких основных вопросов: что есть государственная измена, а что - разглашение гостайны, кто несёт ответственность, какой ущерб причинён безопасности и обороноспособности страны. К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но судьбы граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не по чётким и однозначным регламентациям в законе.

Таким образом, рядовой  человек, не знакомый с перечнем министерства, ведомств и других субъектов, наделённых правом засекречивания, не в состоянии определить, что есть государственный секрет, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка картошки или мелочи из кармана уголовным законодательством более урегулирована, чем противоправная распродажа гостайны стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки гостайны и госсекретов. Безнаказанность истинных виновных способствует совершению подобных преступлений снова и снова.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции