Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:28, курсовая работа
Целью работы является изучение института уголовного наказания и его целей. В последнее время категория наказания и его целей плюрализируется и приобретает спектр совершенно частных и специфических оценок, что дает почву для постановки нижеследующих задач:
- проанализировать понятие уголовного наказания;
- выявить сущностные характеристики, содержание, место института наказания в уголовном законодательстве;
- соотнести понятия «уголовное наказание» и «кара»;
- исследовать цели уголовного наказания;
- проанализировать точки зрения по отношению к альтернативным целям уголовного наказания и через призму этого, аргументировать правомерность выделения законодательно определенных целей;
- выявить соотношение целей уголовного наказания и влияние на них цели восстановления социальной справедливости;
1. Введение………………………………………………………………. 3
2. Глава 1. Понятие уголовного наказания……………………………. 5
3. Глава 2. Цели наказания…………………………………………...… 12
4. §1. Восстановление социальной справедливости как цель
уголовного наказания………………………………………………... 13
5. § 2. Исправление осужденного……………………………………… 20
6. § 3. Предупреждение совершения новых преступлений………….. 26
7. Заключение…………………………………………………………… 30
8. Список использованных источников……………………………….. 32
Итак, уголовное наказание представляет собой конфликт между государственной волей, установленной в норме, и индивидуальной волей лиц, нарушающих ее. Для нейтрализации этого конфликта служат цели наказания, сообразно его понятию, сущности и предназначению.
Характерно, что в Уголовно-исполнительном кодексе РФ не зафиксировано данной цели уголовного наказания. Л.Л. Кругликов выступает за ее закрепление во имя обеспечения единой законности.25 По-моему мнению, это не совсем верно, так как в УИК РФ указаны, прежде всего, цели исполнения наказания, а восстановление социальной справедливости больше относится к его назначению. Л.Л. Кругликов вполне резонно ставит вопрос о неверном сведении восстановления социальной справедливости к ст.6 УК РФ, которая служит лишь гарантией и условием, как и другие принципы уголовного законодательства. Н.Ф.Кузнецова полагает разумной ее трактовку в отношении потерпевших, с одной стороны, и справедливое наказание преступника, с другой. Конструируя наказание в санкциях, надлежит учитывать типовые социально-демографические, социально-ролевые и социально-психологические параметры личности. «Итак, цель наказания в виде восстановления социальной справедливости предполагает: а) оптимально возможное возмещение, заглаживание посредством наказания причиненного преступлением вреда личности, обществу, государству; б) соразмерность строгости наказания опасности преступления, личности виновного, смягчающим и отягчающим обстоятельствам; в) запрет двойного наказания; г) недопущение в качестве цели наказания причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства».26
А.В.Наумов оценивает справедливость с двух сторон: распределительной и уравнительной, соответственно находя ей выражение в нормах, касающихся индивидуализации наказания, и принципа равенства граждан перед законом. Наказание служит восстановлению нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод. Г.О.Цепляева, ознакомившись с его теорией, позднее произвела дефекацию основной мысли и перечислила ряд наказаний со специальными восстановительными функциями: штраф (п.“а” ст.44 УК РФ), лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (п.“б”), лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (п.“в”), добавив к ним условное осуждение (ст.73) и отсрочку исполнения приговора (ст.82),27 где фактически государство не может использовать свое право наказывать преступника без необходимости и целесообразности наказания.
Аналогичные положения зафиксированы в п.1 Постановления
Пленума
ВС РФ №2 «О практике назначения судами
РФ уголовного наказания»35.
Нельзя обойти вниманием и другое Постановление Пленума Верховного суда РФ №20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания»36, где все раскрыто более конкретно в п.1 и 2:
- характер общественной опасности преступления определяется в соответствии с законом с учетом объекта посягательства, формы вины и категории преступления (статья 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления - в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, наличия в содеянном обстоятельств, влекущих более строгое наказание в соответствии с санкциями статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;
- в соответствии с положениями статей 6 и 60 УК РФ при назначении наказания необходимо также учитывать сведения о личности виновного, к которым относятся как данные, имеющие юридическое значение в зависимости от состава совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, так и иные характеризующие личность подсудимого сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении подсудимого, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жены, родителей, близких родственников). В силу части 3 статьи 60 УК РФ судам также надлежит учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Н.Г. Кадников37 отсылает нас к п.1 ст.50 Конституции РФ: « Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Этот принцип вытекает из ч.7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.38
Обратимся к диссертации Е.В.Юдина и освятим её основные положения.39
Категории лиц, Социальная |
наряду с другими условиями |
наряду с другими условиями назначено справедливое наказание |
наряду с другими условиями наказание было направлено на благо потерпевшей стороны, общества и виновного |
Судьи |
61,0 % |
66,0% |
39,0% |
Следователи |
58,1% |
72,3% |
54,1% |
Сотрудники ФСИН |
42,7% |
68,2% |
32,7% |
Потерпевшие |
58,8% |
61,8% |
45,1% |
Осужденные |
33,6% |
28,9% |
21,3% |
Сразу бросается в глаза низкий процент положительно ответивших среди осужденных, что косвенно, вероятно, свидетельствует о наличии невиновно осужденных, нигилизме в их среде, карательной политикой государства, ущемляющей их интересы и пр. Закономерно, что они выглядят «обиженными» и не чувствуют той самой справедливости.
§ 2. Исправление осужденного.
Исправление осужденного как цель уголовного наказания существует в российском законодательстве со времен Уложения о наказаниях 1845 г. Она должна была вызвать «нравственное и религиозное сознание из мертвенного усыпления».42 В УК РСФСР 1960 г. употреблялось понятие «перевоспитание» осужденного, которое осуждалось многими теоретиками за нереальность и утопичность. «Постановка перед наказанием целей перевоспитания осужденных является данью представлениям о всемогуществе уголовного права, преувеличением его реальных возможностей».43 В настоящее время понятие исправления осужденного приводится в п.1 ст.9 УИК РФ: «Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». В п.2 ст.9 перечислены средства его достижения: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Пенитенциарная система не стоит на месте и внедряет перспективные технологии в уголовно-исполнительную практику. С 8 февраля 2007 года в Исправительной колонии строгого режима села Талицы Южского района открылось представительство Кинешемского филиала Современной Гуманитарной Академии (г. Москва). Представляется возможность дистанционного обучения по пяти специальностям: юриспруденция, менеджмент, психология, информатика и вычислительная техника. Таким образом, предполагается облегчить их социальную адаптацию в будущем.44