Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Так же актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция Российской Федерации  возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит правоохранительным органам.

Эффективность деятельности правоохранительных органов в целом  и эффективность деятельности отдельных  органов правоохранительной системы во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу административно-правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия правоохранительных органов, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ правоохранительных органов является одним из приоритетных направлений в изучении правоохранительных органов.

В этом свете в данной курсовой работе наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с деятельностью правоохранительных органов.

Система правоохранительных органов – это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается и принятием большого числа законов, постановлений, приказов и нормативных актов, которые направлены на совершенствование существующего законодательства, а, в конечном счете, на улучшение жизни граждан РФ.

Так же актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

Целью данной работы является создание более полного представления  об правоохранительных органах. Для  достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач: во-первых, определить  общие положения о системе правоохранительных органов; во-вторых, рассмотреть систему органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Понятие, основные признаки  и классификация правоохранительной  деятельности в Российской Федерации

 

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.[5, стр. 27]

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие "правоохранительная деятельность". Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ. Поэтому для формулировки понятия «правоохранительная деятельность», необходимо обозначить ряд ее основных признаков:

1) правоохранительная деятельность  осуществляется с помощью мер  юридического воздействия. Главным  образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность, и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Условно все меры юридического принуждения, которые применяют в своей деятельности правоохранительные органы можно разделить на виды. Это меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие);

2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна  основываться на законе или  ином нормативном документе. Данный признак имеет два аспекта:

а) конкретный государственный  орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном акте (в Конституции РФ, в федеральном законе, в специальном положении, указе и т.д.);

б) меры юридического воздействия (которые всегда применяется в  ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта;

3) правоохранительную деятельность  могут осуществлять, как правило,  только специальные государственные  органы, которые для этого созданы  и уполномочены государством, заниматься  данной деятельностью. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом;

4) правоохранительная деятельность  реализуется на практике с  соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Четкая, установленная нормативными актами процедура характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной деятельностью. Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам;

5) правоохранительная деятельность  делится на виды в зависимости  от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых  при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, также многое зависит от мнения ученого, который данную классификацию составляет.

6) Целью правоохранительной  деятельности является охрана  и защита прав и интересов  граждан, законных интересов организаций  и предприятий, общества и государства,  обеспечение безопасности, правопорядка  и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности в совокупности, можно вынести  определение правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность – это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.[7, стр. 43 – 45]

Правоохранительная деятельность неоднородна, ее осуществляют различные органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности.

Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все органы составляют определенную систему – систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.

Существуют различные  классификации правоохранительной деятельности.

К примеру, в зависимости  от конкретных задач, которые, стоят  перед правоохранительными органами правоохранительную деятельность можно  подразделить на следующие виды:

- деятельность по обеспечению  безопасности;

- борьба с преступностью  (выявление и расследование преступлений);

- надзор за соблюдением  законности;

- обеспечение исполнения  решений судов и других органов,  в случаях, предусмотренных законом;

- обеспечение государственной  политики в области юстиции;

- оказание помощи гражданам  и организациям (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм) [20].

Данное подразделение  правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам так как, во-первых, некоторые государственные органы осуществляют несколько видов правоохранительной деятельности одновременно. Во-вторых, понятие «обеспечение безопасности» весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с преступностью). В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как «борьба с преступностью», «государственная политика в области юстиции» также являются многосоставными. Также в данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все больше сторонников завоевывает точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной и обособленной деятельностью – осуществлением судебной власти.[10, стр. 38–40]

Возможна и другая классификация:

В зависимости от конкретных целей они делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

а) конституционный контроль. Цель – устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ". Орган, осуществляющий данный вид деятельности – Конституционный Суд РФ;

б) правосудие. Цель – вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы – суды всех уровней;

в) прокурорский надзор. Цель – выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган – прокуратура;

г) выявление и расследование преступлений. Цель – раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы – органы, наделенные правом осуществлять оперативно – розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), органы дознания и предварительного следствия;

д) оказание юридической  помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся  квалифицированной юридической  помощи. Орган – адвокатура;

е) обеспечение деятельности судов. Орган – Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему.[16, стр. 22 – 24]

Рассмотрев возможные  классификации правоохранительной деятельности, нам необходимо дать определение термина «правоохранительные органы», обозначить их основные признаки и для полного раскрытия темы рассмотреть каждый из них в отдельности.

 

 

1.2 Общие положения о правоохранительных органах

 

В юридической литературе и до настоящего времени не выработано единого подхода к определению  понятия «правоохранительный орган». Одним из первых применивших системный, подход к исследованию правоохранительных органов был А.Г. Братко. Им была предпринята попытка «комплексного изучения системы правоохранительных органов», чтобы исключить изолированное изучение отдельных видов правоохранительных органов.

Следует иметь в виду, что система правоохранительных органов, как и всякая система, –  это совокупность составляющих ее элементов, их групп с определенными взаимосвязями  между собой и со средой.

Организация и деятельность каждого вида правоохранительного  органа урегулированы в законе и во исполнении его – в подзаконных правовых актах. В исключительных случаях, при отсутствии базового закона, организация и деятельность отдельных видов правоохранительных органов могут быть урегулированы в подзаконных правовых актах.

Каждый правоохранительный орган представляет собой сложно организованную систему, включающую в себя отдельные элементы. В основе организации этих систем, как правило, находятся федеративное устройство Российской Федерации, ее административно-территориальное деление, а также ее военно-административное деление.

Правоохранительные органы осуществляют правоохранительные функции. Деятельность правоохранительных органов, носит полифункциональный характер, т.е. один и тот же правоохранительный орган может осуществлять несколько функций. Например, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор, расследование преступлений, координацию деятельности по борьбе с преступностью. Имеются исключительные по характеру функции, которые могут осуществлять лишь определенные виды правоохранительных органов. Например, правосудие могут осуществлять только судебные органы.

Информация о работе Правоохранительные органы