Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа
Так же актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Одним из элементов правового статуса судей являются их права и обязанности, т.е. круг полномочий. Именно круг полномочий судей и определяет содержание понятия юрисдикция. Юрисдикция – родовое понятие, видовым по отношению к нему является понятие «общая юрисдикция».
Систематическое толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», в которых использован термин «общая юрисдикция», а также иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: «Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды».
Анализ приведенной нормы
Закона позволяет сказать, что система
федеральных судов общей юрисдикции соответствует
федеративному устройству Российской
Федерации, ее административно-
Федеративное устройство
России и ее административно-
В зависимости от содержания
компетенции, закрепленной в нормах
процессуального
Суды первой инстанции
рассматривают и разрешают
В соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» систему федеральных арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенной нормы
позволяет выделить три судебных
звена системы федеральных
Система федеральных арбитражных
судов имеет и несколько
В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Этот же суд рассматривает дела повторно в апелляционной инстанции.
Федеральный арбитражный суд округа проверяет в, кассационной инстанции законность судебных решений по делам, рассматриваемым в первой и апелляционной инстанциях арбитражными судами субъектов РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ [4].
2.2. Прокуратура
Прокуратура – специальный государственный орган, в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В социалистических, а также в ряде постсоциалистических стран прокуратуре также принадлежит функция надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами.
В соответствии с конституцией
РФ прокуратура составляет единую централизованную
систему с подчинением
С этой целью прокуратура
осуществляет надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина.
Надзор за исполнением законов органами
осуществляется розыск, дознание и
предварительное следствие. Надзор
за исполнением законов
В соответствии с УПК, на органы прокуратуры возлагаются:
1. Возбуждение уголовных дел по материалам и иным сведениям о совершенных преступлениях.
2. Отмена незаконных и
необоснованных постановлений
3. Санкционирование срока
расследования и содержания
4. Надзор за исполнением
законов в местах содержания
задержанных предварительного
Полномочия прокуроров этих отраслях:
Прокурор вправе в любое
время посещать учреждения и организации,
опрашивать лиц, изымать материалы,
освобождать лиц незаконно
Суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуется задачами вынесения законного и обоснованного приговора. Прокурор считается участником судебного разбирательства. В уголовном процессе он выступает в качестве государственного обвинителя. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Важнейшим полномочием прокурора, которыми он обладает в независимости от того, участвовал он или нет в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела является принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. [3]
2.3 Министерство внутренних дел РФ и его органы
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ. [9, с. 159]
Систему органов внутренних дел РФ возглавляет МВД России, в которую входят:
- Министерства внутренних дел республик;
- главные управления;
- управления и отделы
внутренних дел краев,
- управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
- управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;
- региональные управления по борьбе с организованной преступностью;
- территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;
- окружные управления материально-технического и военного снабжения;
- образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организаций созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В систему МВД России также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.
МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Положением об МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.).
Деятельность МВД РФ осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.[22, с.194]
Основными задачами МВД России являются:
1) разработка и принятие
в пределах своей компетенции
мер по защите прав и свобод
человека и гражданина, защите
объектов независимо от форм
собственности, обеспечению
2) организация и осуществление
мер по предупреждению и
3) обеспечение исполнения уголовных наказаний;
4) руководство органами
внутренних дел и внутренними
войсками в целях выполнения
возложенных на них задач и
принятие мер по
5) совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;
6) совершенствование работы
с кадрами, их