Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Так же актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Одним из элементов правового  статуса судей являются их права  и обязанности, т.е. круг полномочий. Именно круг полномочий судей и определяет содержание понятия юрисдикция. Юрисдикция – родовое понятие, видовым по отношению к нему является понятие «общая юрисдикция».

Систематическое толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ  РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», в которых использован  термин «общая юрисдикция», а также  иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел.

В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ «О судебной системе  Российской Федерации» систему федеральных  судов общей юрисдикции составляют: «Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды».

Анализ приведенной нормы  Закона позволяет сказать, что система  федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции.

Федеративное устройство России и ее административно-территориальное  деление имеет три звена: Федерация, субъект федерации и район. Соответственно мы имеем и три судебных звена  системы федеральных судов общей юрисдикции: районный (городской) суд, суд субъекта РФ и Верховный Суд РФ. Для удобства пользования районный (городской) суд будем считать судом первого звена, суд субъекта РФ – судом второго звена, Верховный Суд РФ – судом третьего (высшего) звена.

В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды разделяются на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суды первой инстанции  рассматривают и разрешают гражданские, уголовные дела по существу. Суды второй (кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой инстанции, вступивших в законную силу. Деятельность судов в качестве судов перечисленных инстанций является предметом иных юридических учебных дисциплин, в частности, уголовного процесса и гражданского процесса.

В соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» систему федеральных арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенной нормы  позволяет выделить три судебных звена системы федеральных арбитражных  судов. Низшим звеном (условно назовем  первое) являются арбитражные суды субъектов РФ. Следующее звено (второе) – это федеральные арбитражные окружные суды. Высшим звеном системы федеральных арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ, организация и основные направления деятельности которого составляют предмет следующего параграфа настоящей главы.

Система федеральных арбитражных  судов имеет и несколько отличную от системы федеральных судов  общей юрисдикции систему судебных инстанций. В данном случае речь идет о четырех инстанциях.

 

  •  суд первой инстанции;
  • суд апелляционной инстанции;
  • суд кассационной инстанции;
  • суд надзорной инстанции.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются  судьей единолично. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Этот же суд рассматривает дела повторно в апелляционной инстанции.

Федеральный арбитражный  суд округа проверяет в, кассационной инстанции законность судебных решений по делам, рассматриваемым в первой и апелляционной инстанциях арбитражными судами субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд  РФ рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ [4].

 

 

2.2. Прокуратура

 

Прокуратура – специальный государственный орган, в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В социалистических, а также в ряде постсоциалистических стран прокуратуре также принадлежит функция надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами.

В соответствии с конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее советом федерации по представлению президента. Прокуроры субъектов РФ назначаются генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором РФ. В соответствии с федеральным законом РФ о прокуратуре РФ, прокурор осуществляет надзор за исполнением действующего на ее территории законов. Цель прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона. В этих целях прокуратура РФ осуществляет надзор за министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами РФ.

С этой целью прокуратура  осуществляет надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов органами осуществляется розыск, дознание и  предварительное следствие. Надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений исполняющими наказание. Кроме того органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями установленными уголовно-процессуальным законодательством. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, постановления судов. Деятельность прокуратуры строится на принципах централизации и единства. Единство и централизация органов прокуратуры, состоит в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач. Принципы единства определяет то положение, на которое вышестоящий прокурор, вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров. Принцип независимости прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким-либо местным влияниям. Прокуроры и следственные органы прокуратуры не могут быть избраны в какие-либо выборные или иные органы относящиеся к органам государственно власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами обществ, объединений преследующих политические цели. Осуществляя свою деятельность, прокуратура не может подменять органы государственного и хозяйственного управления и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Полномочия прокурора осуществлять надзор делятся на 2 части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия направленные на устранение выявленных нарушений. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения министерств и ведомств, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделение специалистов для решения возникших вопросов. Если факт нарушения будет установлен, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному задержанию принести протест на противоречащие закону акты. Возбудить уголовное дело, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

В соответствии с УПК, на органы прокуратуры возлагаются:

1. Возбуждение уголовных  дел по материалам и иным  сведениям о совершенных преступлениях.

2. Отмена незаконных и  необоснованных постановлений следователя  и лиц произв. дознание.

3. Санкционирование срока  расследования и содержания под  стражей лиц подозреваемых в  совершении преступления.

4. Надзор за исполнением  законов в местах содержания  задержанных предварительного заключения  и при исполнении уголовных  наказаний назначенных судом.

Полномочия прокуроров этих отраслях:

Прокурор вправе в любое  время посещать учреждения и организации, опрашивать лиц, изымать материалы, освобождать лиц незаконно содержащихся в ИВС, СИЗО и ИК.

Суд и прокуратура при  рассмотрении и разрешении уголовных  и гражданских дел руководствуется задачами вынесения законного и обоснованного приговора. Прокурор считается участником судебного разбирательства. В уголовном процессе он выступает в качестве государственного обвинителя. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Важнейшим полномочием прокурора, которыми он обладает в независимости от того, участвовал он или нет в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела является принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. [3]

 

 

2.3 Министерство внутренних дел РФ и его органы

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ. [9, с. 159]

Систему органов внутренних дел РФ возглавляет МВД России, в которую входят:

- Министерства внутренних  дел республик;

- главные управления;

- управления и отделы  внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований;

- управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

- управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;

- региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

- территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;

- окружные управления материально-технического и военного снабжения;

- образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организаций созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В систему МВД России также  входят внутренние войска, состоящие  из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Положением об МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.).

Деятельность МВД РФ осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных  и негласных методов и средств  деятельности, взаимодействия с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.[22, с.194]

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и принятие  в пределах своей компетенции  мер по защите прав и свобод  человека и гражданина, защите  объектов независимо от форм  собственности, обеспечению общественного  порядка и общественной безопасности;

2) организация и осуществление  мер по предупреждению и пресечению  преступлений и административных  правонарушений, выявлению, раскрытию  и расследованию преступлений;

3) обеспечение исполнения  уголовных наказаний;

4) руководство органами  внутренних дел и внутренними  войсками в целях выполнения  возложенных на них задач и  принятие мер по совершенствованию их деятельности;

5) совершенствование нормативной  правовой основы деятельности  органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;

6) совершенствование работы  с кадрами, их профессиональной  подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства;

Информация о работе Правоохранительные органы