Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа
Так же актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Правоохранительные органы осуществляют свои функции во взаимосвязи друг с другом, например, деятельность органов внутренних дел поднадзорна органам прокуратуры. Деятельность правоохранительных органов обусловлена средой. Имеются в виду складывающиеся общественные отношения, определяющие характер системы права на определенных исторических отрезках времени.
Государственным правоохранительным органам присущ субординационный характер взаимосвязи между элементами отдельных видов этих органов; негосударственным правоохранительным органам – координационный характер. Государственные правоохранительные органы в свою очередь опосредованно взаимодействуют с негосударственными правоохранительными органами.
К правоохранительным органам относятся:
В приведенном перечне все органы (за исключением адвокатуры и нотариата) относятся к государственным правоохранительным органам. Причем это только органы судебной и исполнительной ветвей власти. Исключение составляют органы прокуратуры, занимающие особое место в системе органов государственной власти. Адвокатура и нотариат (объединяющий нотариусов, занимающихся частной практикой) относятся к негосударственным правоохранительным органам. [8]
1.3 Система правового
Среди источников права о правоохранительных органах определяющее место обоснованно занимает Конституция Российской Федерации как с точки зрения закрепления в Конституции основ любой отрасли права, так и потому, что правоохране в Конституции отводится достаточно внимания, как на общем уровне, так и на уровне урегулирования конкретных вопросов, относящихся к организации и деятельности правоохранительных органов. И, наконец, Конституция РФ является законом прямого действия, и ее нормы играют важную роль в формировании практики деятельности правоохранительных органов, что является в условиях правовой реформы крайне востребованным и важным обстоятельством.
В ст. 71 Конституции РФ решены
концептуальные вопросы, а именно вопросы
исключительного ведения
В Конституции РФ изложены основы судебной власти, построение судебной системы, принципы судоустройства и деятельности судов. В Конституции предусмотрены основные положения о прокуратуре Российской Федерации и изложены отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов.
Согласно ст. 76 Конституции
РФ по предметам ведения Российская
Федерация принимает
Конституция Российской Федерации является универсальным нормативным актом. Она имеет высшую юридическую силу над всеми другими правовыми документами, которые не должны противоречить Конституции РФ. Как закон прямого действия Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации.
К источникам законодательства
о правоохранительных органах общего
характера следует отнести
Непосредственно за Конституцией РФ по своей юридической силе следуют федеральные конституционные законы и затем федеральные законы. Они, как уже было отмечено, имеют верховенство над законодательством субъектов России, в том числе над основными их законами – конституциями и уставами.
Федеральные законы принимаются
Государственной Думой и
Федеральными законодательными актами могут выступать основы законодательства, примером тому могут служить основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Федеральные законы могут применяться и применяются в виде кодексов.
Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ. Конституционный Суд РФ уполномочен признать федеральный закон или его часть не соответствующими Конституции и не подлежащими применению. Судам, кроме того, предоставлено право не применять при рассмотрении конкретных дел законы, включая и федеральные, если они не соответствуют предписаниям Конституции РФ.
Правовые акты, регламентирующие деятельность судов и правоохранительных органов, представляют федеральные законодательные акты.
Субъекты Российской Федерации уполномочены принимать законы об организации и деятельности правоохранительных органов уровня субъектов Российской Федерации. К ним относится, например, законодательство о формировании и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов России и мировых судей.
По своему содержанию законодательные акты подразделяются на акты о судебной власти и судебной системе, об органах правосудия и органах, обеспечивающих деятельность судов. К их числу относятся отраслеобразующие законы, такие как «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации» и др. В развитие положений Конституции РФ в этих законодательных актах определяется, что судебная власть осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, системой судов общей юрисдикции, а также Высшим Арбитражным Судом РФ и другими арбитражными судами. В процессуальном смысле судебная власть осуществляется в формах конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Вторую группу законодательных
актов составляют законы, регламентирующие
полномочия полиции, оперативно-розыскных
органов, федеральных органов безопасности,
федеральных органов налоговой полиции,
внутренних войск, частную детективную
и охранную деятельность, таможенных органов
и некоторых других. Эти законодательные
акты регулируют организацию и деятельность,
общественный порядок и безопасность,
осуществляемые исполнительно-
Третью группу правовых актов представляет Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Он регламентирует полномочия и систему прокурорских органов. К этой группе можно отнести акты об адвокатуре и нотариате.
Группа правовых актов, направленных
на регулирование организации и
деятельности правоохранительных органов,
носит подзаконный характер. К
ним относятся указы и
Среди задач в борьбе с преступностью следует выделить задачу укрепления системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности. Борьба с преступностью не должна быть заботой только правоохранительных органов. Государственные органы должны привлекаться в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний. Отмечается также, что для борьбы с преступностью в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан.
Важное значение имеют указы Президента РФ индивидуального характера, которыми производится назначение на должность судей и иных должностных лиц правоохранительных органов.
Следующую группу правовых актов составляют постановления и распоряжения Правительства России. Они не могут противоречить вышестоящим нормативным актам. Акты Правительства регламентируют те вопросы, которые отнесены к ведению Правительства Российской Федерации [19].
В систему правового
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
2.1 Органы судебной власти
Конституционный суд РФ и Закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи, составляющие судебною систему РФ.
Судебная система – это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации». Перечень судов, указанных в этом законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.
Систему федеральных судов составляют:
1. Конституционный Суд РФ
2. суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ
3. арбитражные суды во главе с ВАС РФ
Как известно, Конституцией РФ 1993 г. (п. 1 ст. 1) продекларирован курс на построение правового государства в Российской Федерации, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельных ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль.
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседаниях палаты. В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ.
К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие: