Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:02, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы исследовать преступность несовершеннолетних, рассмотреть ее предупреждение.
Объектом дипломной работы является преступность несовершеннолетних.
Предметом исследования является предупреждение преступности несовершеннолетних, ее профилактика.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава1.Преступность несовершеннолетних…………………………..……..…8
§1.Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования…………………………………….………………………………...8
§2.Основные криминологические характеристики преступности несовершеннолетних…………………………………………………………….11
§3.Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних…………………………………………………………….22
Глава2. Предупреждение несовершеннолетней преступности………………31
§1.Особенности детерминации и причинности……………………...........................................................................31
§2.Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………….40
§3.Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних…………………………………………………………….49
Глава 3.Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение на примере г. Елабуга…………………………………………………………………………63
§1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав исполнительного комитета Елабужского Муниципального района РТ: задачи и функции ………………………………………………………………………..63
§2.Уровень преступности несовершеннолетних………………………………68
§3.Борьба с правонарушениями и преступностью несовершеннолетних в г.Елабуга……………………………………………………………….................69
Заключение……………………………………………………………………...76
Список использованных источников…………………………………………...78
Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно законодательно возложенным на них полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. В компетенцию суда, например, в настоящее время входит не только отправление правосудия в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших преступления, включая и применение к ним в предусмотренных законом случаях принудительных мер воспитательного воздействия, заменяющих наказание, но и назначение принудительных мер воспитания несовершеннолетним правонарушителям, освобожденным от уголовной ответственности.1
В процессе предстоящей судебной реформы, по-видимому, будут созданы специализированные суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды). Предполагается, что, как в большинстве европейских стран, они будут рассматривать дела о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, гражданские дела, существенно затрагивающие интересы детей (о лишении родительских прав, о передаче ребенка на воспитание одному из родителей и др.). Профилактические функции прокуратуры реализуются, например, в процессе расследования уголовных дел о преступлениях противниц несовершеннолетнего возраста, преступлений, совершенных несовершеннолетними, осуществляя надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.
Существенные по объему профилактические функции в отношении несовершеннолетних возложены на Министерство внутренних дел и его территориальные органы. Нормативные акты МВД РФ предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений служб органов внутренних дел: подразделениям уголовного розыска — выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности — пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые Инспектора милиции) и т. д.1
В третью группу — группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних — входят такие, как комиссии по делам несовершеннолетних при городских, районных, поселковых, сельских органах исполнительной власти, Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то воспитательные колонии призваны обеспечивать, прежде всего, индивидуальное предупреждение рецидива.
Основные направления деятельности специальных субъектов Предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанности их должностных лиц предусмотрены Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».1
На комиссии по делам несовершеннолетних возлагается, например координация деятельности всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрение представлений образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений для правонарушителей.
Функции специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (специальные общеобразовательные школы закрытого типа, специальные профессиональные училища закрытого типа, специальные коррекционные образовательные учреждения закрытого типа) включают обеспечение содержания несовершеннолетних, направленных в соответствии с постановлением судьи или приговором суда, обеспечение изоляции несовершеннолетних, контроля и наблюдения за ними при соблюдении личной безопасности подростков, максимальной их защищенности от негативных влияний.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении ряда категорий несовершеннолетних (совершивших правонарушения, в том числе и до достижения возраста административной ответственности; употребляющих наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества; освобожденных от уголовной ответственности или наказания и др.), а также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по их воспитанию; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или других антиобщественных поступков, выявляют несовершеннолетних, оказавшихся без попечения родителей, ведут учет правонарушений несовершеннолетних на подведомственных территориях, выполняют ряд других профилактических функций различных направлений.
Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет нормативную основу, дополнительно регулируется и ведомственными актами. Однако большинство из них было принято, по сути, в другую историческую эпоху, не основывалось на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков.1 Поэтому, согласно закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ряд нормативных актов, регулировавших предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних, утратили силу.Закон предписывает разработку и утверждение ряда новых нормативных актов, регулирующих профилактическую деятельность и предусмотренных его содержанием, а также приведение в соответствие с ним подзаконных актов, сохраняющих силу. Из числа функций комиссий по делам несовершеннолетних, например, исключено применение принудительных мер воспитательного воздействия; в настоящее время назначение несовершеннолетним принудительных воспитательных мер отнесено к судебной компетенции.1
В целом процесс разработки и принятия комплекса нормативных документов, регулирующих профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних пока не завершен. В качестве других актуальных проблем совершенствования предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
Глава 3. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение на примере г. Елабуга
§1. Комиссия по делам несовершеннолетних(далее КДН) и защите их прав исполнительного комитета Елабужского Муниципального района РТ: задачи и функции
Практическая часть по данной дипломной работе основывается на месте прохождения учебной практики.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав исполнительного комитета Елабужского Муниципального района РТ является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:
1. Работа с родителями или
лицами, их заменяющими, в виде
вынесения общественного
(ограничение в дееспособности, лишение родительских
прав).
2. Выявление негативной роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
3. Работа по профилактике
- учет правонарушителей;
- установление причин совершения преступлений;
- пути устранения этих причин.
Правонарушение несовершеннолетнего рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной работе, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории города Елабуга - как серьезный показатель недостатков проводимой здесь воспитательной и профилактической работы. В профилактике и ликвидации правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности. Одной из основных форм участия граждан в воспитательно - профилактической работе с подростками является КДН при городской администрации.
КДН - государственный орган. Ее деятельность носит организационный и правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. Почти все лица, входящие в состав комиссии- представители государственных органов и общественных организаций - выполняют свои обязанности безвозмездно.1
Главными задачами КДН являются:
1. Организация работы по
2. Устройство и охрана прав и интересов несовершеннолетних.
3. Координация усилий
4. Рассмотрение дел о правонаруше
5. Осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.
Комиссия систематически
Выносимые КДН постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению (указываются сроки исполнения). КДН строит свою работу по плану совместно с прокуратурой, судом и милицией. КДН выявляет и берет на учет:
1.Детей и подростков, оставшихся без родителей.
2.Несовершеннолетних, имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей.
3.Подростков, оставивших школу и не работающих и других, нуждающихся в государственной помощи.
4.Принимают меры к их
КДН выявляет семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных условиях воспитания, и ведет учет таких семей. На КДН возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних в случаях:
- совершения общественно
- совершения общественно
опасного деяния в возрасте от 14 до 16 лет;
- совершения в возрасте
до 16 лет мелкого хулиганства или в возрасте
до
18 лет мелкой спекуляции
или административного правонарушения;
-совершения другого
антиобщественного поступка;
- уклонения от учебы
или работы.
Основанием для рассмотрения дела в КДН является протокол по каждому нарушению. КДН может применять к подросткам следующие меры воздействия:
1. Обязать подростка принести
публичное извинение.
2. Вынести предупреждение.
3. Объявить выговор или строгий выговор.
4. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего
самостоятельный заработок, штраф.
5. Передать несовершеннолетнего под надзор
родителей или лиц, их заменяющих.
6. Направить несовершеннолетнего в специальное
лечебно-воспитательное учреждение.
7. Поместить несовершеннолетнего в случае
совершения им общественно опасного деяния
в специальное лечебно-воспитательное
учреждение.
В практике работы КДН широко применяется условное направление подростков в спецучреждения. Эта форма воздействия является эффективной и в большинстве случаев приносит положительные результаты. Необходимо отметить, что КДН является органом, занимающимся профилактикой и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, поэтому работа с «нерадивыми» родителями также является важным участком ее деятельности.
Общественное порицание - это публичное осуждение родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение ими своего долга по воспитанию детей. Оно объявляется чаще всего на заседании КДН. КДН имеет право, и наложить штраф на родителей.
Ограничение в дееспособности применяется в отношении граждан, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст.30 ГК РФ).
Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами. Лишение родительских прав является крайней мерой воздействия.
КДН рассматривает дела в срок не позднее 15 дней с момента их поступления. Основное количество дел о правонарушениях поступает из инспекций по делам несовершеннолетних. Часть дел КДН передает в товарищеский суд по месту учебы или работы подростка.
КДН обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним. и принимать меры к их устранению. В ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и неблагоприятная обстановка в семье. В случае отказа несовершеннолетнего от явки на комиссию без уважительных причин, он может быть доставлен через органы милиции. Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава.
На КДН вызывается подросток, родители и представители воспитательных учреждений. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него. Заседания комиссии проводятся с большим тактом, умением и опытом и должны оказывать на подростков воспитательное действие. Нельзя допускать формальной процедуры разбирательства дела.1
На заседаниях ведется протокол с краткой записью объяснений и показаний вызванных людей.
Изучение обобщенных систематических данных помогает комиссии установить причины совершения правонарушений несовершеннолетних, определив слабые звенья в работе, и наметить пути к их устранению.
Информация о работе Предупреждение несовершеннолетней преступности