Предупреждение несовершеннолетней преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы исследовать преступность несовершеннолетних, рассмотреть ее предупреждение.
Объектом дипломной работы является преступность несовершеннолетних.
Предметом исследования является предупреждение преступности несовершеннолетних, ее профилактика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава1.Преступность несовершеннолетних…………………………..……..…8
§1.Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования…………………………………….………………………………...8
§2.Основные криминологические характеристики преступности несовершеннолетних…………………………………………………………….11
§3.Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних…………………………………………………………….22
Глава2. Предупреждение несовершеннолетней преступности………………31
§1.Особенности детерминации и причинности……………………...........................................................................31
§2.Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………….40
§3.Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних…………………………………………………………….49
Глава 3.Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение на примере г. Елабуга…………………………………………………………………………63
§1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав исполнительного комитета Елабужского Муниципального района РТ: задачи и функции ………………………………………………………………………..63
§2.Уровень преступности несовершеннолетних………………………………68
§3.Борьба с правонарушениями и преступностью несовершеннолетних в г.Елабуга……………………………………………………………….................69
Заключение……………………………………………………………………...76
Список использованных источников…………………………………………...78

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Условия жизнедеятельности несовершеннолетних также отличны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяются по общему правилу, не зависящими от самого подростка обстоятельствами. Первичная социально-профессиональная дифференциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) во многом чаще всего определяется внешними обстоятельствами. Специфику возрастного статуса дополняют и противоречивые социальные ожидания: ответственность, самостоятельность предполагаются при сохранении материальной зависимости, роли воспитуемого.

Как известно, воздействие социальной среды на преступное поведение осуществляется как в сфере формирования личности, так и в условиях конкретной ситуации, определяющей превращение возможности совершения преступления в действительность. Например, при совершении преступлений отдельных видов и групп, или в правонарушающем поведении отдельных категорий несовершеннолетних, значение обстоятельств ситуативного характера различно. Так, глубоко деморализованные, неоднократно совершавшие противоправные поступки чаще сами создают ситуацию конфликта. Другой пример: известно, что немалая часть корыстных преступлений, совершаемых покинувшими семью или воспитательное учреждения несовершеннолетними младшей группы, совершается для удовлетворения потребности в пище, теплой одежде, т. е. при существенной роли внешних, ситуативных факторов. Однако в целом в преступности несовершеннолетних, как уже отмечалось, роль обстоятельств ситуативного характера не является определяющей. Соответственно центром внимания субъектов профилактики должна быть сфера формирования личности.1

В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Воздействие на личность широкой социальной среды, институтов общества в целом существенно опосредуются ею. Данные исследований показывают, например, что предпочтение определенных форм досуга, в том числе и выбор социально неодобряемых его форм, у несовершеннолетних правонарушителей зависит, прежде всего не от собственного желания, а от выбора, сделанного ближайшим окружением, дружеской компанией; представление о досуге как праздности, о почти неразрывной связи свободного времени с употреблением алкогольных напитков основывается на демонстрируемом в семейном окружении.2

Влияние микросреды дополняет воздействие воспитательно-образовательных учреждений (школы, ССУЗ, техникума), длительные и непосредственные контакты с которыми поддерживает (или поддерживал в недавнем прошлом) практически каждый несовершеннолетний, трудовых коллективов (в отношении работающих подростков). Семья, ближайшее окружение сверстников, школа не исчерпывают, конечно, связей с обществом ни одного конкретного лица несовершеннолетнего возраста, однако, по общему правилу, личность каждого формируется под их воздействием.

Конечно, микросреда является частью общества и испытывает на себе его влияние. Однако в силу относительной обособленности, самостоятельности она может культивировать нормы поведения, традиции, прививать навыки и привычки, отличные от одобряемых обществом. Такая микросреда рассматривается как криминогенная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения контакты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков ранее испытывали ее воздействие.1

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно личностный характер. Это происходит в силу того, что формирование личности ребенка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного воздействия со стороны старших членов семьи, но и стихийно, под воздействием семейного уклада жизни, демонстрируемых в семейном общении образцов поведения.

Многие исследования предшествующих лет, фактологическими данным подтверждали положение о том, что при всем многообразии факторов семейного неблагополучия, обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание2 (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т. п.), в отличие от обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей (безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, пьянство, скандалы, правонарушающее поведение в быту) лишь способны затруднить воспитание в семье. Не внешние, объективные проблемы и трудности, а субъективные факторы внутрисемейной жизни имеют криминогенное значение.

В целом этот вывод не утрачивает значения, однако в условиях стабильности общества, относительного социального равенства, роль внешних и внутренних факторов жизнедеятельности института семьи была довольно устойчиво сбалансирована. Думается, что в периоды интенсивных общесоциальных перемен баланс воздействия может нарушаться; ряд обстоятельств, характеризующих ранее внутрисемейную обстановку в неблагополучных семьях, становятся значительно более распространенными. 1В профилактическом плане важно учитывать, что в современных условиях российская семья оказалась под прессингом новых внешних факторов, в силу которых воспитательная внутрисемейная обстановка стала менее благоприятной. Неадаптированность к новым социально-экономическим условиям, значительной части взрослого населения, безработица или чрезвычайная перегруженность трудовыми функциями, страх за будущее семьи, психическая напряженность старших членов семьи, приводят к сужению эмоционального контакта между родителями и детьми, сокращению объема совместной досуговой деятельности семьи, ослаблению семейного контроля за поведением детей и подростков, падению родительского авторитета, эмоциональному отдалению членов семьи.

Хотя те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей, обнаруживаются они в современных условиях сравнительно чаще, специфика неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит, как и ранее, в типичности наличия широкого комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80% — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности.1

В отношении «формально благополучных» семей, имеющих скрытые дефекты в выполнении воспитательных функций, не проявляющиеся в очевидных характеристиках поведения их членов, профилактическая деятельность осложнена объективно. Однако в настоящее время среди семей несовершеннолетних, совершивших преступления, преобладают семьи с достаточно ярко выраженной социально-негативной личностной и педагогической позицией родителей. Типичной для подростков-правонарушителей продолжает оставаться семья, демонстрирующая и прививающая антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от негативных внешних влияний и в силу этого вынуждающая подростка идти на поиск понимания и участия вне семейной среды (до 60% родительских семей несовершеннолетних, совершивших преступления).

Криминогенные группы несовершеннолетних. В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников субъективно особенно значимо в этом возрасте. Полноценное товарищеское, дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено.2 Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени. По мере углубления непонимания и конфликтов в других сферах жизнедеятельности субъективное значение такого общения возрастает. Поэтому и при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимно го «обогащения» негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершение правонарушений («как все»), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.

Поведение большинства дворовых, уличных компаний отличает проявляющаяся в различной степени криминогенная деформация. По выборочным данным, около 20% их членов не исключают возможности добывания денежных средств преступным путем, более 60% — рассматривают насилие как возможный способ разрешения конфликтов, а 30% — постоянно прибегают к нему на практике, более половины — всегда решают конфликты с другими группами путем применения силы.1

Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о связи глубины деформации группового поведения, во всяком случае, со следующими характеристиками: предшествующее правонарушающее поведение отдельных членов группы; нравственная и правовая характеристика лидера, ядра группы; общественно полезная занятость ее членов; теснота контактов. Случаи совершения преступления предполагают, конечно, уголовно-правовое воздействие, изоляцию криминального ядра, части группы. Однако разобщение криминогенных группировок, как профилактическая мера малоэффективно; на их месте возникают новые, содержание поведенческих характеристик несовершеннолетних это не меняет, поэтому более перспективным является комплекс мер по переориентации групп. Так, по исследовательским данным до 3/4 их участников согласны были бы заняться в свободное время какой-либо полезной для окружающих деятельностью, хотя инициативы в этом не проявляют.

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно, либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. В качестве криминологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка различий «стартовых» (начальных) условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. В последние годы констатируется существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних. Профилактические резервы педагогических коллективов остаются нереализованными и потому, что школа склонна исключать предупреждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Существенных изменений в сложившееся положение не внес и закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который не отводит учебным заведениям ведущей роли в предупреждении правонарушающего поведения, определив их функции по сути как вспомогательные: «принятие мер по воспитанию и получению основного общего образования», «оказание педагогической помощи» детям и подросткам с отклонениями в поведении, имеющим проблемы с обучением, «оказание помощи семье в обучении и воспитании детей» и т. п. 1Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, а индивидуальную работу с учащимися, осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, рассматривают как стороннюю функцию. В действительности же применяемые специализированными субъектами меры способны лишь дополнить, а не заменить общее воспитание. При этом школа является единственным институтом общества, который, по сути специально предназначен для образовательной и воспитательной деятельности, располагая для этого профессионально подготовленными кадрами.

Исследования правонарушающего поведения несовершеннолетних, продолживших обучение после школы (ССУЗ, техникума) показывают, что отмеченные недостатки характерны и для учебных заведений других типов. Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно (пусть, не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики.1

Отмеченное выше свидетельствует о типичности связей несовершеннолетних правонарушающего поведения с криминогенной средой, об устойчивости таких связей. Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности (неуспешности) компенсирующего и корригирующего воздействия субъектов общего воспитания и предупреждения. Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.1

 

Глава 2. Предупреждение несовершеннолетней преступности

§ 1.Особенности детерминации и причинности

Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних.1

Процессы и явления экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, главным образом и детерминируют поведение детей и подростков, определяют его сущность и характер. Эти процессы, определяя в самой общей форме условия жизни в обществе, придают своеобразие (в зависимости от контингента, территории и т. п.) деятельности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, формированию их личности. Они при определенных условиях детерминируют и такие негативные явления, как повышенный уровень заболевания и смертности детей и подростков, разводы, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, преступность в целом, которые входят в комплекс социальных факторов, обусловливающих их отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение.

Информация о работе Предупреждение несовершеннолетней преступности