Предупреждение несовершеннолетней преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы исследовать преступность несовершеннолетних, рассмотреть ее предупреждение.
Объектом дипломной работы является преступность несовершеннолетних.
Предметом исследования является предупреждение преступности несовершеннолетних, ее профилактика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава1.Преступность несовершеннолетних…………………………..……..…8
§1.Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования…………………………………….………………………………...8
§2.Основные криминологические характеристики преступности несовершеннолетних…………………………………………………………….11
§3.Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних…………………………………………………………….22
Глава2. Предупреждение несовершеннолетней преступности………………31
§1.Особенности детерминации и причинности……………………...........................................................................31
§2.Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………….40
§3.Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних…………………………………………………………….49
Глава 3.Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение на примере г. Елабуга…………………………………………………………………………63
§1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав исполнительного комитета Елабужского Муниципального района РТ: задачи и функции ………………………………………………………………………..63
§2.Уровень преступности несовершеннолетних………………………………68
§3.Борьба с правонарушениями и преступностью несовершеннолетних в г.Елабуга……………………………………………………………….................69
Заключение……………………………………………………………………...76
Список использованных источников…………………………………………...78

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Общесоциальные меры. Социальные меры, реализующие антикриминогенный потенциал общества в целом, имеют основополагающее значение и для предупреждения правонарушающего поведения среди детей и подростков. К особо значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся экономические, политические, культурно - воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение в отношении рассматриваемой возрастной группы. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким относится, например, комплекс мер, предусмотренных «Целевой Федеральной программой по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг.», меры, предлагаемые в проекте целевой программы на 2001-2005 гг. «Молодежь России». Существенны и общесоциальные меры, опосредованно влияющие на жизнедеятельность детей и подростков, предусмотренные, например, «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ», нормативными актами, направленными на охрану материнства и детства. Выдвижение преступности и правонарушений в молодежной среде в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой группы.1

Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на применение в отношении субъектов, совершивших преступления, либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы антикриминогенного воздействия микросреды, продолжающей оказывать негативное влияние на личность и поведение подростка. Важнейшим нормативным актом, регулирующим специально-предупредительную деятельность в отношении несовершеннолетних, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 2002 г. Он не только является первым федеральным законом, посвященным предупреждению преступлений и правонарушений лиц, не достигших 18 лет, но и первым федеральным законом, регулирующим профилактическую деятельность в целом.1

Закон является фундаментом будущей системы законодательства о регулировании деятельности по предупреждению правонарушающего поведения и безнадзорности детей и подростков, основанной на Конституции и общепризнанных нормах и принципах международного нрава, на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 2, 3).

В качестве основных задач профилактической деятельности закон определяет: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков (ст. 3). Законодательно определен круг органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, основные направления их деятельности (ст. 11-25).

Принципиально новым в законе является то, что важное место уделено вопросам, связанным с правовым статусом несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая деятельность, обеспечению защиты их прав и интересов. Так, установлен исчерпывающий перечень категорий лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальное предупреждение (ст. 5), определены их права (ст. 8), основания проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 6). Первый опыт законодательного регулирования основ профилактической деятельности небезупречен. Отмечается, что правовые признаки безнадзорного и правонарушителя, причины безнадзорности и правонарушений в нем смешиваются, хотя в действительности они различны и требуют разных подходов и мер нейтрализации. В результате подхода, определенного в законе, могут быть существенно ущемлены права и законные интересы безнадзорных подростков, контроль за поведением которых отстутствует. Сохранен и ранее негативно оценивавшийся специалистами «ведомстьснно-правоохранительный» уклон в организации профилактики и распределении круга полномочий между ее субъектами: важнейшие функции возлагаются не на субъектов общего воспитания, а на правоохранительные органы, прежде всего — на органы милиции, что определяет приоритет административных и уголовно-правовых форм и методов воздействия, в том числе и на ранних стадиях воспитания, исправления и перевоспитания.1

Дифференцируя меры специального предупреждения по моменту их реализации, к мерам ранней профилактики относят направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, к таковым относятся меры по выявлению неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсации недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, меры, направленные на обеспечение позитивной досуговой занятости.

Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений МВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судом к подросткам в связи с совершением ими правонарушений.1

Третья группа — это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель — перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления подростком. К таким мерам относятся контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, комплекс мероприятий по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики еще не полностью оценен, как субъектами общего воспитания, так и правоприменительными органами. В результате деятельность по предупреждению правонарушающего поведения подростков в основном концентрируется на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.

Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом.1 Так, все Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принимавшиеся в последнее десятилетие, включали либо специальный раздел о предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи, либо определяли ряд направлений этой деятельности. Именно в соответствии с Федеральными целевыми программами было, например, положено начало разработке и реализации программ различных уровней, конкретных мер по предупреждению распространения наркотиков в молодежной среде; началось создание сети социальных приютов для несовершеннолетних, Петров психологической помощи для дошкольных и учебных учреждений. В соответствии с Федеральной программой по усилению борьбы с преступностью на 2000-2008 гг. продолжена разработка нормативной базы предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Меры, реализуемые на уровне регионов, учитывают специфику характеристик преступности и правонарушающего поведения несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий, других криминологически значимых социальных факторов. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ борьбы с преступностью, специальных региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи, либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах. Например, программа борьбы с преступностью в Москве на 2004 г. включает раздел «Предотвращение детской безнадзорности и преступности», предусматривающий, среди других, меры по совершенствованию организации отдыха подростков, проживающих в неблагополучных семьях; создание банков данных предприятий, представляющих рабочие места несовершеннолетним; создание сети социально-реабилитационных центров.1 Меры, ориентированные на предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних, предусмотрены целевыми программами «Молодежь Санкт-Петербурга», «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2004 г.». Целевая программа «Развитие правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге на 2002-2006 гг.», например, в разделе, посвященном профилактике правонарушающего поведения, планирует реализацию мероприятий, направленных на противодействие распространению наркотиков в молодежной среде, мер по улучшению условий проживания, обучения и развития детей и подростков в медико-социальных центрах для несовершеннолетних с девиантным поведением.

Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков-правонарушителей.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетнего. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 21) возлагает на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Очевидно, что сотрудники ОВД, участвующие в предупредительной деятельности в отношении конкретного подростка, не могут не учитывать индивидуальных особенностей его личности, поведения, негативных и позитивных микросредовых влияний.1

Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они не стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

♦  субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности;

♦  субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;

♦  специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста.1

Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. К числу субъектов профилактики данной группы Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит, например, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи, другие учреждения социального обслуживания; органы по делам молодежи и их учреждения, службы занятости и другие.

Среди субъектов, выполняющих профилактические функции в ряду более широких социальных задач, особо следует выделить органы управления образованием и образовательные учреждения, к числу которых относятся не только школы и профессиональные училища, но и любые другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс и реализующие в связи с обучением и воспитанием функцию предупреждения правонарушающего поведения детей и подростков. Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием многие проблемы пока сохраняются. Среди них - типичность слабого взаимодействия образовательных учреждений с другими, прежде всего со специализированными, субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, неумение значительной части педагогического персонала проводить воспитательную работу индивидуализированно, основываясь на учете специфических характеристик личности и поведения подростков-правонарушителей.

Информация о работе Предупреждение несовершеннолетней преступности