Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель работы: исследовать понятие применения мер пресечения, избираемых по решению суда, в стадии предварительною расследования, разработать общую характеристику мер пресечения, избираемых по решению суда, выявить проблемы, возникающие при отмене или изменении меры пресечения, избранной по решению суда.
Задачи: проанализировать понятие и цели мер пресечения, исследовать проблемы реализации судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, проанализировать основания и условия для избрания меры пресечения в стадии предварительного расследования.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3-5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ__________6-7
§1. Понятие и виды мер пресечения _______________________________7-12
§2. Основания применения мер пресечения ________________________12-16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ.
§1. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения ______16-19
§2. Меры пресечения, не связанные с изоляцией от общества _________19-30
§3. Применение меры пресечения в виде заключения под стражу ______31-37
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________ 38-40
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ__________________41-42
Это розыскной (инквизиционный)
порядок, который противоречит коренному
правилу состязательного
Сторона обвинения (следователь - п. 47 ст. 5) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого - п. 46 ст. 5) меру пресечения. Равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.
Статья 98 УПК РФ предусматривает следующие меры пресечения:
1. Подписка о невыезде;
2. Личное поручительство;
3. Наблюдение командира воинской части;
4. Присмотр за
5. Залог;
6. Домашний арест:
7. Заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого) - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову и сообщать о месте своего пребывания, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу и исполнению приговора (такое толкование вытекает из сопоставления ст. ст. 97 и 102 УПК). Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства о явке, которое как разъяснение обязанности являться по вызову не относится к мерам пресечения, может применяться к свидетелю и потерпевшему, не требует наличия возбужденного дела и вынесения постановления, не запрещает покидать место пребывания.
Личное поручительство обеспечивает надлежащее поведение обвиняемого и подозреваемого, в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является наличие одного или нескольких лиц, желающих и реально способных обеспечить надлежащее поведение обвиняемого.8 О такой реальной способности свидетельствуют две группы обстоятельств:
1) поручитель заслуживает
общественное доверие, в том
числе доверие следователя (
2) поручитель заслуживает
доверие у самого обвиняемого
(между ними хорошие личные
отношения, обвиняемый
Наблюдение командования
воинской части преследует цель обеспечения
надлежащего поведения
Обязанности командования воинской части при наблюдении за обвиняемым (подозреваемым) устанавливаются Уставами Вооруженных Сил РФ - внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной и караульной службы, утвержденными Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.
Присмотр за несовершеннолетним
относится к психологически-
а) родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. Одновременно они могут участвовать в деле в качестве законных представителей этого обвиняемого (подозреваемого);
б) другими заслуживающими доверия лицами (как при обычном личном поручительстве);
в) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство).
Таким образом, меры пресечения
- это процессуальные средства ограничения
личной свободы обвиняемого, а в
исключительных случаях подозреваемого,
применяемые для предотвращения
возможных процессуальных нарушений
с их стороны, а также для обеспечения
исполнения приговора. Статья 98 УПК
РФ, содержит в себе исчерпывающий
перечень мер пресечения. Однако как
уже отмечалось, одни меры пресечения
назначаются органом
§2. Меры пресечения, не связанные с изоляцией лица от общества.
Важной позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие: она включает 18 видов наказаний и 12 подсистем наказаний. Подсистемы, объединяющие виды наказаний, могут быть сгруппированы разным образом. Но, прежде всего, наказания подразделяются по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. Еще одной особенностью российской системы наказаний выступает её гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания: из 18 мер наказаний 15 не связаны с изоляцией от общества.
Большинство наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения, то есть наказание имеет характер денежного (или имущественного) взыскания.
Так, например, штраф представляет собой денежное взыскание, исчисляемое в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.
Основой наказания в виде исправительных работ выступают удержания из заработной платы осужденного в пределах от пяти до двадцати процентов ежемесячно. То есть это стабильное недополучение определенной части дохода на период от двух месяцев до двух лет.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Таким образом, осужденный не получит вознаграждения за работу в течение от восьми до тридцати полных рабочих дней. Не столь явно этот признак выражен у наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако ограничение в выборе трудовой деятельности может также обернуться упущенной материальной выгодой.
При отбывании наказаний,
не связанных с изоляцией от общества,
на осужденного не возлагается обязанность
проживать в учреждении, исполняющем
наказание. Могут вводиться определенные
ограничения свободы
Если это не противоречит требованиям приговора суда (например, о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), осужденный продолжает трудиться на прежнем рабочем месте. Наказание может исполняться государственным органом, для которого подобная деятельность не является основной. Это относится в первую очередь к наказаниям, исполняемым судом (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).
Даже в случаях, когда наказание исполняется службой судебных приставов (принудительное взыскание штрафа), мы имеем дело с государственной структурой, выполняющей еще ряд функций наряду с вышеназванной.
В отношении большинства
наказаний, не связанных с изоляцией
от общества (штраф, обязательные работы,
исправительные работы и ограничение
свободы), законодатель предусмотрел последствия
так называемого злостного
Возможность уклонения (в том числе злостного) от их исполнения как бы презумируется изначально. Однако такая возможность не может рассматриваться как нормальное явление, она должна пресекаться. Поэтому законодатель предусмотрел в УК РФ негативные последствия для осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания. Таким последствием может быть замена наказания на более строгий вид (см. ст.ст. 46, 49, 50 и 53 УК РФ). Определения понятия "злостное уклонение от отбывания наказания" УК РФ не содержит. Применительно к каждому из названных выше наказаний расшифровка данного понятия дается в УИК (например в ст.ст. 30, 32, 46 и 58 УИК РФ).
Исполнение наказания в виде обязательных работ. Обязательные работы представляют собой новую меру наказания, ранее не известную уголовному праву России. Их сущность состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы назначаются, как взрослым так и несовершеннолетним (в возрасте от 14 лет) преступникам, на срок от 60 до 240 часов и отбывается не свыше 4 часов в сутки (ст.27 УИК РФ).
Обязательные работы не назначаются инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
В соответствии со ст. 45 УК РФ обязательные работы применяются лишь в качестве основного вида наказания, что свидетельствует о том, что законодатель относит обязательные работы к достаточно строгому виду наказания, ощутимо воздействующим на личность осужденного. Поэтому осужденные к обязательным работам не могут рассчитывать на условное осуждение (ст. 73 УК), в отличие от лиц, которым назначены исправительные работы, поскольку ставит осужденного к менее строгому наказанию в более суровые условия.
Обязательные работы предусмотрено применять в качестве наказания за преступления небольшой тяжести, например ст.130 УК РФ - оскорбление; ст. 157 УК РФ - злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей и т.д. Иными словами, социальное назначение обязательных заключается в том, чтобы оказать исправительное и предупредительное воздействие на менее опасные для общества категории преступников, не отрывая их при этом от привычной работы, учебы и иной общественно полезной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Выполнение работ производится на объектах, определяемых органами местного самоуправления.
Согласно ст. 25 и ст. 26 УИК РФ на уголовно-исполнительную инспекцию возложены ряд функций по реализации рассматриваемого вида наказания, но необходимо учитывать следующие условия: во-первых - бесплатными обязательные работы являются только для осужденного, а для объекта, где эти работы выполняются, они платные. Оплата перечисляется в соответствующие бюджеты. Во-вторых - поскольку обязательные работы являются платными для нанимателя, организовать их в условиях существующей безработицы будет весьма сложным делом.
Прежде всего, организация
объекта должна контролировать выполнение
осужденными порученной им работы,
уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию
о числе проработанных каждым
осужденным часов либо о его уклонении
от отбывания наказания. Далее она
должна ежемесячно перечислять в
соответствующий бюджет средства за
выполненные осужденными работы
в соответствии с расценками, существующими
в данной организации. В случае причинения
осужденному увечья, связанного с
выполняемой работой, организация
несет ответственность, а осужденный
получает возмещение на общих основаниях
в порядке, установленном
Практика исполнения других
мер наказания показывает, что
осужденные далеко не всегда добросовестно
выполняют возложенные на них
обязанности и соблюдают
С учетом того, что признание уклонения злостным влечет серьезные правовые последствия, закон дает определение злостного уклонения. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, если он более двух раз в течение месяца не выходил на обязательные работы без уважительных причин или более двух раз в течение месяца нарушал трудовую дисциплину либо скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
Установив факт злостного уклонения и выяснив, что невыход на работу не был связан с какими-либо уважительными причинами, - суд заменяет обязательные работы ограничением свободы или арестом в зависимости от поведения осужденного, его личности, характера допущенного уклонения, его причин и т.п. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, засчитывается из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
Ответственность за злостное
уклонение от отбывания обязательных
работ свидетельствует о