Прокуратура и прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Содержание работы

1. Основные понятия и значение прокурорского надзора
2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ
3. Принципы организации прокурорского надзора
4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ
5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ
8. Специализированные органы прокуратуры РФ
9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность
12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
13. Правовое регулирование прокурорского надзора
14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика
15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей
16. Дисциплинарная ответственность
17. Тактика прокурорской деятельности
18. Методика прокурорской деятельности
19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры
20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан
21. Полномочия военных прокуроров
22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства
24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ
25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии
26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора
27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан
29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения
30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера
32. Полномочия прокурора в досудебном производстве
33. Главная военная прокуратура
34. Подследственность. Создание следственных групп
35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних
37. Надзор за исполнением законов судебными приставами
38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
39. Особенности участия прокурора в суде присяжных
40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы
42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом
43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
44. Основные направления деятельности прокурора в суде
45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел
46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
49. Правовой статус прокурора
50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание
51. Транспортная прокуратура
52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения
53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ
54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ
55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)
56. Международное сотрудничество в рамках СНГ

Файлы: 2 файла

Прокуратура и прокурорский надзор. Шпаргалки_Ахетова О.С_2008 -32с.pdf

— 196.87 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Прокуратура и прокурорский надзор. Шпаргалки_Ахетова О.С_2008 -32с.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Для представления населению наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования (Сидорова Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы РФ).

 

 

 

4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением  Конституции РФ, уставов субъектов  РФ, а также за исполнением законов  субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор  вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

Прокуроры не ограничены специальной  подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ участвует  в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностьюпреследу-ет цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

 

 

 

5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

1772 –  1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 –  191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 –  1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом  от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

 

 

 

6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей

В ФЗ «О прокуратуре РФ» содержатся требования как профессионального, так и  нравственно-этического характера  в отношении лиц, назначаемых  на должность прокурора.

В соответствии с указанным законом прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Предусмотрен  также и возрастной ценз для прокуроров, назначаемых на руководящие должности. На должности районного, городского прокуроров и приравненных к ним  прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет. На должности прокурора субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет. Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с честностью, неподкупностью и справедливостью.

Вступая в должность прокурора, выпускник  высшего юридического учебного заведения  принимает присягу в торжественной  обстановке, в условиях гласности. Присяга  с подписью хранится в его личном деле. Принятая присяга обязывает  будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы все участки прокурорского надзора были укомплектованы принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками.

Неправильное  исполнение и злоупотребление своим служебным положением влекут за собой тяжкие последствия.

Прокурор  за время службы не должен проявлять такие качества, как черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость.

В любом  случае и при любых обстоятельствах необходим строгий контроль со стороны руководства за деятельностью подчиненных.

Выполняя  свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать  не только в рамках закона, но и общечеловеческого  гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям. Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.

Необходимое для прокурора профессиональное качество – это инициативность. Должность прокурора у граждан должна всегда связываться с понятием справедливости.

Генеральный прокурор РФ в своих приказах указывает  на недопустимость проявления со стороны  работников прокуратуры предвзятости и произвола при расследовании  уголовных дел, необъективности при рассмотрении жалоб, заявлений, сообщений и других обращений граждан.

 

 

 

 

 

 

 

7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ

Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов  РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Образование, реорганизация и ликвидация органов  и учреждений прокуратуры, определение  их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Во  многих субъектах РФ образованы только прокуратуры городов и районов. Некоторые из них подразделяются на межрайонные прокуратуры, которые  осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов. Например, в г. Москве согласно административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. Таким образом, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает создание коллегий в органах прокуратуры. Данные коллегии являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:

1) единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

2) централизованности (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

3) системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

Каждый  из элементов (звеньев) системы  прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры.

 

 

 

8. Специализированные органы прокуратуры РФ

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается обеспечением законности в определенных сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

Специализированные  органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.

Первый тип: военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

Второй тип: природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.

Специализированные  прокуратуры служат необходимым  элементом прокурорской системы.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Информация о работе Прокуратура и прокурорский надзор