Противодействие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Содержание работы

1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов

Файлы: 1 файл

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

С о д е р ж а н и е

1.  Словарь 

2.  Введение

3. Понятие коррупции 

Определение коррупции 

Виды и формы коррупции 

Причины коррупции и ее последствия

История коррупции в России 

4. Элементы теории коррупции 

Агентская модель коррупции 

Модель Полички-Шиханова

5. Примеры коррупции и  понятие конфликта интересов 

Коррупция в законодательном  процессе

Коррупция в бюджетном  процессе

Коррупция в избирательном  процессе

Коррупция среди чиновников и конфликт интересов

6. Антикоррупционная политика

Стратегии противодействия  коррупции

Законодательство

Общественное участие

Антикоррупционная деятельность органов власти

Антикоррупционная деятельность структур гражданского общества

 

 

 

 

 

 

 

Словарь.

 

Административный ресурс – совокупность возможностей лица, занимающего административную должность, по управлению материальными ресурсами, людьми, процессом в корыстных  интересах (своих либо чьих-то еще), а не для исполнения своих функций  и обязанностей в рамках объема полномочий данной должности.

 

Антикоррупционная политика – меры государства и общества, направленные на устранение причин коррупции.

 

Антикоррупционные стратегии – последовательность шагов по противодействию коррупции в рамках выбранных направлений и установленных приоритетов.

 

Захват бизнеса – установление чиновниками неправового контроля над бизнесом.

 

Захват государства –  инициативные попытки предпринимателей повлиять на решения органов власти разного уровня и разных ветвей.

 

Конфликт интересов –  ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

 

Коррупция – использование  должностным лицом своего служебного положения в корыстных целях (своих  либо кого-то еще).

 

Общественное участие  – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и  контроле исполнения властных решений.

 

Прозрачность власти –  ее открытость, понятность и возможность  влияния на нее со стороны общества. 

 

2. Введение.

 

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих  перед мировым сообществом. Что  касается России, то здесь коррупция  поразила все слои общества, практически  все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без  решения которой невозможно дальнейшее развитие страны.

 

«Коррупция в России стала  системой государственного управления. Основные причины коррупции –  отсутствие политической конкуренции  и независимых СМИ»[1] – эти  слова руководителя Национального  антикоррупционного комитета К.В.Кабанова очень хорошо характеризуют сегодняшние российские реалии. Принятые Госдумой законы о назначении губернаторов, о выборах только по партийным спискам, о снятии кворума на явку избирателей явно снижают политическую конкуренцию. Что же касается независимости СМИ, то, начиная с 2001г. их число стремительно сокращается.

 

По результатам январского (2005г.) опроса жителей нашей страны Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ)[2] 65% опрошенных считают, что коррупцию победить невозможно; треть респондентов называет наиболее коррумпированными власти на местах и правоохранительные органы, примерно столько же отмечают коррумпированность «всего общества».

 

Согласно данным Транспаренси Интернешнл (ТИ) Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира: в 2000г. Россия занимала 82-83 место из 99 исследованных стран (чем ниже место, тем более коррумпирована страна), в 2001г. – делила 79-81 места из 91 страны, по данным 2002г. делит 71-76 места из 102 стран, и, наконец, по данным 2005г. – 126-129 места из 159 стран, по данным 2006г. – 121-130 места из 163 стран и, наконец, по данным 2007г. – 143-147 места из 180 стран[3].

 

Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в  развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах». По данным той же ТИ (2006г.) Россия занимает 28 место из 30 стран по уровню взяткодательства[4].

 

Среди наиболее коррумпированных институтов называют[5] органы государственной  власти на федеральном и региональном уровнях, местную власть, правоохранительные органы, суды, ГИБДД, коммунальные службы, политические партии, СМИ. В социальной сфере, здравоохранении, образовании, при призыве в армию взятки стали обычным явлением для решения вопроса[6].

 

Сравнительные исследования ситуации в 40 российских регионах показали, что все они в весьма значительной степени поражены коррупцией.

 

После отмены выборов губернаторов в начале 2005г., коррупция на выборах с использованием административного ресурса расцвела пышным цветом на муниципальном уровне (очень ярко это проявилось на выборах депутатов органов МСУ в Санкт-Петербурге и Москве в 2005-2006гг.).

 

Для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия, т.е. согласованные  действия всех слоев общества, всех 3-х секторов: 1 – власти, 2 – бизнеса  и 3 – общественных организаций (НКО). Так как коррупция – это  международная проблема, то возможны и желательны также координация и согласование на международном уровне. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий.

 

От органов власти требуется  политическая воля бороться с коррупцией, законодательное обеспечение этой борьбы и неукоснительное исполнение принятых законодательных актов, кроме  этого, требуется готовность властей  на то, чтобы стать прозрачными  перед обществом, допускать возможность  общественного участия и  взаимодействовать  с НКО и бизнесом как с партнерами. Применительно к России в самое  последнее время (после 2005 года) противодействие  коррупцией со стороны властей связывается  с Административной реформой[7]. Разработаны  типовые программы противодействия  коррупции на федеральном и региональном уровне[8].

 

Главная задача для структур гражданского общества (НКО и предприниматели) заключается в осуществлении  общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и  контроля исполнения властных решений.

 

Стратегии борьбы с коррупцией должны вырабатываться в широкой  по охвату, долгосрочной и прагматически  ориентированной перспективе:

принимать участие в этой борьбе должны все основные действующие  лица и группы гражданского общества;

действия должны быть интегрированы  в долгосрочные программы с четко  обозначенными целями в части  изменения законодательства и претворения  этих изменений в жизнь;

результат должен ставиться  выше политических деклараций, продиктованных сиюминутной конъюнктурой (например, визит делегации крупного потенциального донора или заимодавца).

 

3. Коррупция: общие понятия.

Определение коррупции 

Виды и формы коррупции, ее причины и последствия 

История коррупции в России 

 

1.Определение коррупции.

 

Латинский термин «коррупция» (сorruption) происходит от греческого слова, означавшего «грязь» и имеет более десятка значений, среди которых: портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, губить свободу, развращать молодежь, фальсифицировать результаты и др. Современное понимание коррупции сформировалось в ХХ веке, однако, до настоящего времени ни в российском законодательстве, ни в международных правовых актах ей не дано однозначного определения.

 

В отсутствие официальных приведем здесь следующие свои определения.

 

Под коррупцией мы здесь будем  понимать действие или бездействие  одного лица, принимающего решение (ЛПР), в своих корыстных интересах  или в корыстных интересах  другого лица, связанное с использованием публичных ресурсов. Данное определение включает в себя все более или менее часто используемые в литературе.[9] ЛПР может представлять из себя одно физическое лицо (чиновник), группу физических лиц (конкурсная комиссия), юридическое лицо (НКО или фонд, распределяющий гранты) и др. Публичный ресурс может выступать в виде бюджетных средств, выборных должностей,  депутатских мандатов, грантов для НКО и др.

Виды и формы коррупции, ее причины и последствия.

 

Различают две основные формы  коррупции: низовую (мелкая, повседневная, бытовая) и вершинную (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции – взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной – использование административного ресурса для получения «нужного» результата выборов). В этом случае, а именно на нем мы и сосредоточим основное внимание, можно сказать: коррупция – это использование должностным лицом своего служебного положения в корыстных целях (своих либо кого-то еще).

 

Отметим, что наибольший ущерб  приносит коррупция, связанная с  бюджетом и госсобственностью.

 

Выделяют следующие виды коррупционных деяний, которые в  различных странах уголовно наказуемы[10] :

злоупотребление властью  или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, совершаемые для удовлетворения корыстных интересов;

хищение имущества (независимо от формы) с использованием должностного положения;

незаконное получение  благ, льгот и преимуществ и  использование их;

взяточничество;

неправомерное вмешательство  с использованием должностного положения  в деятельность органов, физических и юридических лиц с целью  препятствования выполнения ими  своих полномочий или домогательства принятия неправомерного решения;

использование информации, полученной с использованием служебного положения  в корыстных интересах, необоснованный отказ или несвоевременное либо недостоверное предоставление такой  информации;

предоставление необоснованных преимуществ физическим или юридическим  лицам путем подготовки и принятия нормативно-правовых актов или управленческих решений;

протежирование из корыстных  интересов в назначении на должность  лица, которое по профессиональным качествам не имеет преимуществ  перед другими кандидатами.

 

Дополнительно можно выделить коррупционные деяния, для которых  нет соответствующих статей в  уголовном праве:

предоставление льгот  для своей коррупционной группы с отвлечением на эти цели публичных  ресурсов;

использование должностными лицами и государственными служащими  подставных лиц и родственников  в коммерческих структурах (непотизм);

бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве средств у коммерческих структур для их «переброски» в иные предпринимательские организации, политические партии;

лоббирование при принятии нормативных актов в интересах  заинтересованных лиц (групп);

злоупотребления служебным  положением (уголовно не наказуемые в  процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании или квотировании.

 

Дадим здесь также определения  коррупционных деяний, очень часто  используемые в литературе в последнее  время:

захват государства –  инициативные попытки предпринимателей повлиять на решения органов власти разного уровня и разных ветвей (бизнес подкупает и покупает чиновников и депутатов), сюда же относится теневой  лоббизм в органах власти, покупка  решений исполнительных органов, установление коррупционного контроля над политическими  партиями;

захват бизнеса – установление чиновниками неправового контроля над бизнесом с целью извлечения административной ренты (чиновники используют административный ресурс для давления на кампании), рента обеспечивается здесь не взятками, а бизнесом и доходами от него;

административный ресурс. Административный ресурс (АР) – это  совокупность возможностей, которые  дает административная должность. Плох не сам АР, а злоупотребления им, которые чаще всего принимают  форму коррупции. Только такими злоупотреблениями  мы интересуемся. В этом смысле под  административным ресурсом мы будем  понимать совокупность возможностей лица, занимающего административную должность, по управлению материальными ресурсами, людьми, процессом в корыстных  интересах (своих либо чьих-то еще), а не для исполнения своих функций  и обязанностей в рамках объема полномочий данной должности[11]. АР, как правило, не связан с непосредственной и личной выгодой, часто не сводится ни к взятке, ни к подкупу. Коррупционные деяния здесь обусловлены преимуществом  занимаемой должности и часто  выступают в виде телефонного  права, указания подчиненным, давления на подведомственные (милиция, налоговая  инспекция и пр.) и формально  независимые структуры (суд, прокуратура). Результат коррупционного использования  АР (последствия) не всегда проявляется  сразу, но, практически всегда данные последствия очень заметны и  тяжелы. Борьба со злоупотреблением АР во многом определяется  прозрачностью  власти и общественным участием в  процессах противодействия коррупции. Существует тесная взаимосвязь АР с  конфликтом интересов. Наиболее часто  под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные  должностные лица и/или их ближайшие  родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают  эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей. В  случае, если эти лица удовлетворяют такую заинтересованность, мы имеем злоупотребление АР в чистом виде, и очень вероятны негативные последствия неразрешенного конфликта интересов.

Информация о работе Противодействие коррупции