Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат
Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
С о д е р ж а н и е
1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов
Коррупция в законодательном процессе
Коррупция в бюджетном процессе
Коррупция в избирательном процессе
Коррупция среди чиновников и конфликт интересов
6. Антикоррупционная политика
Стратегии противодействия коррупции
Законодательство
Общественное участие
Антикоррупционная деятельность органов власти
Антикоррупционная деятельность структур гражданского общества
Словарь.
Административный ресурс – совокупность возможностей лица, занимающего административную должность, по управлению материальными ресурсами, людьми, процессом в корыстных интересах (своих либо чьих-то еще), а не для исполнения своих функций и обязанностей в рамках объема полномочий данной должности.
Антикоррупционная политика – меры государства и общества, направленные на устранение причин коррупции.
Антикоррупционные стратегии – последовательность шагов по противодействию коррупции в рамках выбранных направлений и установленных приоритетов.
Захват бизнеса – установление чиновниками неправового контроля над бизнесом.
Захват государства – инициативные попытки предпринимателей повлиять на решения органов власти разного уровня и разных ветвей.
Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
Коррупция – использование должностным лицом своего служебного положения в корыстных целях (своих либо кого-то еще).
Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений.
Прозрачность власти – ее открытость, понятность и возможность влияния на нее со стороны общества.
2. Введение.
Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны.
«Коррупция в России стала системой государственного управления. Основные причины коррупции – отсутствие политической конкуренции и независимых СМИ»[1] – эти слова руководителя Национального антикоррупционного комитета К.В.Кабанова очень хорошо характеризуют сегодняшние российские реалии. Принятые Госдумой законы о назначении губернаторов, о выборах только по партийным спискам, о снятии кворума на явку избирателей явно снижают политическую конкуренцию. Что же касается независимости СМИ, то, начиная с 2001г. их число стремительно сокращается.
По результатам январского (2005г.) опроса жителей нашей страны Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ)[2] 65% опрошенных считают, что коррупцию победить невозможно; треть респондентов называет наиболее коррумпированными власти на местах и правоохранительные органы, примерно столько же отмечают коррумпированность «всего общества».
Согласно данным Транспаренси Интернешнл (ТИ) Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира: в 2000г. Россия занимала 82-83 место из 99 исследованных стран (чем ниже место, тем более коррумпирована страна), в 2001г. – делила 79-81 места из 91 страны, по данным 2002г. делит 71-76 места из 102 стран, и, наконец, по данным 2005г. – 126-129 места из 159 стран, по данным 2006г. – 121-130 места из 163 стран и, наконец, по данным 2007г. – 143-147 места из 180 стран[3].
Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах». По данным той же ТИ (2006г.) Россия занимает 28 место из 30 стран по уровню взяткодательства[4].
Среди наиболее коррумпированных институтов называют[5] органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, местную власть, правоохранительные органы, суды, ГИБДД, коммунальные службы, политические партии, СМИ. В социальной сфере, здравоохранении, образовании, при призыве в армию взятки стали обычным явлением для решения вопроса[6].
Сравнительные исследования ситуации в 40 российских регионах показали, что все они в весьма значительной степени поражены коррупцией.
После отмены выборов губернаторов в начале 2005г., коррупция на выборах с использованием административного ресурса расцвела пышным цветом на муниципальном уровне (очень ярко это проявилось на выборах депутатов органов МСУ в Санкт-Петербурге и Москве в 2005-2006гг.).
Для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия, т.е. согласованные действия всех слоев общества, всех 3-х секторов: 1 – власти, 2 – бизнеса и 3 – общественных организаций (НКО). Так как коррупция – это международная проблема, то возможны и желательны также координация и согласование на международном уровне. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий.
От органов власти требуется
политическая воля бороться с коррупцией,
законодательное обеспечение
Главная задача для структур
гражданского общества (НКО и предприниматели)
заключается в осуществлении
общественного участия в
Стратегии борьбы с коррупцией должны вырабатываться в широкой по охвату, долгосрочной и прагматически ориентированной перспективе:
принимать участие в этой борьбе должны все основные действующие лица и группы гражданского общества;
действия должны быть интегрированы в долгосрочные программы с четко обозначенными целями в части изменения законодательства и претворения этих изменений в жизнь;
результат должен ставиться выше политических деклараций, продиктованных сиюминутной конъюнктурой (например, визит делегации крупного потенциального донора или заимодавца).
3. Коррупция: общие понятия.
Определение коррупции
Виды и формы коррупции, ее причины и последствия
История коррупции в России
1.Определение коррупции.
Латинский термин «коррупция» (сorruption) происходит от греческого слова, означавшего «грязь» и имеет более десятка значений, среди которых: портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, губить свободу, развращать молодежь, фальсифицировать результаты и др. Современное понимание коррупции сформировалось в ХХ веке, однако, до настоящего времени ни в российском законодательстве, ни в международных правовых актах ей не дано однозначного определения.
В отсутствие официальных приведем здесь следующие свои определения.
Под коррупцией мы здесь будем понимать действие или бездействие одного лица, принимающего решение (ЛПР), в своих корыстных интересах или в корыстных интересах другого лица, связанное с использованием публичных ресурсов. Данное определение включает в себя все более или менее часто используемые в литературе.[9] ЛПР может представлять из себя одно физическое лицо (чиновник), группу физических лиц (конкурсная комиссия), юридическое лицо (НКО или фонд, распределяющий гранты) и др. Публичный ресурс может выступать в виде бюджетных средств, выборных должностей, депутатских мандатов, грантов для НКО и др.
Виды и формы коррупции, ее причины и последствия.
Различают две основные формы коррупции: низовую (мелкая, повседневная, бытовая) и вершинную (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции – взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной – использование административного ресурса для получения «нужного» результата выборов). В этом случае, а именно на нем мы и сосредоточим основное внимание, можно сказать: коррупция – это использование должностным лицом своего служебного положения в корыстных целях (своих либо кого-то еще).
Отметим, что наибольший ущерб приносит коррупция, связанная с бюджетом и госсобственностью.
Выделяют следующие виды коррупционных деяний, которые в различных странах уголовно наказуемы[10] :
злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, совершаемые для удовлетворения корыстных интересов;
хищение имущества (независимо от формы) с использованием должностного положения;
незаконное получение благ, льгот и преимуществ и использование их;
взяточничество;
неправомерное вмешательство с использованием должностного положения в деятельность органов, физических и юридических лиц с целью препятствования выполнения ими своих полномочий или домогательства принятия неправомерного решения;
использование информации, полученной с использованием служебного положения в корыстных интересах, необоснованный отказ или несвоевременное либо недостоверное предоставление такой информации;
предоставление необоснованных преимуществ физическим или юридическим лицам путем подготовки и принятия нормативно-правовых актов или управленческих решений;
протежирование из корыстных интересов в назначении на должность лица, которое по профессиональным качествам не имеет преимуществ перед другими кандидатами.
Дополнительно можно выделить коррупционные деяния, для которых нет соответствующих статей в уголовном праве:
предоставление льгот для своей коррупционной группы с отвлечением на эти цели публичных ресурсов;
использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах (непотизм);
бюрократический рэкет, выражающийся
в вымогательстве средств у коммерческих
структур для их «переброски» в иные
предпринимательские
лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп);
злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании или квотировании.
Дадим здесь также определения коррупционных деяний, очень часто используемые в литературе в последнее время:
захват государства – инициативные попытки предпринимателей повлиять на решения органов власти разного уровня и разных ветвей (бизнес подкупает и покупает чиновников и депутатов), сюда же относится теневой лоббизм в органах власти, покупка решений исполнительных органов, установление коррупционного контроля над политическими партиями;
захват бизнеса – установление чиновниками неправового контроля над бизнесом с целью извлечения административной ренты (чиновники используют административный ресурс для давления на кампании), рента обеспечивается здесь не взятками, а бизнесом и доходами от него;
административный ресурс.
Административный ресурс (АР) – это
совокупность возможностей, которые
дает административная должность. Плох
не сам АР, а злоупотребления им,
которые чаще всего принимают
форму коррупции. Только такими злоупотреблениями
мы интересуемся. В этом смысле под
административным ресурсом мы будем
понимать совокупность возможностей лица,
занимающего административную должность,
по управлению материальными ресурсами,
людьми, процессом в корыстных
интересах (своих либо чьих-то еще),
а не для исполнения своих функций
и обязанностей в рамках объема полномочий
данной должности[11]. АР, как правило,
не связан с непосредственной и личной
выгодой, часто не сводится ни к взятке,
ни к подкупу. Коррупционные деяния
здесь обусловлены