Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат
Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов
Рассмотрим подробнее антикоррупционную деятельность всех 3-х секторов по указанным выше двум главным направлениям.
2. Законодательство.
В данной сфере необходимы действия в трех направлениях.
1. Разработка и принятие
нормативных актов, исполнение
которых минимизирует
2. Разработка и принятие
нормативных актов,
3. Усовершенствование
3. Противодействие коррупции и общественное участие.
Противодействие коррупции
связано в первую очередь с
проведением Административной реформы,
реформы государственной и
Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются:
Сопротивление властей: органы власти крайне неохотно предоставляют общественности информацию о своей деятельности о процедурах принятия властных решений, ревниво и недоброжелательно относятся к попыткам НКО контролировать их деятельность.
недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции: отказы участвовать в общественных слушаниях, экспертизах, контрольных органах. Причина этому – неверие в свои силы и надежда на доброго правителя, т.е. преобладающий субъектный тип политической культуры россиян.
Для обеспечения эффективного
общественного участия, необходимо
решить эти проблемы. Первая из них
решается более или менее просто
(стратегия осознания): в законодательные
акты вносятся изменения, предписывающие
органам власти предоставлять информацию,
и разрешающие участие и
Решение второй связано с
изменением типа политической культуры
и представляет собой значительно
более длительный и трудоемкий процесс.
Для его ускорения
развивать структуры гражданского общества, в первую очередь НКО и их коалиции (стратегия осознания).
развивать систему гражданского образования среди НКО, в школах и институтах, вовлекать в эту систему властные структуры, создавать специальные центры гражданского образования (стратегия осознания). Основными темами гражданского образования призваны стать: права человека, правовое образование, гражданское общество, власть, социальное партнерство, коррупция и ее предотвращение.
обмениваться опытом и внедрять перспективные формы общественного участия в других регионах (стратегия предупреждения).
Рассмотрим теперь по отдельности деятельность властных структур и НКО по противодействию коррупции.
4. Антикоррупционная деятельность органов власти
В процессе борьбы с коррупцией власти принадлежит важнейшая роль.
В типовых программах противодействия коррупции[32] выделяются следующие базовые направления:
Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции
Совершенствование организации деятельности по размещению госзаказа
Внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти
Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов
Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции
Внедрение внутреннего контроля
Осуществление обратной связи
с потребителями
Формирование нетерпимого
отношения к проявлениям
Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов власти.
Рассмотрим каждое направление
подробнее, при этом будем относить
конкретные виды деятельности к одной
из вышеприведенных
Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции (cтратегия предупреждения – хорошего управления)
- создание в органе
исполнительной власти
- утверждение перечня
коррупционно опасных
- создание системы обмена
информацией с
Совершенствование организации деятельности по размещению госзаказа (стратегия предупреждения - хорошего управления)
- оптимизация процедур
закупок для государственных
нужд: мониторинг отклонения цен
заключения договоров от
- мониторинг соблюдения
требований Федерального
Внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти (стратегия предупреждения – хорошего управления)
- исключающие коррупцию системы подбора и расстановки кадров: мониторинг конкурсного замещения должностей, ротции
- урегулирование конфликта интересов
- предотвращение и устранение нарушений правил служебного поведения
- контроль за предоставлением деклараций о доходах, собственности о конфликте интересов
Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов (стратегия пресечения – верховенства закона)
- применение мер, минимизирующих коррупцию в законодательном процессе (см. выше)
Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции (стратегия предупреждения – хорошего управления)
- программы разрабатываются
на остове типовой и
Внедрение внутреннего контроля (стратегия предупреждения – хорошего управления)
- создание систем внутреннего
контроля на основе механизма
служебных разоблачений (в первую
очередь в исполнительных
- введение мониторинга
имущественного положения
- внедрение технических
средств получения информации
в местах приема и
Осуществление обратной связи
с потребителями
- экспертиза жалоб и обращений граждан в орган исполнительной власти
- организация «телефона доверия», создание диспетчерской службы
Формирование нетерпимого
отношения к проявлениям
- внедрение программы
этического образования
- организация постоянного семинара по вопросам этики государственной службы
- публикация материалов
о коррупции, ее вреде и
- проведение публичных
информационных мероприятий
Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов власти (стратегия осознания)
- разработка и принятие
законодательного акта, регламентирующего
порядок предоставления
- создание «горячей линии»
для возможности гражданам
Интересно сравнить эту программу (напомним, что она принята в 2007 году) с программой антикоррупционной деятельности органов власти «Основные направления антикоррупционной политики России», разработанной общественной организацией – Национальным антикоррупционнм комитетом (НАК) в 2001 году. Согласно программе НАК деятельность органов власти должна параллельно осуществляться по четырем направлениям[33]:
законодательные меры
организационные, организационно-политические меры
взаимодействие со структурами гражданского общества
международное сотрудничество.
Рассмотрим здесь также как и выше каждое направление.
1. Законодательные меры.
1.1. Ограничение условий,
благоприятствующих
1.2. Создание условий для
обеспечения большей
1.3. Ограничение условий
для произвольной деятельности
органов и должностных лиц
исполнительной власти (стратегия
предупреждения – хорошее
1.4. Изменение принципов
государственной службы (стратегия
предупреждения – хорошее
1.5. Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств (стратегия предупреждения – хорошее управление).
1.6. Упорядочение системы
«сдержек и противовесов»,
1.7. Укрепление судебной
власти. Обеспечение доступного
и эффективного правосудия (стратегия
пресечения – верховенства
1.8. Принятие закона об
ответственности за
1.9. Законодательное регулирование контроля за динамикой имущественного положения депутатов и чиновников (стратегия предупреждения – хорошее управление).
2. Организационные,
2.1. Декоммерциализация государственной и муниципальной деятельности (стратегия предупреждения – хорошее управление).
2.2. Меры по упорядочению
системы государственных
2.3. Ликвидация отраслевых,
межотраслевых департаментов
2.4. Разграничение контролирующих
государственных,
2.5. Совершенствование
2.6. Создание постоянно
действующего независимого
2.7. Разработка ведомственных антикоррупционных программ с обязательным вынесением их на публичное обсуждение (стратегия осознания).
3. Взаимодействие со структурами гражданского общества.
3.1. Привлечение институтов
гражданского общества к