Противодействие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Содержание работы

1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов

Файлы: 1 файл

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим подробнее  антикоррупционную деятельность всех 3-х секторов по указанным выше двум главным направлениям.

 

2. Законодательство.

 

В данной сфере необходимы действия в трех направлениях.

 

1. Разработка и принятие  нормативных актов, исполнение  которых минимизирует возможность  появления коррупции (стратегия  верховенства закона). От властей  требуется определенная квалификация  как при разработке (в основном  это касается исполнительной  власти), так и принятии законов  (это в первую очередь относится  к депутатам). От НКО требуется  проведение общественной законодательной  экспертизы, что предполагает конструктивное  взаимодействие с органами власти, для чего, в свою очередь, также  необходима определенная квалификация (уровень проектной культуры).

 

2. Разработка и принятие  нормативных актов, направленных  на повышение прозрачности власти, введение механизмов конкурсности, создания условий для возникновения и развития общественного участия (стратегия предупреждения). Здесь, кроме законодательной экспертизы, НКО выступают в качестве разработчиков законов, что еще более предполагает наличие у них уровня проектной культуры при взаимодействии с властями.

 

3. Усовершенствование законодательного  процесса (стратегия верховенства  закона). В данном случае основная работа лежит на органах власти, в обязанность которым следует вменить проверку на идентичность принятого и готовящегося к публикации текстов, правильность нумерации законодательных актов и др. Что касается некомпетентности депутатов, принимающих, а иногда и разрабатывающих законы, то это прямая забота и обязанность организационных отделов представительных органов: повышать образование народных избранников.

 

 

 

3. Противодействие коррупции  и общественное участие.

 

Противодействие коррупции  связано в первую очередь с  проведением Административной реформы, реформы государственной и муниципальной  службы, системы правоохранительных органов, с упрощением административных процедур и уменьшением всякого  рода вмешательства государства  в бизнес (стратегия предупреждения) – это функция власти.

 

Основными проблемами, встающими  на пути общественного участия в  процессах предотвращения коррупции  являются:

Сопротивление властей: органы власти крайне неохотно предоставляют  общественности информацию о своей  деятельности о процедурах принятия властных решений, ревниво и недоброжелательно  относятся к попыткам НКО контролировать их деятельность.

недостаточная мотивация  самих структур гражданского общества принимать участие в процессах  предупреждения коррупции: отказы участвовать  в общественных слушаниях, экспертизах, контрольных органах. Причина этому  – неверие в свои силы и надежда  на доброго правителя, т.е. преобладающий  субъектный тип политической культуры россиян.

 

Для обеспечения эффективного общественного участия, необходимо решить эти проблемы. Первая из них  решается более или менее просто (стратегия осознания): в законодательные  акты вносятся изменения, предписывающие органам власти предоставлять информацию, и разрешающие участие и контроль со стороны структур гражданского общества. Представителям органов власти, кроме  этого, предлагается пройти обучение в  системе гражданского образования, где они получат сведения о НКО, о пользе прозрачной власти, социальном партнерстве и др. Была бы только политическая воля.

 

Решение второй связано с  изменением типа политической культуры и представляет собой значительно  более длительный и трудоемкий процесс. Для его ускорения предлагается:

развивать структуры гражданского общества, в первую очередь НКО  и их коалиции (стратегия осознания).

развивать систему гражданского образования среди НКО, в школах и институтах, вовлекать в эту  систему властные структуры, создавать  специальные центры гражданского образования (стратегия осознания). Основными  темами гражданского образования призваны стать: права человека, правовое образование, гражданское общество, власть, социальное партнерство, коррупция и ее предотвращение.

обмениваться опытом и внедрять перспективные формы общественного участия в других регионах (стратегия предупреждения).

 

Рассмотрим теперь по отдельности  деятельность властных структур и НКО  по противодействию коррупции.

 

4. Антикоррупционная деятельность органов власти

 

В процессе борьбы с коррупцией власти принадлежит важнейшая роль.

 

В типовых программах противодействия  коррупции[32] выделяются следующие  базовые направления:

Создание уполномоченного  органа по противодействию коррупции

Совершенствование организации  деятельности по размещению госзаказа

Внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти

Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов

Разработка и внедрение  ведомственных программ противодействия  коррупции

Внедрение внутреннего контроля

Осуществление обратной связи  с потребителями государственных  услуг

Формирование нетерпимого  отношения к проявлениям коррупции

Обеспечение доступа граждан  к информации о деятельности исполнительных органов  власти.

 

Рассмотрим каждое направление  подробнее, при этом будем относить конкретные виды деятельности к одной  из вышеприведенных антикоррупционных стратегий, входящих в стратегии осознания-предупреждения-пресечения..

Создание уполномоченного  органа по противодействию коррупции (cтратегия предупреждения – хорошего управления)

 

- создание в органе  исполнительной власти Комиссии  по противодействию коррупцию  (коллегиальный орган) и определяется  уполномоченное структурное подразделение  по противодействию коррупции

 

- утверждение перечня  коррупционно опасных должностей: должности, связанные с непосредственным  предоставлением государственных  услуг

 

- создание системы обмена  информацией с правоохранительными  органами: органы предоставляют  имеющуюся у них информацию  о коррупционной ситуации.

Совершенствование организации  деятельности по размещению госзаказа (стратегия предупреждения -   хорошего управления)

 

- оптимизация процедур  закупок для государственных  нужд: мониторинг отклонения цен  заключения договоров от среднерыночных, увеличение конкуренции среди  поставщиков, исключения случаев  КИ из процесса закупок

 

- мониторинг соблюдения  требований Федерального закона  от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнении  работ, оказании услуг для государственных  и муниципальных нужд»: разработка  методики и регламента такого  мониторинга, открытое обсуждение  Общественным советом его результатов

Внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти (стратегия предупреждения – хорошего управления)

 

- исключающие коррупцию  системы подбора и расстановки  кадров: мониторинг конкурсного  замещения должностей, ротции

 

- урегулирование конфликта  интересов

 

- предотвращение и устранение  нарушений правил служебного  поведения

 

- контроль за предоставлением деклараций о доходах, собственности о конфликте интересов

Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов (стратегия пресечения – верховенства закона)

 

- применение мер, минимизирующих коррупцию в законодательном процессе (см. выше)

Разработка и внедрение  ведомственных программ противодействия  коррупции (стратегия предупреждения – хорошего управления)

 

- программы разрабатываются  на остове типовой и утверждаются  органом по противодействию коррупции

Внедрение внутреннего контроля (стратегия предупреждения – хорошего управления)

 

- создание систем внутреннего  контроля на основе механизма  служебных разоблачений (в первую  очередь в исполнительных органах,  исполняющих наиболее коррупционные  полномочия

 

- введение мониторинга  имущественного положения должностных  лиц, проведение анализа стиля  жизни «сомнительных» чиновников

 

- внедрение технических  средств получения информации  в местах приема и непосредственного  общения чиновника и заявителя

Осуществление обратной связи  с потребителями государственных  услуг (стратегия предупреждения –  хорошего управления)

 

- экспертиза жалоб и  обращений граждан в орган  исполнительной власти

 

- организация  «телефона  доверия», создание диспетчерской  службы

Формирование нетерпимого  отношения к проявлениям коррупции (стратегия осознания)

 

- внедрение программы  этического образования госслужащих

 

- организация постоянного  семинара по вопросам этики  государственной службы

 

- публикация материалов  о коррупции, ее вреде и последствиях  для общества, государства и граждан,  об опыте противодействия коррупции  (в .ч. и международном)

 

- проведение публичных  информационных мероприятий для  различных групп населения

Обеспечение доступа граждан  к информации о деятельности исполнительных органов  власти (стратегия осознания)

 

- разработка и принятие  законодательного акта, регламентирующего  порядок предоставления информации

 

- создание «горячей линии»  для возможности гражданам сообщать  властям о фактах коррупции.

 

Интересно сравнить эту программу (напомним, что она принята в 2007 году) с программой антикоррупционной деятельности органов власти «Основные направления антикоррупционной политики России», разработанной общественной организацией – Национальным антикоррупционнм комитетом (НАК) в 2001 году. Согласно программе НАК деятельность органов власти должна параллельно осуществляться по четырем направлениям[33]:

законодательные меры

организационные, организационно-политические меры

взаимодействие со структурами  гражданского общества

международное сотрудничество.

 

Рассмотрим здесь также  как и выше каждое направление.

 

1. Законодательные меры.

 

1.1. Ограничение условий,  благоприятствующих проникновению  криминальных элементов в законодательную  власть и их влиянию на принятие  законов (стратегия пресечения  – верховенства закона).:.

 

1.2. Создание условий для  обеспечения большей структурированности,  прозрачности и подконтрольности  органов исполнительной власти (стратегия  предупреждения – хорошее управление).

 

1.3. Ограничение условий  для произвольной деятельности  органов и должностных лиц  исполнительной власти (стратегия  предупреждения – хорошее управление):

 

1.4. Изменение принципов  государственной службы (стратегия  предупреждения – хорошее управление).

 

1.5. Создание условий для  эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств (стратегия предупреждения – хорошее управление).

 

1.6. Упорядочение системы  «сдержек и противовесов», внедрение  механизмов депутатских расследований  (стратегия предупреждения –  хорошее управление).

 

1.7. Укрепление судебной  власти. Обеспечение доступного  и эффективного правосудия (стратегия  пресечения – верховенства закона).

 

1.8. Принятие закона об  ответственности за легализацию  преступных доходов (стратегия  пресечения – верховенства закона).

 

1.9. Законодательное регулирование  контроля за динамикой имущественного положения депутатов и чиновников (стратегия предупреждения – хорошее управление).

 

2. Организационные, организационно-политические  меры.

 

2.1. Декоммерциализация государственной и муниципальной деятельности (стратегия предупреждения – хорошее управление).

 

2.2. Меры по упорядочению  системы государственных финансов (стратегия предупреждения –  хорошее управление).

 

2.3. Ликвидация отраслевых, межотраслевых департаментов аппарата  правительства, которые дублируют  функции, снижают прозрачность (стратегия  предупреждения – хорошее управление).

 

2.4. Разграничение контролирующих  государственных, муниципальных  органов и органов предоставляющих  услуги (стратегия предупреждения  – хорошее управление).

 

2.5. Совершенствование правоохранительной  системы (стратегия предупреждения  – хорошее управление).

 

2.6. Создание постоянно  действующего независимого общефедерального  органа по предупреждению коррупции  (стратегия пресечения – верховенства  закона).

 

2.7. Разработка ведомственных  антикоррупционных программ с обязательным вынесением их на публичное обсуждение (стратегия осознания).

 

3. Взаимодействие со структурами  гражданского общества.

 

3.1. Привлечение институтов  гражданского общества к деятельности  по противодейтвию коррупции и обеспечении прозрачности в государственном управлении (стратегия предупреждения – хорошее управление).

Информация о работе Противодействие коррупции