Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат
Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
1.  Словарь 
2.  Введение
3. Понятие коррупции 
Определение коррупции 
Виды и формы коррупции 
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России 
4. Элементы теории коррупции 
Агентская модель коррупции 
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и  понятие конфликта интересов
Конфликт интересов[12] (КИ) – это ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии).В ситуацию КИ может попасть каждый: врач, инженер, работник, чиновник, политик. Нас будет интересовать тот случай, когда противоречия между интересами касаются публичных ресурсов (средства бюджета, выборные и назначаемые должности и связанные с ними возможности). В первую очередь мы будем рассматривать систему государственной и муниципальной службы, деятельность депутатов, государственных должностных лиц и др. Отметим, что возможен случай, когда в ситуацию КИ попадает целый орган власти: например, орган местного самоуправления одновременно является и органом власти, и хозяйствующим субъектом (имеет в своей собственности муниципальные предприятия и учреждения) – конфликт между корпоративными и общественными интересами. Здесь можно говорить об институциональном КИ. С КИ связаны такие негативные явления, как коррупция, злоупотребления административным ресурсом, служебным положением, недостаточная прозрачность власти и др. Вместе с тем неправильно сводить КИ ни к коррупции, ни к злоупотреблению АР, опасно относиться к этому явлению как к чему-то, что требует «искоренения» – сам по себе КИ – это явление объективное, и с ним надо научиться жить.
Дадим здесь также определение двум важнейшим для противодействия коррупции понятиям: прозрачности власти и общественному участию.
Прозрачность власти – 
это ее открытость, понятность и 
возможность влияния на нее. Открытость 
– доступ (в первую очередь к 
информации о деятельности власти, 
о процедурах принятия и исполнения 
властных решений, к самим решениям; 
доступ в помещения, где находятся 
органы власти и др.). Понятность -  
в том, к чему есть доступ (процедуры, 
решения) можно разобраться. Возможность 
влияния – возможность 
Общественное участие 
– участие структур гражданского 
общества в подготовке, принятии и 
контроле исполнения властных решений 
(в политическом цикле). Для его 
осуществления необходим 
Прозрачность власти – 
условие необходимое для 
Обратимся теперь к причинам коррупции и ее последствиям.
Сначала рассмотрим общие причины, порождающие коррупцию в странах, находящихся в процессе перехода (от централизованной экономики к рыночной, от авторитаризма к демократии).
Основными причинами коррупции в странах с экономикой переходного периода, к которым сегодня относится Россия, являются экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных демократических традиций.
К этим причинам для России следует добавить, учитывая местную специфику, субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения России, слабость судебной системы, неразвитость правового сознания населения, пренебрежение правом в угоду выгоде, подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям, безнаказанность при нарушении законодательства.
Выделяют политические, экономические и социальные последствия коррупции.
Политические последствия: 
падает доверие населения к власти, 
уничтожается политическая конкуренция, 
уменьшается престиж 
Экономические последствия: 
неэффективное использование 
Социальные последствия: уменьшается способность власти решать социальные проблемы, усиливается имущественное неравенство, социальная напряженность, увеличивается неверие в право как инструмент регулирования жизни государства, растет организованная преступность и др.
Экономические потери от коррупции (их подразделяют на прямые и косвенные) поистине ужасны. По данным Фонда ИНДЕМ[13] ежегодные потери от коррупции в России составляют 35 миллиардов долларов и сопоставимы с величиной расходов бюджета, а годовые затраты всех граждан на взятки составляют 2.8 миллиарда долларов, что сопоставимо с фондом заработной платы всех российских бюджетников. В 2005 году по данным того же фонда ИНДЕМ потери от коррупции в РФ возросли почти в 10 (ДЕСЯТЬ) раз.
Из результатов проекта 
«Национальный рейтинг 
Отметим, что экономические потери значительно больше, чем суммарная величина взяток.
История коррупции в России[15].
Сегодня модно говорить, что коррупция в России расцвела лишь в последнее время (после начала перестройки в 90-е годы ХХ века). Попробуем убедиться, что это не так.
Первое упоминание в законодательстве 
Руси о посуле как незаконном вознаграждении 
за осуществление официальных 
В XVII-XVIII веках коррупция стала характерной чертой власти. Существовала и узаконенная форма взятки чиновникам, которая называлась «почесть». Появившаяся в XVII веке приказная система, система кормлений, разлагала всех, кто с ней соприкасался. Формами коррупции были мздоимство (получение лицом, состоящим на государственной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) в нарушение установленного порядка, и лихоимство (получение тем же лицом преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).
Петр I ввел «Табель о рангах» с установленными окладами, что должно было пресечь мздоимство – не помогло, были приняты законы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство» – не помогло. За вятки был повешен сибирский губернатор Матвей Гагарин (1721), а тремя годами позже за взятки же был казнен его изобличитель обер-фискал Алексей Нестеров. Воровали и брали взятки ближайшие сподвижники царя: светлейший князь Меньшиков, генерал-адмирал граф Апраксин, канцлер граф Головкин. Поистине «золотым» для российских взяточников стал XVIII век. Необходимость давать и брать взятки стала неотъемлемой чертой менталитета большинства населения. Государство старалось регулировать любую мелочь, проникало во все поры общественной социально-экономической сферы, формировало, т.о., основу для получения взяток. Другой причиной распространения коррупции в России в то время и во все последующие времена стал разрешительный, а не регистрирующий характер подписи чиновников всех рангов на документах физических и юридических лиц. Им дали своего рода публичный ресурс, сделали ЛПР.
При Александре I и Николае I (это уже XIX век) взятки брали губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, в министерствах и в самом Сенате, органе призванном бороться с взяточничеством.
В царствование Никлая II ситуация 
только ухудшилась: без взятки стало 
невозможным развитие промышленности 
и др. В определенной мере способствовало 
расцвету коррупции и фактическое 
отсутствие  у чиновников моральных 
стимулов для добросовестно выполнения 
своих обязанностей: не очень большая 
зарплата, крайне редкие награды и 
др. Отсутствие моральных стимулов 
с лихвой компенсировалось возможностью 
использовать неофициальные материальные 
стимулы для карьерного роста, о 
чем свидетельствовали 
Широко известно влияние 
на принятие важных решений проходимца 
Распутина, немыслимый размах приобрела 
коррупция в годы первой мировой 
войны. К примеру, балерина Кшесинская 
и великий князь Алексей 
Неспособность госчиновников 
управлять страной стала одной 
из причин революции 1917г., коррупция, однако, 
осталась и после революции. Декретом 
СНК от 8 мая 1918г. «О взяточничестве» 
предусматривалась уголовная 
Благодаря И.Сталину в стране появился новый социальный слой – номенклатура, занимающий особое положение в обществе, обладающий собственными интересами, отличными от интересов общества, а часто и противоречащие им.
Во времена правления Л.Брежнева номенклатура захватила все ступени власти, окончательно выйдя из под всякого контроля, как следствие ее посредническая роль повсеместно оплачивалась. Именно в этот период появилась новая черта российской коррупции: сращивание государственного аппарата с преступным миром. В 1969г. в закрытых материалах ЦК компартии Азербайджана приводились такие неофициальные расценки на занятие руководящих постов этой республики:
- директор театра – от 10000 до 30000 рублей,
- районный прокурор – 30000 рублей,
- начальник районного отдела милиции – 50000 рублей,
- директор совхоза – 80000 рублей,
- второй секретарь обкома КП Азербайджана – 100000 рублей,
- первый секретарь обкома КП Азербайджана – 200000 рублей.
Таким образом, можно утверждать, что коррупция в России имеет давние традиции и глубокие корни.
3. Элементы теории коррупции.
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
1. Агентская модель коррупции[16]
Согласно агентской модели 
в отношения вступают два действующих 
лица: принципал (доверитель) и агент. 
Принципал имеет и 
В ходе агентских отношений у принципала могут возникать проблемы из-за того, что:
- агент недостаточно эффективен,
- принципал неточно поставил 
цели, недостаточно обеспечил 
- агент имеет собственные 
цели, которые могут вступать 
в конфликт с целями 
- у агента может возникнуть 
соблазн использовать ресурсы 
принципала для достижения 
Рис.1. Схема отношений принципал-агент.
В случае, если агент использует ресурсы принципала не для решения задач принципала, а для достижения своих собственных целей возможно появление коррупции. Итак, при коррупции нарушается контракт, происходит предательство интересов принципала, имеет место воровство или неэффективное использование ресурсов принципала.
2. Модель Полички-Шиханова.
Агентская система отношений одна из самых распространенных в мире. Конкретизируем ее на случай возможности появления коррупции во властных структурах. На рис. 2 приведена схема, описывающая взаимодействие основных элементов при возникновении коррупции и противодействии ей.
Для пояснения этой схемы 
воспользуемся статьей 
«…Теория коррупции. Как 
показали исследования, в большинстве 
случаев злоупотребление 
на одно вакантное место, один мандат депутата претендуют несколько человек;