Противодействие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Содержание работы

1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов

Файлы: 1 файл

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 

-     несовершенство  законодательства,

 

-     отсутствие  контроля (непрозрачность власти  и неэффективное общественное  участие).

 

Кроме этого, для России характерна еще одна причина: низкий заработок  чиновника.

 

Основной формой проявления коррупции среди чиновников является безусловно взяточничество во всех его видах (взятка, вымогательство, государственный рэкет, подкуп и пр.). Кроме этого, наиболее распространены и опасны такие формы коррупции как «конфликт интересов», должностной подлог (характерен для служащих налоговых органов: переписывание актов проверок, выдача фиктивных справок и пр.), протекции друзьям, родственникам, знакомым.

 

Особую тревогу вызывает коррупция в правоохранительных и судебных органах. Правоохранительные органы, сращиваясь с преступными  формированиями, создают среду, которая  является существенным препятствием для  борьбы с коррупцией. Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на развале  уголовных дел, за взятки организуется давление правоохранительных органов  на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для  вымогательства; немало фактов поступления  работников правоохранительных органов  в коммерческие структуры и создание таких под патронажем правоохранительных органов[21].

 

В своем докладе на заседании  Государственной Думы тогдашний  зам. Министра МВД Е.Б.Соловьев признал, что имеются милицейские «крыши», сотрудники милиции выколачивают долги  в пользу коммерческих и криминальных структур, в органы милиции внедряются криминальные элементы.

 

Кроме мздоимства коррупция в правоохранительных органах проявляется в форме «непрофессионализма», когда правовые документы оформляются с упущениями и нарушениями, в недоступности чиновников для граждан с жалобами и заявлениями.

 

В качестве примера рассмотрим результаты исследования, проведенного в Татарстане НКО «Правозащитный центр г.Казани» в 2002-2003гг.

 

Главный вывод исследования: бытовая коррупция в милиции  Татарстана носит массовый характер.

 

С января по сентябрь 2002г. в  Татарстане в отношении сотрудников  милиции по ст. 285 УК (злоупотребление  должностными полномочиями) возбуждено 51 уголовное дело; по ст. 286 (превышение должностных полномочий) – 49 дел; по ст. 290 (получение взятки) – 18 дел; по ст. 292 (служебный подлог) – 20 дел.[22]

 

Эксперты в Татарстане называют следующие причины бытовой  коррупции в органах внутренних дел, практически совпадающие с  причинами коррупции чиновников вообще:

 

- низкий уровень зарплаты,

 

- отсутствие должного  контроля со стороны надзирающих  органов,

 

-     латентность  преступлений в сфере коррупции  (выгода обеим сторонам при  взятке, например),

 

-     плохое материальное  обеспечение органов МВД,

 

- отсутствие необходимого  уровня правового сознания у  большей части граждан.

 

Коррупция проникает в  суды. Адвокаты делают взятки эффективным  способом защиты своих клиентов. Судьи  берут взятки, в результате виновные остаются безнаказанными, невинные сидят  в тюрьме, а те судьи, которые стараются  найти справедливость в «коллегии  судей», увольняются с работы[23].

 

Остановимся, наконец, на таком  распространенном явлении среди  чиновников, как конфликт интересов.

 

Приведем следующее определение  КИ в системе государственной  службы (именно там негативные последствия  КИ наиболее распространены и опасны), которое нам представляется наиболее удачным.

 

Конфликт интересов в  системе государственной службы – ситуация, когда противоречие между

 

(1) интересами государственного  служащего как частного лица, а также связанных с ним  лиц (группы лиц),

 

(2) интересами государства,  выраженными в системе законодательных  и иных нормативных правовых  актов, и

 

(3) интересами третьих  лиц

 

создает объективную возможность  для наступления негативных последствий  в виде нанесения ущерба государству  и (или) третьим лицам, наступившего в результате осознанных действий (бездействия) государственного служащего в нарушение  им своих должностных обязанностей[24].

 

КИ может существовать в экономической (бюджет, госзакупки[25], конкурсы, приватизация и пр.), политической (выборы, членство в партиях и пр.)и должностной[26] (поступление, прохождение, увольнение) сферах. В каждой из указанных сфер конфликт интересов имеет специфические источники, проявления, возможные негативные последствия и возможные способы разрешения.

 

В российском законодательстве проблеме разрешения КИ уделено явно недостаточно внимания: общие понятия  о КИ даны в ФЗ №79 (2004г.) «О государственной  гражданской службе», вопросы урегулирования КИ рассмотрены в недавнем Указе  Президента РФ от 04.03.07 №885 «О комиссиях  по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских  служащих Российской Федерации и  урегулированию конфликта интересов».

 

Представляется, что должна быть предложена система достаточно гибких и дифференцированных процедур, направленных на разрешение конфликта  интересов, а именно:

 

-        выявление  (потенциального) конфликта интересов;

 

-        предупреждение  возникновения конфликта интересов;

 

-        предотвращение  негативных последствий конфликта  интересов[27].

 

В ситуациях, когда возникновение  КИ невозможно предупредить, должны предусматриваться  меры по предотвращению негативных последствий  конфликта интересов (вплоть до увольнения).

 

6.   Антикоррупционная политика. 

Стратегии противодействия  коррупции

Законодательство

Общественное участие

Антикоррупционная деятельность органов власти

Антикоррупционная деятельность структур гражданского общества

 

Как указывалось выше, коррупция  стала системной проблемой, поразившей все слои общества, и для борьбы с ней необходимы системные усилия всех слоев общества (всех 3-х секторов: власти бизнеса, НКО). Коррупция без  постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться, поэтому  для любого государства вообще, а  для России в особенности становится необходимым осуществление постоянной антикоррупционной политики.

 

Антикоррупционная политика – это разработка осуществление последовательных мер государства и общества с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию. Эти меры включают в себя[28]:

Разработку на определенный период антикоррупционной программы,

Разработка планов мероприятий, конкретизирующих антикоррупционну программу,

Контроль за реализацией антикоррупционной программы,

Деятельность особого  органа по противодействию коррупции (если таковой имеется),

Деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией,

Судебную практику в части  применения ответственности з коррупционные деяния,

Деятельность контролирующих органов,

Мониторинг состояния  коррупции,

Антикоррупционное просвещение и воспитание.

 

Для разработки антикоррупционной программы необходимо расставить приоритеты и определить последовательность шагов, т.е., необходимо выбрать стратегию противодействия коррупции.

 

1. Стратегии противодействия  коррупции.

 

Все стратегии можно разделить  на 2 класса: стратегии, направленные на устранение причин коррупции и коррупционных  практик, стратегии, направленные против коррупционеров и смешанные стратегии, где присутствуют элементы первых двух.

 

Наиболее близки и понятны  автору стратегии осознания-педупреждения-пресечения.

 

В рамках данного подхода  выделяют 3 стратегии противодействия  коррупции[29]:

 

Общественное осознание  опасности коррупции и ее последствий (осознание);

 

Предупреждение и предотвращение коррупции (хорошее управление);

 

Верховенство закона и  защита прав граждан (пресечение).

 

Логика такого разбиения  предельно понятна: сначала необходимо понять, что коррупция – это  плохо, и ей необходимо противодействовать, затем следует предупреждать  коррупцию, устранять ее причины, а  если коррупция все-таки имеет место, то необходимо пресекать ее проявления и защищать граждан от ее последствий. Здесь мы имеет типичную смешанную  стратегию, где осознание и предупреждение делают упор на устранении причин коррупции, а пресечение – на наказании коррупционеров.

 

В контексте данных 3-х  стратегий деятельность, причем согласованная  деятельность всех 3-х секторов, осуществляется по следующим направлениям:

 

В рамках первой стратегии  (осознание) – это:

 

1.1. Общий анализ ситуации  и выработка антикоррупционной стратегии;

 

1.2. Антикоррупционное гражданское образование;

 

1.3. Построение антикоррупционных коалиций;

 

1.4. Свободный доступ к  информации и независимые СМИ.

 

В рамках второй стратегии (предупреждение – хорошее управление) – это:

 

2.1. Прозрачная власть, прозрачные  процедуры (в первую очередь  в бюджетном и избирательном  процессе);

 

2.2. Реформирование системы  государственной и муниципальной  службы, системы правоохранительных  органов, создание специальных  органов по противодействию коррупции;

 

2.3. Общественное участие  в процессах предотвращения коррупции;

 

2.4. Уменьшение вмешательства  государства в дела общества;

 

2.5. Кодексы этики для  политиков, чиновников, предпринимателей;

 

2.6. Снижение административных  барьеров для предпринимателей  и        внедрение  конкурсности (система государственных и муниципальных заказов, грантов и другие конкурсные механизмы).

 

В рамках третьей стратегии (пресечение – верховенство закона)  – это:

 

3.1. Сильная и независимая  судебная власть;

 

3.2. Неукоснительное исполнение  законов;

 

3.3. Законодательство, не допускающее  возможность появления коррупции,  и общественная экспертиза;

 

3.4. Правовая помощь и  защита, внедрение института омбудсмана и других  правовых институтов.

 

Работа органов власти и структур гражданского общества должна вестись в соответствии с этими  стратегиями по двум главным направлениям:

 

1. Принимать такие законодательные  акты, чтобы возможность возникновения  коррупции при их исполнении  была бы минимальной и неукоснительно  исполнять их.

 

2. Создавать условия как для противодействия коррупции, так и для возникновения общественного участия в данном процессе, развивать это участие и повышать его эффективность.

 

При этом оба направления  тесно переплетаются, предполагают скоординированные  действия всех трех секторов, главным является второй пункт, но для его реализации также  необходимо вносить изменения в  законодательство.

 

Отметим, что возможна и  другая логика и последовательность построения стратегий противодействия  коррупции. Например, К.Головщинский и С.Пархоменко также выделяют три стратегии: 1 – предупреждение (устранять причины коррупции); 2 – война (карать всех коррупционеров); 3 – пассивное противодействие (ничего делать не надо – рынок сам уменьшит уровень коррупции до приемлемых размеров). Хороший обзор мер по противодействию коррупции дан также в книге С.В.Бондаренко[30].

 

В заключение этого пункта рассмотрим программы противодействия  коррупции в России. Решением Правительственной  комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания Комиссии от 27 июля 2007 г. № 66) одобрены:

 

1. Типовая программа противодействия  коррупции в федеральных органах  исполнительной власти;

 

2. Типовая программа противодействия  коррупции в субъекте Российской  Федерации[31].

 

Целями данных программ являются:

 

- снижение уровня коррупции,  ее влияния на жизнь населения,  на деятельность и эффективность  власти и бизнеса,

 

- обеспечение защиты прав  и интересов граждан, общества  и государства от угроз, связанных  с коррупцией.

 

Эти цели реализуются в  ходе решения следующих задач:

 

- оценка существующего  уровня коррупции,

 

- устранение условий, порождающих  коррупцию,

 

- увеличение выгод от  законных действий и повышение  рисков от коррупционных действий,

 

- формирование нетерпимости  к коррупционным действиям,

 

- формирование антикоррупционного общественного сознания,

 

- предупреждение коррупционных  правонарушений,

 

- обеспечение ответственности  за коррупционные правонарушения,

 

- возмещение вреда от  коррупции,

 

- содействие реализации  прав граждан и организаций  на доступ к информации о  коррупции, их освещение в СМИ.

 

Ожидаемые результаты реализации типовых программ:

 

- снизится уровень коррупции  в системе органов исполнительной  власти и число коррупционных  правонарушений со стороны государственных  и муниципальных служащих,

 

- укрепится доверие населения  к государству к чиновникам,

 

- повысится качество и  доступность государственных и  муниципальных услуг.

 

Исходя из целей и задач  этих программ, ожидаемых результатов, можно сделать вывод, что выбрана  смешанная стратегия противодействия  коррупции, более того, эта стратегия  очень сильно соответствует стратегиям осознания-предупреждения-пресечения.

Информация о работе Противодействие коррупции