Противодействие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Конфликт интересов – ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Наиболее часто под конфликтом интересов понимают ситуацию, когда государственные должностные лица и/или их ближайшие родственники имеют финансовую заинтересованность в делах, решения по которым принимают эти должностные лица, либо в информации, которую они получают в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Содержание работы

1. Словарь
2. Введение
3. Понятие коррупции
Определение коррупции
Виды и формы коррупции
Причины коррупции и ее последствия
История коррупции в России
4. Элементы теории коррупции
Агентская модель коррупции
Модель Полички-Шиханова
5. Примеры коррупции и понятие конфликта интересов

Файлы: 1 файл

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Популяризация примеров  успешных антикоррупционных программ в других странах и регионах России (стратегия осознания).

 

3.3. Формирование антикоррупцинного мировоззрения российских граждан (стратегия осознания).

 

3.4. Государственная поддержка  в создании общероссийской сети  НКО, вовлеченных в антикоррупционную деятельность (стратегия осознания).

 

3.5. Привлечение частного  сектора (через ассоциации малого  и среднего бизнеса, отраслевые  союзы предпринимателей) к участию  в отдельных антикоррупционных программах и в антикоррупционной государственной политике, внедрение кодексов деловой этики (стратегия предупреждения – хорошее управление).

 

3.6. Привлечение СМИ к  формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности (стратегия осознания).

 

3.7. Использование сети  Интернет для информирования  о деятельности органов власти, обеспечения доступа к информации, вовлечения граждан в процесс  обсуждения проектов решений  и контроля за их реализацией (стратегия осознания).

 

4. Международное сотрудничество.

 

4.1. Юридические меры: приближение  к международным стандартам национального  законодательства, регулирующего государственное  присутствие в экономике (стратегия  предупреждения – хорошее управление); присоединение к международным  соглашениям о помощи при выдаче  преступников (стратегия пресечения  – верховенства закона); заключение  соглашений об отказе от коррупции  как от средства конкуренции  (стратегия осознания); введение  дискриминационных мер для бизнесменов  из тех стран, законодательство  которых не препятствует использованию  взяток (стратегия пресечения –  верховенства закона).

 

4.2. Полицейские меры: международный  информационный обмен (стратегия  осознания); унификация представлений  о доказательной базе в сфере  коррупции (стратегия пресечения  – верховенства закона); заключение  соглашений о совместных оперативных  мероприятиях, о взаимной правовой  помощи и др. (стратегия пресечения  – верховенства закона).

 

4.3. Партнерство (стратегия  осознания): обучение кадров; помощь  в разработке антикоррупционных программ; помощь в разработке и реализации антикоррупцинных мер.

 

Отметим, что Россия в 2006 году присоединилась к международным  конвенциям по противодействию коррупции. В февраля 2006г. мы ратифицировали Конвенцию ООН по предупреждению коррупции, а в июле ратифицировали Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

 

Присоединение к этим правовым актам обязывает Россию привести свое законодательство в соответствие с международным[34], в частности принять закон о противодействии коррупции, ежегодно проводить мониторинг коррупционной ситуации в стране. Кроме этого, Россия уже вступила в международную организацию парламентариев против коррупции GRECO.

 

Сравнивая программу НАК  с типовыми антикоррупционными программами, можно видеть, что они очень похожи и во многом совпадают в части, касающейся органов исполнительной власти.

 

В программе НАК более  подробно описано взаимодействие органов  власти с НКО, однако, в Концепции  административной реформы, на основании  которой разработаны типовые  программы, вопросы общественного  участия  разработаны остаточно  подробно. Напомним задачи административной  реформы применительно к повышению  прозрачности власти и усилению эффективности  общественного участия[35]:

 

… повышение эффективности  взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а  также повышение прозрачности и  открытости деятельности органов исполнительной власти….

 

Эта общая задача конкретизируется  на каждом этапе осуществления реформы:

 

- 1 этап (2006) – …разработка  норм. актов и методик в целях развития механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, создания системы мониторинга по направлениям административной  реформы и информирования общества о ее реализации …           … пилотное внедрение антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных норм. прав. актов…

 

- 2 этап (2007) – … развитие  механизмов взаимодействия органов  исполнительной власти с гражданским  обществом, в том числе участие  его представителей в подготовке  и принятии общественно значимых  решений, информирование общества  о ходе административной  реформы  … … обеспечение информационной . открытости всех органов исп. власти ….               … внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов, иных норм. прав. актов….

 

- 3 этап (2008) – … развитие  форм участия гражданского общества  в разработке и принятии решений  органов исп. власти, в мониторинге  мероприятий административной реформы.  …

 

Рассмотрим чуть подробнее  меры по предупреждению коррупции среди  госслужащих (чиновников). Эти меры основаны на международных рекомендациях[36] и, кроме того, вытекают из мероприятий  типовых антикоррупционных программ.

 

Следует внести существенные изменения и дополнения в нормативные  акты о госслужбе, причем предусмотреть следующее:

Прием на службу должен быть регламентирован, минимизирована возможность  свободы усмотрения администрации.

Процедура аттестации служащего  должна быть регламентирована, порядок  проведения и критерии аттестации –  конкретизированы, минимизирована свобода  усмотрения аттестационной комиссии.

Ограничения, связанные с  поступлением на службу и связанные  с осуществлением должностных полномочий должны быть четко прописаны. В частности  необходимо предусмотреть ограничения  госслужащему после увольнения на занятие  предпринимательской деятельностью  или состоять на службе у коммерческих структур в тех отраслях, которые  были ему подконтрольны.

Более детально регламентировать ответственность чиновника, в первую очередь дисциплинарную ответственность (например, создать Дисциплинарный устав госслужбы).

Законодательно закрепить  денежное вознаграждение, которое обеспечивало бы достойный прожиточный уровень; упорядочить систему льгот  для  госслужащих.

 

Рассмотрим, наконец, возможности  предупреждения и разрешения конфликта  интересов.

 

Приведем здесь принципы разрешения КИ, изложенные в руководстве  ОЭСР:

 

- служение общественным  интересам;

 

- обеспечение прозрачности  и контроля;

 

- повышение индивидуальной  ответственности и личный пример;

 

- формирование организационной  культуры, нетерпимой к КИ[37].

 

Важнейшей мерой здесь  является разработка и внедрение  системы должностной этики госслужащих, основные положения которой закрепляются в Кодексе этики для госслужащих. При этом:

Этические нормы в госслужбе должны быть четкими и понятными.

Руководство по этике должно иметься в распоряжении чиновника.

Служащие должны знать  свои права и обязанности при  разоблачении случаев коррупции.

Политическая приверженность морали должна содействовать этическому поведению на госслужбе.

Процесс принятия решений  должен быть открытым и находиться под наблюдением.

Должны существовать четкие руководящие принципы взаимодействия государственного и частного секторов, основанные на ценностях госслужбы.

Условия, созданные для  госслужащих, и кадровая политика должны способствовать нравственному поведению.

Механизмы подотчетности  должны действовать в государственных  учреждениях.

 

Отметим, что в разработке и обсуждении этических кодексов должны принимать участие и структуры  гражданского общества.

 

Общественные институты  работают главным образом на стадии выявления КИ, государственные институты  – на всех стадиях: выявления, предупреждения, предотвращения негативных последствий. Возможности общественности в выявлении  КИ больше, чем у кого-либо, но на других стадиях должна включаться власть.

 

1. Государственные институты,  которые могут принимать участие  в разрешении КИ.

Суд. Если чиновник в ситуации КИ совершил правонарушение – суд  принимает соответствующее решения. В случае жалобы на чиновника при  отсутствии  его начальства, суд  может взять на себя функцию предупреждения КИ. Сам чиновник может обратиться в суд за защитой.

Представительные органы власти. Принятие нормативно-правовых актов направленных на разрешение КИ. КИ у высшего должностного лица может  разрешать представительный орган  или суд.

Комиссии по служебному поведению, по депутатской этике (при законодательном  органе власти). Рассматривают ситуации КИ, принимают решение либо дают рекомендации по их разрешению.

Специальные комиссии (при  совете по борьбе с коррупцией, при  Президенте РФ, при различных министрерствах).

Контрольные и ревизионные  органы. Осуществляют проверки, выявляя  т.о. потенциальный КИ.

Омбудсман, комиссии по защите прав человека при главе субъекта РФ. Осуществляют защиту ущемленных прав в ситуации КИ.

Вышестоящий начальник. При  обращении к нему подчиненного разрешает  ситуацию КИ, берет при этом, ответственность  на себя.

Включение в компетенцию  соответствующего (кадрового) подразделения  регулирования ситуации КИ.

 

2. Общественные организации.

Советы НКО, общественные палаты, советы и др., профсоюзные  органы. Мониторинг деятельности органов  власти, общественная экспертиза нормативных  актов на предмет выявления потенциальных  КИ. Влияние на общественное мнение. Образовательная деятельность (разъяснение  сущности явления КИ).

СМИ. Выявление проблемы и  привлечение к ней внимания общества. Формирование общественного мнения

ОСА как комиссия общественного  контроля. Выявление возможных случаев  КИ, приводящих к коррупции.

Ассоциации чиновников (например, общество страховщиков). Выработка  стандартов поведения, предупреждающих  КИ.

Создание специального независимого органа по разрешению КИ.

 

Обратим внимание, что данные меры полностью соответствуют и  Указу Президента[38], и российским типовым программам противодействия  коррупции.

 

5. Антикоррупционная деятельность гражданского общества

 

Как сказано выше, согласованная  деятельность НКО и других структур гражданского общества  в рамках антикоррупционных стратегий и направлений работ своей целью должна ставить предупреждение коррупции (устранение ее причин). Применительно к гражданскому обществу эти причины формулируются как

неразвитость институтов гражданского общества,

слабость демократических  традиций,

преобладающий субъектный тип  политической культуры.

 

Структуры гражданского общества, в первую очередь НКО, развиваются  достаточно быстро, не менее быстро растет число проектов, которые они  реализуют. Наступило время, когда  от отдельных проектов, выполняемых  отдельными НКО, следует переходить к согласованной скоординированной  программе совместных действий НКО. При этом необходимо сформировать орган, который бы координировал действия НКО по реализации программы, например, сеть НКО и координационный совет  такой сети. Необходимо также снабдить такой орган инструментом, с помощью которого стала бы возможна координация действий общественных организаций. В качестве такого инструмента естественно выступает информационный ресурс, в виде интернет-сайта, с помощью которого и будет происходить обмен информацией, согласование интересов и координация деятельности.

 

Разобьем, в заключение, возможные  направления деятельности НКО по 3-м антикоррупционным стратегиям (осознания-предупреждения-пресечения).

 

1. Стратегия осознания.

Анализ ситуации и выработка  рекомендаций органам власти и структурам гражданского общества, касающихся антикоррупционной политики;

Гражданское образование  и создание новых институтов: центров  гражданского образования, центров  публичной политики;

Построение антикоррупционных сетей и коалиций НКО;

Контроль за доступом к информации;

Поддержка независимых СМИ.

 

2. Стратегия предупреждения.

Давление на власть для  обеспечения ее прозрачности (в первую очередь – прозрачный бюджет, прозрачный избирательный процесс, прозрачные процедуры);

Общественное участие  НКО в процессе подготовки, принятия и контроля исполнения властных решений  через общественные советы, общественную экспертизу;

Внедрение кодексов корпоративной  этики для НКО, бизнесменов и  органов власти.

 

3. Стратегия верховенства  закона (пресечения).

Общественная законодательная  экспертиза и мониторинг законодательства;

Правовая помощь и защита;

Внедрение новых институтов: региональный омбудсман, юридические клиники.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антикоррупционная политика (учебное пособие)/Под ред. Г.А.Сатарова, – М.: РА «СПАС», 2004.

 

2. Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой/Под ред. И.В.Сикоры. Киев.: Визком. 2002.

 

3. С.В.Бондаренко. Коррумпированные  общества. Ростов-на-Дону. ОАО «Росиздат», 2002.

 

4. Гражданские инициативы  и предотвращение коррупции/Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб.: Норма, 2000.

 

5. А.Э.Жалинский, М.А.Поличка, Н.П.Поличка. Правовые механизмы предупреждения коррупции в управлении государственными ресурсами. Хабаровск.: Частная коллекция, 2002.

Информация о работе Противодействие коррупции