Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:32, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разруше-нию основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Как свидетельствует мировой исторический опыт, распространенность коррупции зна-чительно возрастает в периоды крупных социальных потрясений.
Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе реализации мер противодействия коррупции в РФ.
Введение 3
Глава 1 Нормативно-правовое регулирование 6
1.1 Правовая основа противодействия коррупции 6
1.2 Основные принципы противодействия коррупции 10
Глава 2 Государственные органы 17
2.1 Общая характеристика государственных органов 17
2.2 Деятельность государственных органов по противодействию коррупции 20
Глава 3 Основные меры противодействия коррупции 25
Заключение 30
Список нормативно-правовых актов и литературы 33
Сочетание разнохарактерных принципов противодействия коррупции имеет смысл в функциональном их предназначении. Во-первых, деятельность по противодействию коррупции строится на использовании как карательных, так и профилактических мер. Во-вторых, эти принципы разновекторны, потому что ориентированы на многих участников противодействия коррупции из числа широкого круга субъектов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные организации, физические лица).4
Значение этих принципов нельзя недооценивать. Положение, при котором устанавливается необходимость участия широкого круга субъектов, порождает высокие риски выхода за рамки законности тех субъектов противодействия коррупции, которые не имеют ни специальной, ни профессиональной подготовки и навыков в осуществлении противодействия коррупции. К сожалению, отечественный антикоррупционный опыт нередко свидетельствует о том, что цели противодействия коррупции на практике зачастую обретают свойства конъюнктурных соображений, а порой и противоправных по содержанию деяний со стороны тех, кто призван осуществлять истинное противодействие. В связи с этим актуально звучит утверждение знаменитого французского мыслителя К. Гельвеция о том, что знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов. Хотя и к этому суждению необходимо относиться критично.
В конечном счете образованным сочетанием принципов подчеркивается, что противодействие коррупции имеет общие правовые основания для всех без исключения субъектов, участвующих в противодействии коррупции.
1. В признании, обеспечении и
защите основных прав и свобод
человека и гражданина как
принципе противодействия
2. Законность должна определять
практические аспекты любой
3. Публичность и открытость
Меры, направленные на исполнение рассматриваемого принципа, как представляется, определены в положениях Национального плана противодействия коррупции, которым предусматриваются:
- создание и использование
- расширение сети
- формирование единой
- создание многофункциональных
центров для предоставления
- размещение на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- увеличение количества и
4. Неотвратимость
5. Реализация принципа
комплексного использования
6. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, прежде всего связанных с устранением причин и условий, способствующих проявлениям коррупции. Данный принцип позволяет защитить людей, общество, государство от коррупционных посягательств, которые могут причинить существенный вред общественным отношениям, ценностям, охраняемым законодательством. В результате применения мер предупреждения коррупционных правонарушений удается не допустить материального ущерба, например, при расходовании бюджетных средств, оформлении сделок с объектами недвижимости. Профилактические меры по предупреждению коррупции обеспечивают выявление корней, истоков этого негативного явления, подвергая их превентивному воздействию тогда, когда они находятся еще в зародышевом состоянии и поэтому легче, безболезненнее, с наименьшими затратами и издержками поддаются устранению (нейтрализации). Так, сильнодействующим профилактическим средством является гласность в работе государственных органов, обеспечиваемая созданием так называемого «одного окна» по оказанию услуг гражданам и юридическим лицам. Реализация таких мер предупреждения коррупции позволяет избежать не только материальных, но и социальных, моральных и иных издержек, неизбежных для карательного, «наказательного» направления противодействия. Например, от такого наказания, как лишение свободы, зачастую страдают близкие осужденного, особенно малолетние дети, которые из-за бесконтрольности могут попасть в социально неблагополучную микросреду.
Эффективной предупредительной
мерой является действенный контроль
и надзор за соблюдением законодательства
о государственной и
Рассматриваемый принцип может иметь разное содержание. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, наряду с мерами прокурорского реагирования, могут быть предприняты и обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того, данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер. И здесь важно правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений.7
7. Принципу сотрудничества
государства с институтами
- с усилением прозрачности
и содействием вовлечению
- обеспечением для населения эффективности доступа к информации;
- проведением мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществлением программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.
Имплементацию рекомендуемых форм сотрудничества государства с институтами гражданского общества в российской действительности можно связывать со следующим содержанием.
Усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений отмечаются в широком диапазоне современной государственной политики. В частности, в условиях реформирования моделей социально-экономической и административной политики государства диктуется необходимость нового осмысления места и роли некоммерческих организаций, предполагающих в том числе и разгосударствление рынка оказания ряда услуг, ранее выступавших предметом монополии со стороны государства.
Президент РФ, являясь гарантом Конституции, определяет главные направления внутренней и внешней государственной политики. Не является исключением и верховенство Президента РФ в определении основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции, которая в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 N 1300, названа одной из главных угроз для поступательного развития российского общества. Ратификация Россией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию возложила на нее обязательства, решение которых находится в компетенции Президента РФ. В связи с этим Президент РФ определил основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, выраженные в утвержденном им Национальном плане противодействия коррупции, внес в Федеральное Собрание РФ антикоррупционный законодательный пакет и подписал настоящий Закон.8
Подпунктом 2 п. 1 статьи 5 Закона предусматриваются полномочия Президента РФ по установлению компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
Организационное, правовое, информационное обеспечение полномочий Президента РФ при проведении государственной политики противодействия коррупции осуществляет Администрация Президента РФ. В соответствии с п. 6 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490, она готовит предложения Президенту РФ по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов.
С учетом важности и актуальности
задач противодействия
Задачи Федерального Собрания РФ по осуществлению организационных основ противодействия коррупции выражаются в обеспечении разработки и принятия федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также в контроле за деятельностью органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
Федеральное Собрание РФ образуют Государственная Дума и Совет Федерации, которые в пределах своих полномочий могут не только инициировать, дорабатывать представленные субъектами законодательной инициативы законопроекты в области противодействия коррупции, но и самостоятельно разрабатывать такие законопроекты (заниматься нормотворчеством).
Специальные вопросы
деятельности Государственной Думы
в обеспечении направлений
Основными целями Комиссии выступают: осуществление в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления; анализ федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.