Система противодействия куррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разруше-нию основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Как свидетельствует мировой исторический опыт, распространенность коррупции зна-чительно возрастает в периоды крупных социальных потрясений.
Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе реализации мер противодействия коррупции в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Нормативно-правовое регулирование 6
1.1 Правовая основа противодействия коррупции 6
1.2 Основные принципы противодействия коррупции 10
Глава 2 Государственные органы 17
2.1 Общая характеристика государственных органов 17
2.2 Деятельность государственных органов по противодействию коррупции 20
Глава 3 Основные меры противодействия коррупции 25
Заключение 30
Список нормативно-правовых актов и литературы 33

Файлы: 1 файл

Система противодействия коррупции 35 СибАкс.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами Комиссии являются: комплексное исследование федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции; изучение законопроектов при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и затем представление в профильные комитеты Государственной Думы своих отзывов, предложений и замечаний по законопроектам; изучение практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции; анализ решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и информирование депутатов Государственной Думы о результатах проведенного анализа; изучение, анализ и обобщение поступающих в Комиссию документов и иных материалов о коррупции и противодействии коррупции и информирование депутатов Государственной Думы о результатах этой работы.9

В целях выполнения возложенных  задач Комиссия взаимодействует  с органами государственной власти, в том числе субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, СМИ и запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности. Кроме того, Комиссия взаимодействует с аналогичными структурами в парламентах иностранных государств, выступает с инициативой проведения парламентских слушаний по вопросам, отнесенным к ведению Комиссии, организует и проводит в Государственной Думе парламентские слушания по указанным вопросам, а также другие мероприятия, предусмотренные Регламентом Государственной Думы, привлекает в установленном порядке к работе для изучения, анализа и обобщения поступающих в Комиссию документов и иных материалов специалистов и независимых экспертов.

Для выяснения фактического положения дел в области противодействия  коррупции и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности в этой сфере Комиссия на постоянной основе организует парламентские слушания, проводит конференции, совещания, «круглые столы» и семинары.

К реализуемым на постоянной основе направлениям деятельности Совета Федерации в области противодействия коррупции, начиная с 2004 г., относится подготовка докладов «О состоянии законодательства в Российской Федерации». В данных докладах рассматриваются механизмы совершенствования правового обеспечения противодействия коррупции как на федеральном, так и на региональном уровнях. Специальным направлением, отвечающим задачам исключения коррупционных рисков в законодательстве, является проводимый мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Систематической практикой является издание аналитических вестников по актуальным проблемам противодействия коррупции, материалы которых содержат конкретные предложения по совершенствованию правовых и организационных основ противодействия коррупционным деяниям в различных сферах жизнедеятельности общества и государства (медицина, образование, государственные закупки и т.д.).10

2.2 Деятельность государственных  органов по противодействию коррупции

Правительство РФ принимает  разнообразные меры, как общего, так и специального характера, по противодействию коррупции, в том числе путем распределения функций по противодействию коррупции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет.

Противодействие коррупции, не будучи специально выделенной функцией таких федеральных органов исполнительной власти, между тем, присуще им по многим направлениям работы. Это относится к тем направлениям, в ходе которых реализуются общесоциальные и специальные мероприятия, направленные на устранение причин и условий, способствующих преступлениям вообще и коррупции в частности.

Общесоциальное предупреждение подразумевает воздействие на определяющие коррупцию факторы и процессы их детерминации, возникающие на макросоциальном уровне. В этом случае процессы детерминации коррупции являются предметом общего предупреждения и могут характеризоваться продолжительными сроками формирования. Такое формирование тесно связано с проблемами социальной, экономической, политической и духовной жизни общества, которые определяют воздействие на население и создают вероятность вовлечения представителей разных социальных групп в число исполнителей коррупции или участников деятельности, ее обеспечивающей. Общесоциальное предупреждение коррупции происходит в разрезе политики, выраженной в институтах социальной защиты и занятости населения, правового просвещения, образования и воспитания, иных институтов, которые имеют цель обеспечения социально-экономических потребностей населения. Взаимосвязь указанных аспектов политики и общесоциального предупреждения коррупции выражается в том, что причины и условия, способствующие ее проявлениям, выделяются по социальным, экономическим и иным критериям. Соответственно в рамках предупреждения коррупции к субъектам, осуществляющим данное направление противодействия коррупции, можно отнести федеральные органы исполнительной власти, решающие задачи социально-экономического развития государственной и общественной жизни в самом широком смысле этого слова.

Учитывая меняющиеся функции, компетенцию и структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации, целесообразно обозначить основных субъектов, которые в определенных для них сферах деятельности реализуют задачи предупреждения и противодействия коррупции:

- социальная сфера  (Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России);

- экономическая сфера  (Минэкономразвития России, Минфин  России);

- информационная сфера  (Минкомсвязь России).

Между выполнением указанными федеральными органами исполнительной власти своих функций и предупреждением коррупции существует тесная взаимосвязь. Федеральные органы исполнительной власти с учетом профиля своей деятельности и возложенных на них обязанностей непосредственно воздействуют на причины и условия коррупции. Такое воздействие может происходить и опосредованно, через создание достойных основ социального бытия, что само по себе способно предупредить формирование причин и условий, иных детерминант коррупции.11

Среди федеральных служб, руководство деятельностью которых  осуществляет Правительство РФ, в реализации задач противодействия коррупции весома роль ФАС России, ФТС России и Росфинмониторинга.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Законодатель не конкретизирует полномочия указанных органов в противодействии коррупции, отсылая правоприменителя к правовым документам, устанавливающим компетенцию указанных органов. Целесообразность такого рамочного определения может объясняться и обстоятельствами, связанными с невозможностью предвидеть вероятные в будущем проявления коррупции (они не являются статичными и могут возникать в самых разных сферах), в противодействии которым роль определенных органов государственной власти или органов местного самоуправления будет решающей.

В статье 5 Закона получила опосредованное отражение идея о государственно-правовой структуре системы противодействия коррупции, которая реализуется в следующем ступенчатом формате: федеральные органы государственной власти - органы государственной власти субъектов РФ - органы местного самоуправления. Такое структурно-компонентное строение системы противодействия коррупции согласуется с федеративной моделью государственного устройства РФ. Это строение следует рассматривать и сквозь призму предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов за состоянием дел в области противодействия коррупции как государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно, разнопланово, на разных уровнях управленческой деятельности. Правовые предпосылки к реализации такого подхода заложены в Конституции. В соответствии с нормами ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. Данные компоненты связаны с тем содержанием и направлениями противодействия коррупции, которые установлены Законом о противодействии коррупции.

Положения статьи 5 Закона во многом корреспондированы предыдущим ее пунктом. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики противодействия коррупции по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции).

В данном случае правомочие Президента РФ по формированию органов  по противодействию коррупции проистекает из прерогатив главы государства как гаранта Конституции (в частности, в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции - по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти). Положения статьи 5 Закона содержат определенные элементы таких политико-правовых явлений, как государственная дискреция (политическое усмотрение), подлежащая оформлению в нормативные правовые или политико-правовые акты. В связи с данными полномочиями практическая составляющая органов по координации деятельности в области противодействия коррупции реализуется в следующем формате. В частности, для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента РФ, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента РФ, Правительства РФ. Наряду с этим предусматривается возможность издания актов (совместных актов) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.12

Предусматриваемые в  положениях статьи 5 Закона органы не следует считать новым звеном системы государственной власти в России или промежуточным звеном между федеральной властью и соответствующим уровнем государственной власти в регионах. Основное предназначение данных органов выражается в обеспечении повышения эффективности совместной деятельности органов государственной власти (федеральных и региональных) по противодействию коррупции и совершенствованию системы контроля над исполнением решений, принимаемых в этой области. В статье 5 Закона не выделяются вопросы координации деятельности правоохранительных органов, а предусматривается представительство органов государственной власти и иных лиц. Таким образом, основное предназначение указанных органов по координации деятельности в области противодействия коррупции следует связывать с мероприятиями по реализации общесоциального предупреждения коррупции в рамках компетенции участвующих субъектов.

В статье 5 Закона определен принцип координации органами прокуратуры деятельности правоохранительных органов в области противодействия коррупции. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

 

Глава 3 Основные меры противодействия коррупции

В целях профилактики коррупционных рисков в УФМС России по Иркутской области создана и работает антикорупционная комиссия. Заседания комиссии проходят планово и внепланово, на комиссии заслушиваются как руководители, так и непосредственно сотрудники, допустившие нарушения дисциплины и законности.

В текущем году состоялось 6 заседаний антикоррупционной комиссии, на которой заслушаны 7 руководителей и 6 сотрудников. Основанием для проведения комиссий послужили служебные проверки, представления прокуратуры, совершение сотрудниками опасно-коррупционных действий.

По решению комиссии три сотрудника привлечены к дисциплинарной ответственности.

Реализуя цели и задачи в 2010 году Управление Роспотребнадзора по Иркутской области строило работу в соответствии с принципами Национального плана борьбы с коррупцией. Приоритетными направлениями деятельности Управления Роспотребнадзора по Иркутской области стало формирование общественного контроля за соблюдением законодательства о государственной службы и профилактика коррупции.

Особое внимание в 2010 году уделялось  проверке фактов изложенных жалобах и заявлениях граждан и юридических лиц направляемых в адрес Управления Роспотребнадзора по Иркутской области. Так, в Управлении создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. За отчетный период состоялось несколько заседаний комиссий, направленность которых была на соблюдение требований должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к служебному поведению. На заседаниях были рассмотрены вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов при выполнении государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы, нарушений требований к служебному поведению либо наличия признаков личной заинтересованности, которая могла бы привести к конфликту интересов.

Управлением ведется непрерывный  мониторинг имущественного положения  должностных лиц Управления и  его территориальных отделов. В 2010году Управлением проведены информационно-обучающие мероприятия, на которых освещались вопросы по антикоррупционной деятельности.

Информация о работе Система противодействия куррупции