Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 08:42, дипломная работа

Описание работы

Выбранная тема дипломной работы представляется актуальной в связи с тем, что в настоящее время особое внимание в России уделяется защите граждан, в том числе и от преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определёнными проблемами, связанными со сложностью применения норм права в той или иной к реальной ситуации, а также существенными изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве.
«Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.»1

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...………..3
Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………….……..9
1.1. История развития отечественного уголовного законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ...9
1.2. Ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в зарубежном уголовном законодательстве ……..14
1.3. Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации …………...20
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………..………..….25
2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений …………………………………………………..…………………..25
2.2. Объективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств …………………………………….…..30
2.3. Субъективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………….38
2.4. Отграничение состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений …………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49

Файлы: 1 файл

уо за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

тема : «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………...………..3

Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………….……..9

1.1. История развития  отечественного уголовного законодательства  о преступлениях против безопасности  движения и эксплуатации транспорта ...9

1.2. Ответственность за  нарушения правил безопасности  движения и эксплуатации транспорта в зарубежном уголовном законодательстве ……..14

1.3. Система преступлений  против безопасности движения  и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации …………...20

Глава 2. Уголовная ответственность  за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………..………..….25

2.1. Уголовно-правовая  характеристика дорожно-транспортных  преступлений …………………………………………………..…………………..25

2.2. Объективные признаки  состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств …………………………………….…..30

2.3. Субъективные признаки  состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………….38

2.4. Отграничение состава  преступления, предусматривающего  уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений …………43

Заключение ………………………………………………………………………46

Список использованной литературы …………………………………………..49

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбранная тема дипломной работы представляется актуальной в связи с тем, что в настоящее время особое внимание в России уделяется защите граждан, в  том числе и от преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определёнными проблемами, связанными со сложностью применения норм права в той или иной к реальной ситуации, а также существенными изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве.

«Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.»1

Среди транспорта выделяют наземный, воздушный и водный. К первому виду относят трубопроводный, железнодорожный и, что для нас важно, автомобильный транспорт. К водному относится речной и морской, а к воздушному соответственно авиационный.

В прямой зависимости от назначения возникла необходимость разделения транспорта на общего и иного пользования. Транспорт общего, пользования призван обеспечивать производственную процедуру. К иному виду пользования относится транспорт, который предназначенный для перемещения полуфабрикатов или уже готовых изделий, а также транспортные средства личного пользования.

В свою очередь, характер выполняемых работ также подразделяет транспорт на грузовой и пассажирский. Все транспортные средства и из составляющие представляют собой не только технические устройства, призванные облегчить и упростить жизнь людей, но и являются самыми распространенными источниками повышенной опасности.

«В целом же под источниками повышенной опасности следует понимать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.»2

С каждым годом возрастают объемы и интенсивность перевозок, как грузов, так и пассажиров. Само же количество транспортных средств определяет в качестве одной из главных и социально-значимых задач - обеспечение безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Рассматривая тему избранной дипломной работы как - «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» изучение данного вопроса представляется актуальным и вызывает большой интерес для теоретического изучения.

Цель работы: проанализировать состав преступления, связанного с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, изучение данного уголовно-наказуемого деяния, непосредственно предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса РФ, в том числе и установленное законодателем наказание и проблемы, возникающие при квалификации.

Задачи работы. Рассмотрение данной категории преступлений :

во-первых, в системе  иных преступлений, предусмотренных действующим законодательством;

во-вторых, выделить основания  уголовной ответственности;

в-третьих, подробно проанализировать элементы состава преступления, а также возможные наказания;

в-четвертых, выяснить, какие проблемы существуют при расследовании и квалификации данных уголовных дел.

Основной метод  исследования – системный, при котором состав преступления рассматривается по строгому алгоритму, в системе иных сходных составов, а также в соответствии с элементами состава. Средствами решения поставленных задач являются, в основном, анализ законодательной базы по данному вопросу.

Избранная тема в литературе не является детально разработанной, по одним и тем же вопросам существуют различные точки зрения, следовательно, рассматриваемая проблема весьма дискуссионная и требует подробного рассмотрения и изучения. Недостаточность правовой базы также является существенным недостатком и поводом для изучения. Использованы в основном необходимые правовые источники, как-то: Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 10 февраля 2009 г), Федеральный Закон «О внесении изменения в ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации» от 13 февраля 2009 г. № 20, Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, а также ряд подзаконных актов, более детально регламентирующих безопасность дорожного движения и учёт дорожно-транспортных происшествий.

Отличительной чертой преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ, в состав которой входит ст. 264, является то, что они связаны с нарушением функционирования источников повышенной опасности, а это, как правило, приводит к причинению материального ущерба, вреда здоровью граждан и их гибели. Учитывая данное обстоятельство, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта установлены соответствующие правила, соблюдение которых является правовой обязанностью всех лиц, связанных с движением и эксплуатацией транспорта.

Видовым объектом рассматриваемых  преступлений является нормальная работа, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводного транспорта. В качестве дополнительного объекта могут выступать собственность, жизнь и здоровье людей.

Рассматривая объективную сторону, можно определить, что она заключается как в действиях - например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), так и в бездействии - например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Тем не менее, необходимо отметить, что огромное количество рассматриваемых преступлений совершается как как правило посредством определенных действий, и лишь незначительная их часть - путем бездействия.

С субъективной стороны  главным признаком исследуемых уголовно-наказуемых деяний является наступление именно вредных последствий, и лишь как исключение из правил может рассматриваться такой состав преступления, как неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов, не предусматривающий наступления вредных последствий.

Кроме того, необходимо отметить, что субъективная сторона характеризуется и наличием двойной формы вины. Законодательно установлено, что по отношению к нарушению правил безопасности вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Что касается субъекта изучаемых преступных деяний, то к ним относятся любые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Однако, при совершении отдельных преступных действия субъектом могут быть только специальные лица. Примером является состав преступления, предусматривающий ответственность капитана судна в случае неоказание помощи терпящим бедствие.

В эпоху глобальной автомобилизации транспортное средство играет  огромную роль в развитии всей транспортной системы страны. На нынешнем этапе развития, когда происходит восстановление и оздоровление экономики, транспорт, а главное автомобиль, способствует улучшению положения и в финансовой и в кредитной сфере, в свете чего в  существенно увеличивается спрос на услуги в транспорта. Очень активно идет процесс совершенствования финансово-экономических и организационно-правовых механизмов, которые регулируют саму транспортную деятельность. Кроме того, в самой системе обеспечивающей безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств существует многоплановый аспект серьезных проблем не только социально-экономического, но административно-правового, а также и уголовно-правового характера. Эти проблемы вызывают необходимость осуществления государственных мер в целях уменьшения вредных последствий автомобилизации, объективно отражающихся на развитие государства и самого общества.

Учитывая высокую интенсивность движения транспортных средств и прежде всего - автомобильного, в которое вовлечены уже сотни миллионов людей и огромное количество транспортных средств, пресечение аварийности становится главнейшей социально-экономической задачей. От того, насколько успешно она будет решена в огромной степени зависит не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики всей страны. Автомобилизация России, решая непосредственные задачи по перевозке пассажиров и грузов, определяет главную задачу - обеспечение безопасности дорожного движения.

Указанные выше нюансы описываю сложность, разноплановость и  особую остроту, приобретенную в последнее время на фоне увеличивающейся диспропорции между значительно прирастающим количеством транспортных средств и существующей длиной дорожного полотна страны.

По характеристикам специалистов потери, вызванные аварийностью, в десятки раз перекрывают ущерб от железнодорожных катастроф и иных видов несчастных случаев. Ежедневно на транспортных магистралях Российской Федерации происходит более 400 дорожно-транспортных происшествий. Необходимо отметить, что при этом погибают и получают телесные повреждения свыше 600 человек.

В связи с необходимостью рассмотрения вопроса о повышении  безопасности дорожного движения наше правительство постоянно выделяет значительные финансовые средства. «Показателями эффективности использования субсидий субъектами Российской Федерации являются:

увеличение доли автомобильных  дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в субъекте Российской Федерации;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям в субъекте Российской Федерации.»3

Принимая во внимание, изложенное выше, тема дипломной работы главным образом будет посвящена  изучению вопросов непосредственно  связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Существующие в настоящее время Правила дорожного движения, утверждены Постановлением Правительства РФ. Они  характеризуют транспортное средство как «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем»4. Постановлением Правительства РФ, кроме указанных Правил, утверждены и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также обязанности должностных лиц по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

1.1. История  развития отечественного уголовного  законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

Пристальное внимание Правительством РФ уделяется вопросу  обеспечения безопасности дорожного движения с целью повышения защиты жизни и здоровья граждан России. Человеческие жертвы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями в несколько раз превышают количество пострадавших в иных катастрофах и несчастных случаях. По официальной статистике, «за 10 лет (с 1997 по 2007 г. включительно) на автодорогах России погибло свыше 315 тысяч человек, более 2 миллионов получили травмы в результате ДТП. Главная причина в возрастающей диспропорции между приростом числа автомобилей (в России сегодня насчитывается 300 автомобилей на каждую 1 тыс. населения)»5.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств