Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 08:42, дипломная работа
Выбранная тема дипломной работы представляется актуальной в связи с тем, что в настоящее время особое внимание в России уделяется защите граждан, в том числе и от преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определёнными проблемами, связанными со сложностью применения норм права в той или иной к реальной ситуации, а также существенными изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве.
«Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.»1
Введение ………………………………………………………………...………..3
Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………….……..9
1.1. История развития отечественного уголовного законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ...9
1.2. Ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в зарубежном уголовном законодательстве ……..14
1.3. Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации …………...20
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………..………..….25
2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений …………………………………………………..…………………..25
2.2. Объективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств …………………………………….…..30
2.3. Субъективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………….38
2.4. Отграничение состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений …………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49
тема : «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»
Оглавление
Введение ………………………………………………………………...………
Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………….……..9
1.1. История развития
отечественного уголовного
1.2. Ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в зарубежном уголовном законодательстве ……..14
1.3. Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации …………...20
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………..………..….25
2.1. Уголовно-правовая
характеристика дорожно-
2.2. Объективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств …………………………………….…..30
2.3. Субъективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………….38
2.4. Отграничение состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений …………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49
Введение
Выбранная тема дипломной работы представляется актуальной в связи с тем, что в настоящее время особое внимание в России уделяется защите граждан, в том числе и от преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определёнными проблемами, связанными со сложностью применения норм права в той или иной к реальной ситуации, а также существенными изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве.
«Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.»1
Среди транспорта выделяют наземный, воздушный и водный. К первому виду относят трубопроводный, железнодорожный и, что для нас важно, автомобильный транспорт. К водному относится речной и морской, а к воздушному соответственно авиационный.
В прямой зависимости от назначения возникла необходимость разделения транспорта на общего и иного пользования. Транспорт общего, пользования призван обеспечивать производственную процедуру. К иному виду пользования относится транспорт, который предназначенный для перемещения полуфабрикатов или уже готовых изделий, а также транспортные средства личного пользования.
В свою очередь, характер
выполняемых работ также
«В целом же под источниками повышенной опасности следует понимать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.»2
С каждым годом возрастают объемы и интенсивность перевозок, как грузов, так и пассажиров. Само же количество транспортных средств определяет в качестве одной из главных и социально-значимых задач - обеспечение безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Рассматривая тему избранной дипломной работы как - «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» изучение данного вопроса представляется актуальным и вызывает большой интерес для теоретического изучения.
Цель работы: проанализировать состав преступления, связанного с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, изучение данного уголовно-наказуемого деяния, непосредственно предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса РФ, в том числе и установленное законодателем наказание и проблемы, возникающие при квалификации.
Задачи работы. Рассмотрение данной категории преступлений :
во-первых, в системе иных преступлений, предусмотренных действующим законодательством;
во-вторых, выделить основания уголовной ответственности;
в-третьих, подробно проанализировать элементы состава преступления, а также возможные наказания;
в-четвертых, выяснить, какие проблемы существуют при расследовании и квалификации данных уголовных дел.
Основной метод исследования – системный, при котором состав преступления рассматривается по строгому алгоритму, в системе иных сходных составов, а также в соответствии с элементами состава. Средствами решения поставленных задач являются, в основном, анализ законодательной базы по данному вопросу.
Избранная тема в литературе не является детально разработанной, по одним и тем же вопросам существуют различные точки зрения, следовательно, рассматриваемая проблема весьма дискуссионная и требует подробного рассмотрения и изучения. Недостаточность правовой базы также является существенным недостатком и поводом для изучения. Использованы в основном необходимые правовые источники, как-то: Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 10 февраля 2009 г), Федеральный Закон «О внесении изменения в ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации» от 13 февраля 2009 г. № 20, Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, а также ряд подзаконных актов, более детально регламентирующих безопасность дорожного движения и учёт дорожно-транспортных происшествий.
Отличительной чертой преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ, в состав которой входит ст. 264, является то, что они связаны с нарушением функционирования источников повышенной опасности, а это, как правило, приводит к причинению материального ущерба, вреда здоровью граждан и их гибели. Учитывая данное обстоятельство, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта установлены соответствующие правила, соблюдение которых является правовой обязанностью всех лиц, связанных с движением и эксплуатацией транспорта.
Видовым объектом рассматриваемых преступлений является нормальная работа, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводного транспорта. В качестве дополнительного объекта могут выступать собственность, жизнь и здоровье людей.
Рассматривая объективную сторону, можно определить, что она заключается как в действиях - например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), так и в бездействии - например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Тем не менее, необходимо отметить, что огромное количество рассматриваемых преступлений совершается как как правило посредством определенных действий, и лишь незначительная их часть - путем бездействия.
С субъективной стороны главным признаком исследуемых уголовно-наказуемых деяний является наступление именно вредных последствий, и лишь как исключение из правил может рассматриваться такой состав преступления, как неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов, не предусматривающий наступления вредных последствий.
Кроме того, необходимо отметить, что субъективная сторона характеризуется и наличием двойной формы вины. Законодательно установлено, что по отношению к нарушению правил безопасности вина может быть как умышленной, так и неосторожной.
Что касается субъекта изучаемых преступных деяний, то к ним относятся любые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Однако, при совершении отдельных преступных действия субъектом могут быть только специальные лица. Примером является состав преступления, предусматривающий ответственность капитана судна в случае неоказание помощи терпящим бедствие.
В эпоху глобальной автомобилизации транспортное средство играет огромную роль в развитии всей транспортной системы страны. На нынешнем этапе развития, когда происходит восстановление и оздоровление экономики, транспорт, а главное автомобиль, способствует улучшению положения и в финансовой и в кредитной сфере, в свете чего в существенно увеличивается спрос на услуги в транспорта. Очень активно идет процесс совершенствования финансово-экономических и организационно-правовых механизмов, которые регулируют саму транспортную деятельность. Кроме того, в самой системе обеспечивающей безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств существует многоплановый аспект серьезных проблем не только социально-экономического, но административно-правового, а также и уголовно-правового характера. Эти проблемы вызывают необходимость осуществления государственных мер в целях уменьшения вредных последствий автомобилизации, объективно отражающихся на развитие государства и самого общества.
Учитывая высокую интенсивность движения транспортных средств и прежде всего - автомобильного, в которое вовлечены уже сотни миллионов людей и огромное количество транспортных средств, пресечение аварийности становится главнейшей социально-экономической задачей. От того, насколько успешно она будет решена в огромной степени зависит не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики всей страны. Автомобилизация России, решая непосредственные задачи по перевозке пассажиров и грузов, определяет главную задачу - обеспечение безопасности дорожного движения.
Указанные выше нюансы описываю сложность, разноплановость и особую остроту, приобретенную в последнее время на фоне увеличивающейся диспропорции между значительно прирастающим количеством транспортных средств и существующей длиной дорожного полотна страны.
По характеристикам специалистов потери, вызванные аварийностью, в десятки раз перекрывают ущерб от железнодорожных катастроф и иных видов несчастных случаев. Ежедневно на транспортных магистралях Российской Федерации происходит более 400 дорожно-транспортных происшествий. Необходимо отметить, что при этом погибают и получают телесные повреждения свыше 600 человек.
В связи с необходимостью рассмотрения вопроса о повышении безопасности дорожного движения наше правительство постоянно выделяет значительные финансовые средства. «Показателями эффективности использования субсидий субъектами Российской Федерации являются:
увеличение доли автомобильных
дорог регионального и межмуниц
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям в субъекте Российской Федерации.»3
Принимая во внимание,
изложенное выше, тема дипломной работы
главным образом будет
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
1.1. История
развития отечественного
Пристальное внимание Правительством РФ уделяется вопросу обеспечения безопасности дорожного движения с целью повышения защиты жизни и здоровья граждан России. Человеческие жертвы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями в несколько раз превышают количество пострадавших в иных катастрофах и несчастных случаях. По официальной статистике, «за 10 лет (с 1997 по 2007 г. включительно) на автодорогах России погибло свыше 315 тысяч человек, более 2 миллионов получили травмы в результате ДТП. Главная причина в возрастающей диспропорции между приростом числа автомобилей (в России сегодня насчитывается 300 автомобилей на каждую 1 тыс. населения)»5.