Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 08:42, дипломная работа
Выбранная тема дипломной работы представляется актуальной в связи с тем, что в настоящее время особое внимание в России уделяется защите граждан, в том числе и от преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определёнными проблемами, связанными со сложностью применения норм права в той или иной к реальной ситуации, а также существенными изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве.
«Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.»1
Введение ………………………………………………………………...………..3
Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………….……..9
1.1. История развития отечественного уголовного законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ...9
1.2. Ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в зарубежном уголовном законодательстве ……..14
1.3. Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации …………...20
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………..………..….25
2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений …………………………………………………..…………………..25
2.2. Объективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств …………………………………….…..30
2.3. Субъективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………….38
2.4. Отграничение состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений …………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49
Изначально ст. 264 УК РФ устанавливала ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Во второй части была предусмотрена ответственность за более тяжкое преступление – «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека», а третья часть регламентировала наказание за действия, предусмотренные частью первой, которые повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц.
Со времени принятия Уголовного кодекса и до настоящего времени было издано свыше 90 Федеральных законов, которые внесли многочисленные изменения и в настоящее время ст. 264 УК РФ состоит уже из 6 частей в следующей редакции :
«1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное
частью первой настоящей
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
5. Деяние, предусмотренное
частью первой настоящей
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
6. Деяние, предусмотренное
частью первой настоящей
наказывается лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.»24
В исследуемом противоправном деянии необходимо выделит непосредственный объект. Им является безопасность движения транспортных средств. Закон относит к ним не только автомобили, но и трактора, самоходные машины и мотоциклы. Дополнительным объектом, влияющим на квалификацию действий виновного по ст. 264 УК РФ является жизнь и здоровье человека.
Определяя предмет преступления необходимо отметить, что это устройства, которые предназначены для перевозки людей и грузов.
Квалифицирующим признаком части 2 ст. 264 УК РФ является совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Запах изо рта, неадекватные действия или несвязанная речь – вот те основные и объективные признаки, которые указывают на наличие опьянения у виновного. Согласно ст. 39 УК РСФСР 1961 года, состояние опьянения в момент совершения любого преступления признавалось обстоятельством, отягчающим ответственность. В УК РФ 1996 года наличие опьянения является квалифицирующим признаком.
Частью 3 ст. 264 УК РФ установлена уголовная ответственность за действия, предусмотренные частью 1, которые повлекли за собой смерть человека. Данные действия совершаются только по неосторожности.
Часть 4 статьи 264 УК РФ, объединяет в себе части 1, 2 и 3 указанной статьи и предусматривает уголовную ответственность при наличии одновременно всех условий – нарушении правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности смерть человека.
Часть 5 устанавливает ответственность по аналогии с частью 3, но только в случае гибели двух или более лиц, а часть 6 увеличивает уголовную ответственность, предусмотренную частью 4 в случае смерти двух и более лиц. Речь идет только о неумышленных действиях.
«В 2007 году на территории Нижегородской области было зарегистрировано 6112 ДТП, в которых погибло 944 человека, а ранено 7694, в 2008 году эти цифры составили 6027, 786 и 7381 соответственно. По вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, в 2008 году произошло 259 ДТП.»25
Для определения границ сферы правового регулирования и в целях упорядочивания дорожного движения, были приняты Правила дорожного движения единые для всех участников дорожного движения. Нарушение указанных правил может выражаться только в совершении конкретных действий – нарушение правил обгона или проезда перекрестков, превышение установленной скорости движения, управлении автомобилем в состоянии опьянения и так далее.
Определенные требования предъявляются не только к соблюдению правил дорожного движения, но и к эксплуатации транспорта. Запрещено управление в определенных случаях :
нарушена герметичность
не соблюдаются нормы
суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы;
имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
Именно управление автомобилем с перечисленными неисправностями образует состав нарушения правил эксплуатации транспорта. Кроме того, нарушения могут заключаться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров, грузов. Необходимо соблюдать и правила содержания подвижного состава автомобильного транспорта.
Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения суд обязан указать в приговоре, какие именно пункты Правил дорожного движения нарушены. Устанавливаются и отражаются действия способствовавшие нарушению.
Бывают ситуации, когда при нарушении Правил дорожного движения наступили последствия, подпадающие под действие разных частей ст. 264 УК РФ. В этом случае лицу, управлявшему транспортным средством, вменяются все без исключения последствия. Его действия квалифицируются по части предусматривающей наказание за наиболее тяжкие последствия.
Частями 2, 3, 4, 5, 6 комментируемой статьи установлена повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемого преступления. Состояние опьянения не влияет на субъективную сторону состава преступления. Однако необходимо учитывать что данное состояние создает искаженное восприятия водителем дорожной обстановки и взывает излишнюю самоуверенность. Состояние опьянения снижает скорость реакции водителя и естественно повышает вероятность возникновения аварийной ситуации.
2.2. Объективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Характер уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных в ст. 264 УК РФ красноречиво говорит о том, что исследуемая норма права нацелена на охрану безопасности дорожного движения или эксплуатации автомобилей. В этом выражается суть дорожно-транспортных преступлений. Нарушение правил технического обслуживания транспортных средств и невыполнение правил безопасности труда при проведении ремонта автотранспорта, а также нарушение производства погрузочных и разгрузочных работ не подлежит квалификации по ст. 264 УК РФ - отсутствует само посягательство на безопасность дорожного движения.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года гласит «безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий»26. Совершение дорожно-транспортных преступлений приносит вред и другим объектам (например, личному имуществу). Предметом рассматриваемого преступления является транспорт – автомобиль, трамвай или иное механическое транспортное средство. «Другое механическое транспортное средство» частично описывается в примечании к статье 264 УК РФ - троллейбусы, трактора и иные самоходные машины, а так же мотоциклы и другие механические транспортные средства. К механическим транспортным средствам относятся транспортные средства, за исключением мопеда, приводимые в движение двигателем. В соответствии с Правилами дорожного движения данный термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 года «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях » дал разъяснение, что «под иной самоходной машиной, указанной в примечании к ст. 211 УК РСФСР, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.)»27. Уголовный кодекс предусматривает необходимость соблюдения водителями любого транспортного средства соблюдения установленных правил безопасности дорожного движения и технической эксплуатации. В случае совершения нарушения водителями транспортных средств перечисленных норм возникает аварийная ситуация для осуществления безопасного дорожного движения.
При рассмотрении вопроса о необходимости привлечения лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ в первую очередь требуется определить признаки, характеризующие объективную сторону :
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
наличие вредных последствий - тяжкого вреда здоровью или смерти человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями и совершенным деянием.
Само по себе дорожное движение представляет совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств. Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» «Основными принципами обеспечения его безопасности являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения»28.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что объективная сторона включает в себя :
а) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим одним из рассматриваемых видов механических транспортных средств;
б) наступление вредных последствий, которые включают в себя причинение тяжкого вреда здоровью или повлекшие смерть 1 или более лиц;
в) причинная связь между событием нарушения ПДД и наступившими последствиями.
Бланкетной является диспозиция ст. 264 УК РФ так, как указывает на необходимость нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме этого отдельные особенности перевозок транспортными средствами грузов регулируются и другими нормативными актами. Это закреплено в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, которые утверждены Постановлением Правительства РФ; Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном приказом Министерства транспорта РФ N 27 от 9 марта 1995 года.
Перечисленные нарушения заключаются в несоблюдении и прямом нарушении правил безопасности движения и правил обеспечивающих безопасность эксплуатации транспорта.
Сами правила безопасности эксплуатации транспорта представляют совокупность мер, призванных надежно обеспечить надлежащее техническое состояние транспортных средств, а также и соблюдение определенных законом правил эксплуатации. В случае необходимости принятии решения о наличии в действиях водителя состава преступления, возникает задача определить сам факт нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Необходимость предъявления обвинения виновному лицу возникает, если перечисленные вредные последствия наступили в результате совершения нарушения конкретного пункта ПДД, либо иного нормативно правового акта. Если в действиях лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие отсутствует нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, привлечь указанное лицо к уголовной ответственности ст. 264 УК РФ невозможно, так как отсутствует состав уголовно-наказуемого деяния.
При наличии признаков состава преступления, необходимо определить квалифицирующие признаки по ч.2 - 6 рассматриваемой статьи УК,. Они описывают обстоятельства, которые прямо указанные в законодательной норме : причинение тяжкого вреда здоровью, совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; смерть человека; лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека; смерть двух или более лиц; лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Определение тяжести вреда здоровью человека установлено в ст. 111 УК РФ «причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности»29.