Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 08:42, дипломная работа
Выбранная тема дипломной работы представляется актуальной в связи с тем, что в настоящее время особое внимание в России уделяется защите граждан, в том числе и от преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, определёнными проблемами, связанными со сложностью применения норм права в той или иной к реальной ситуации, а также существенными изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве.
«Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.»1
Введение ………………………………………………………………...………..3
Глава 1. Законодательство о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………….……..9
1.1. История развития отечественного уголовного законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта ...9
1.2. Ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в зарубежном уголовном законодательстве ……..14
1.3. Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации …………...20
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………..………..….25
2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений …………………………………………………..…………………..25
2.2. Объективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств …………………………………….…..30
2.3. Субъективные признаки состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………….38
2.4. Отграничение состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений …………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49
В УК Литвы вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет может быть осужден «Тот, кто недоброкачественно исполнял уход за транспортными средствами или дорогами, дорожными средствами сигнализации либо связи, газопроводными, нефтепроводными линиями, линиями электричества и связи, а так же их ремонт, если эти деяния повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного имущественного ущерба» (ч. 1 ст. 278)»16.
В Уголовном кодексе РФ имеется аналогичная норма, закрепленная в ст. 267 «Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба»17.
Сравнение схожих по составу уголовно-наказуемых деяний можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости, поскольку бесспорно - состояние дорог относится к одному из главных условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Необходимо отметить, что передача управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет уголовную ответственность не только в соответствии с законодательство России, но и Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Узбекистана и многих других стран. Вполне естественно, что к числу уголовно-наказуемых действий в абсолютном большинстве стран относится и управление транспортным средством в состоянии опьянения, которое влечет за собой административную или уголовную ответственность и является обстоятельством, усиливающим наказание. Такое положение обусловлено тем, что, имея дело с источниками повышенной опасности, водители сознательно пренебрегают правилами предосторожности, ставят под угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. В России при принятии Уголовного кодекса 1996 года подобные действия были декриминализированы. Однако в последствии, в соответствии с Федеральным законом № 20-ФЗ от 13 февраля 2009 года «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской федерации», вновь установлена уголовная ответственность за «совершение лицом, находящимся в состоянии опьянения»18 нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что уголовно-правовое регулирование выполнения участниками дорожно-транспортного происшествия установленных законом обязанностей, обусловлено необходимостью обеспечения или восстановления безопасности дорожного движения. Представляется, что применение таких мероприятий, не только допустимо, но и необходимо на фоне резкого увеличения числа происшествий данной категории после исключения в 2003 году из Уголовного кодекса РФ ст. 265, предусматривавшей уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия.
1.3. Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Юриспруденция, как и любая иная сфера общественной жизни, не обходится без специальной терминологии, которая разработана законодателем для регулирования конкретных общественных отношений. Специально разработанные термины и определения кратко и в тоже время емко обозначают то или иное понятие, используемое в юриспруденции.
Динамика уголовного законодательства показывает, что изменения в процессе исторического развития вызваны необходимостью криминализацией транспортных преступлений, обусловленных целым перечнем объективных факторов. «К факторам, обусловливающим объем, характер и способы криминализации транспортных преступлений, следует отнести:
а) развитие (особенно на современном этапе НТР) общественных отношений в сфере использования новых видов транспортных средств как источников повышенной опасности;
б) необходимость уголовно-
в) возникновение новых видов общественно опасных деяний, посягающих на безопасность функционирования транспортных средств;
г) высокую степень общественной опасности таких деяний, выражающуюся, прежде всего в причинении (или возможности причинения) значительного материального ущерба;
д) относительную распространенность посягательств на безопасность функционирования транспорта, их типичность и возможность воздействия на них уголовно-правовыми средствами;
е) неблагоприятные состояние и динамику транспортных правонарушений в стране;
ж) наличие в сфере транспортных правонарушений широкого круга нормативно закрепленных правил безопасности;
з) наличие системы социального контроля, позволяющей вскрыть факты нарушения таких правил, и системы уголовной юстиции, способной реагировать на них;
и) достигнутый к данному моменту уровень общественной психологии и правосознания в этой сфере.»19
Впервые вопрос о необходимости введения общего понятия был озвучен Н.С. Алексеевым, который отмечал: «Транспортные преступления, - это посягательство на возможность правильного безопасного функционирования транспорта как одной из отраслей народного хозяйства, призванной обеспечить развитие других отраслей хозяйства и удовлетворять потребности граждан»20. Принимая во внимание, что всякая терминология, конечно же, носит условный характер и ей присущи определенные недостатки, тем не менее, нельзя не учитывать удобства использования того или иного термина, понятного для всех.
Широко используемое словосочетание «транспортные преступления», применяемое не только в обыденной жизни, но и в уголовном законодательстве, судебной практике, однако имеет особенность двоякого толкования, что связано с развитием научно-технического прогресса. Применительно к законодательству, терминология, которой оперируют юристы, сводится к таким основным понятиям, как «дорожно-транспортные преступления» или «автотранспортные преступления».
Н.В. Якубенко, обратив внимание на некорректность в некоторых случаях используемого термина «автотранспортные преступления» предложил ввести в оборот понятие «дорожно-транспортные преступления». Этим определением он обозначает «такую разновидность дорожно-транспортных правонарушений, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность»21.
При подготовке Уголовного кодекса 1996 года законодатель пришел к выводу, что название главы 27, как бы презюмирует наличие общего преступного компонента, принадлежащего транспортным средствам в процессе их использования. Название главы «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» в полной мере отражает специфику этих деяний и закладывает предпосылки отнести к данной группе определенные преступления.
Рассматриваемая глава Уголовного кодекса РФ, как самостоятельный структурный раздел, выделяется впервые. Принимая решение об объединении преступлений в одну группу, учитывалась необходимость обеспечения всесторонней охраной безопасности и порядка в обществе, которые являются важным социальным благом. Характерной чертой данных преступлений является посягательство на интересы общества в целом как единого социального организма. Указанный аспект наряду с личностью и государством представляет собой одну из важнейших социальных ценностей, требующей постоянной и всесторонней уголовно-правовой охране. Отмеченные посягательства «нарушают функциональную предназначенность общественной безопасности, для которой характерно обеспечение, во-первых, безопасности неопределенно широкого круга правоохраняемых интересов (личности, имущества, деятельности социальных институтов); во-вторых, неприкосновенности жизни и здоровья неопределенно широкого круга лиц; в-третьих, охраны, наряду с общественной безопасностью, и других социальных благ»22.
Транспортные преступления несут в себе общественную опасность, которая заключается, в том, что ими причиняется или создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности дорожного движения и окружающей природной среде, а, кроме того, причиняется или может быть причинен существенный материальный ущерб, что в своей совокупности нарушает безопасность движения и эксплуатации транспорта.
В настоящей главе словарный состав сформирован при использовании различных нормативных источников. Конечно же, нашли свое отражение и термины, содержащиеся в таких законодательных актах как Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Правила дорожного движения РФ.
Определив социальную опасность и сущность, совершенного противоправного уголовно-наказуемого деяния и юридически правильно его, квалифицировав, можно определить непосредственный объект преступления.
Учитывая развитие общества и современные условия, можно сделать вывод об унификации такого термина, как «транспортные преступления».
Можно дать следующее определение транспортных преступлений - это виновно совершенные общественно опасные действия или бездействие, посягающие на общественные отношения в сфере безопасного движения или эксплуатации транспорта, ответственность за совершение которых установлена Уголовным кодексом РФ.
Как правило, в результате совершения данной категории преступлений, происходят аварии, происходят катастрофы, зачастую связанные с причинением вреда жизни или здоровью людей, либо причиняется крупный материальный ущерб. Итогом транспортных преступлений, с экологической точки зрения, является загрязнение обширных речных или морских акваторий, влекущих за собой гибель флоры и фауны. Все это, безусловно, наносит существенный вред общественным отношениям в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как :
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263);
- неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст.263.1.)
- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264);
- недоброкачественный
ремонт транспортных средств
и выпуск их в эксплуатацию
с техническими
- приведение в негодность
транспортных средств или
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст.268);
- нарушение правил
безопасности при
- неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270);
- нарушение правил
международных полетов (ст.271)
Единый родовой объект, которым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта и послужил объединением указанных преступлений в самостоятельную главу.
Рассматривая объективную сторону преступлений, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, можно сделать вывод, что ни представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК), содержание которых представляет собой заведомое нарушение установленных правил безопасности. Принимая во внимание сложность и многообразие существующих правил безопасности, законодатель определил бланкетными нормы об ответственности за совершение транспортных преступлений.
Глава 2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2.1. Уголовно-правовая
характеристика дорожно-
Уголовным кодексом РСФСР 1960 года была установлена ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее причинение потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения, а также повлекшие гибель нескольких лиц. Кроме того, ст. 211.2. УК РСФСР предусматривала уголовную ответственность за «Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств или иное грубое нарушение правил их эксплуатации, обеспечивающих безопасность движения, совершенное лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло последствия, указанные в статье 211 настоящего Кодекса»23.
С 1 января 1997 года вступил в силу действующий Уголовный кодекс РФ, в котором впервые за всю историю уголовного права России появилась отдельная глава, описывающая преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Это было обусловлено объединением материальных описаний составов уголовно-наказуемых деяний при характеристике всех транспортных преступлений, за исключением преступлений, предусматривающих ответственность за неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие и за нарушение правил международных полетов.