Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:47, дипломная работа

Описание работы

Предметом квалификационной работы выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, а также научные труды в области уголовного права.
Задачи квалификационной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2) Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. 7
1.2. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 229, 233 УК РФ. …….18
1.3. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 230, 231 УК РФ. 22
2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 28
2.1. Проблема квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………… …………….....28
2.2. Проблемные вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ . 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Диплом Упх преступлений, связанных с нон средств и психотропных веществ.doc

— 317.54 Кб (Скачать файл)

Главной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного  распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов  последствий их незаконного оборота  для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Достижение главной цели Стратегии предусматривается  осуществлять на основе сбалансированного  и обоснованного сочетания мер, в том числе по направлению  совершенствования нормативно-правовой базы.

01 марта 2012 г. Президент РФ  Д.А. Медведев подписал Федеральный  закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» (далее  Федеральный закон № 18-ФЗ), предусматривающий  изменения в статьи 228, 228.1, 229.1 УК  РФ, а также ряд других статей в Общей части Уголовного кодекса РФ. Данный закон был официально опубликован 06 марта 2012 г. Изменения существенно увеличивают перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и размеры наказаний за их совершение. Кроме того, законом введен новый размер наркотических средств. Если ранее Уголовным кодексом РФ были предусмотрены только крупный и особо крупный размеры, то с момента вступления в силу закона № 18-ФЗ появился новый квалифицирующий признак – существенный размер наркотического средства. Часть изменений, например, в статьи Общей части УК РФ, вступят в силу с момента официального опубликования закона № 18-ФЗ от 01.03.2012г. (Приложение 6), изменения в большинство частей Особенной части УК РФ вступят в силу с 01 января 2013 года.

С момента официального опубликования  вступают в силу следующие изменения:

а) в ч. 1 ст. 51 УК РФ, согласно которой вводится возможность назначения пожизненного лишения свободы за преступления, предусмотренные Главой 25 УК РФ, т.е. против здоровья населения и общественной нравственности. В основном, конечно, это касается статей по наркотикам16;

б) в ст.63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» введено новое отягчающее обстоятельство – совершение преступления с использованием наркотических, психотропных, сильнодействующих средств;

 в) в п. «г» ч. 3 ст.79 УК РФ «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», согласно которому за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ срок для УДО наступает по отбытии не менее трех четвертей назначенного наказания (по прежнему законодательстве не менее двух третей назначенного наказания);

г) в ч.1 ст. 230 УК РФ, согласно которому предлагается увеличить нижний предел лишения свободы за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

С 01 января 2013 года вступают в силу следующие изменения:

а) в ч.1 ст.228 УК РФ, согласно которому она звучит в новой редакции (см. подпункт «а» п. 5 ст. 2). В действующем УК ч.1 ст.228 предусматривает ответственность за крупный размер. По ч.1 ст. 228 УК РФ теперь наказывать будут за значительный размер. Само понятие «значительный» и конкретный вес пока не определен. Этот вопрос должно решить Правительство РФ;

б) в ч.2 ст. 228, согласно которому по данной части будут квалифицироваться те преступления, которые сейчас квалифицируются по ч.1 ст.228 УК РФ (совершенные в крупном размере). Действующий УК РФ предусматривает лишение свободы до 2 лет. После вступления изменений в силу наказание за те же преступления будет уже от 3 до 10 лет17;

в) предлагается ввести в ст.228 новую  – третью часть (те же деяния, совершенные  в особо крупном размере);

г) в в ст. 228.1 УК РФ, согласно которому полностью изменена редакция статьи. Введены новые квалифицирующие признаки в ч.2, а также новый – «значительный» размер;

д) введена в УК РФ полностью новая статья – ст. 228.3, предполагающая ответственность за совершение преступлений, связанных с прекурсорами наркотических средств или психотропных веществ без их сбыта;

е) введена в УК РФ полностью  новая статья – ст. 228.4, предполагающая ответственность за совершение преступлений, связанных со сбытом, производством, пересылкой прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.

Так, Российской Федерацией реализуются  меры, направленные на совершенствование  законодательства в сфере оборота  наркотиков и их прекурсоров и  в области противодействия их незаконному обороту, в целях  охраны здоровья граждан, государственной  и общественной безопасности.

В настоящее время в рамках совершенствования  законодательства в сфере оборота  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и  противодействие их незаконному  обороту усилия ФСКН России сосредоточены  на следующих приоритетных направлениях:

1. Проблема, которая заключается в недостаточной дифференциации уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Так, в соответствии с действующим  законодательством для большинства  наркотиков особо крупным размером является масса свыше 2,5 граммов. Таким образом, ответственность за сбыт, например 3 граммов героина аналогична ответственности за сбыт 10 килограммов этого же наркотика. В такой ситуации оптовые наркоторговцы по сути приравнены к мелким сбытчикам.

Для решения этой проблемы, в целях обеспечения возможности назначения наказания, адекватного тяжести содеянного, предлагается заменить двухступенчатую (крупный и особо крупный размеры) систему дифференциации уголовной ответственности за совершение данных преступлений на трехступенчатую (значительный, крупный и особо крупный размеры), значительно усилив при этом ответственность за совершение наркопреступлений в особо крупных размерах.

Введение новых квалифицирующих  признаков в антинаркотические  статьи Уголовного кодекса Российской Федерации также сопряжено с увеличением санкций и по иным составам преступлений, предусмотренным этими статьями.

В рамках введения трехзвенной системы  ответственности за незаконный оборот наркотиков законопроектом предлагается установить дифференцированный подход и к ответственности за их контрабанду (а также за контрабанду их прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации), в зависимости от количества незаконно перемещаемых средств и веществ, выделив указанные деяния в самостоятельный состав преступления.

Кроме того, представляется необходимым  восполнить правовой пробел и установить, что совершение преступления с использованием наркотических средств, а также психотропных и сильнодействующих веществ является обстоятельством, отягчающим наказание (ст. 63 УК России).

Также в целях подрыва экономических  основ наркопреступности, необходимо ввести институт конфискации денежных средств, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения корыстных преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотиков (ст. 104.1 УК России).

С целью выполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, связанных с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, требуется определить повышенную ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в исправительном либо образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга).

В июле 2009 года был принят федеральный  закон, установивший принципиально новые подходы к вопросам оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Последовательно реализуя государственную политику в области контроля за оборотом указанных веществ предлагается дополнить Уголовный кодекс новыми статьями 228.3 «Незаконные изготовление, приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» и 228.4 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», установив при этом ответственность за совершение указанных деяний (в отношении прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (насчитывающие 8 и 31 вещество соответственно) только в крупном и особо крупном размерах.

Совершение аналогичных деяний в небольших размерах предлагается отнести к разряду административных деликтов путем дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 6.17 (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ).

Одновременно по вопросу внесения изменений в указанный Кодекс необходимо отметить, что в настоящее  время КоАП России за потребление наркотиков без назначения врача установлена административная ответственность в размере от пятисот до одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. При этом за аналогичное правонарушение, совершенное в общественном месте, действующим законодательством предусмотрены менее строгие санкции (административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей).

В целях установления повышенной ответственности  за деяние, имеющее более высокую  степень общественной опасности, предлагается дополнить часть третью статьи 20.20 КоАП России наказанием в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Указанные предложения ФСКН России последовательно реализуются в проекте федерального закона № 400689-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2. Анализ Оперативной обстановки убедительно свидетельствует об активном использовании иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – мигранты) не только для доставки оптовых партий наркотиков, но и их розничного распространения. Данное обстоятельство обуславливает наличие в отдельных регионах (Оренбургская, Саратовская, Нижегородская области, республики Башкортостан и Татарстан) мест временного хранения оптовых партий наркотиков, откуда и осуществляется его дальнейшее распыление по всей стране. Так, в 2008 году из незаконного оборота правоохранительными органами изъято тридцать три тонны наркотиков. При этом основные изъятия произведены в глубине территории России.

В распространение наркотиков, как  показал анализ оперативной обстановки, активно вовлекаются мигранты из Центрально-Азиатского региона, в основном граждане Таджикистана, Узбекистана  и Киргизии, а из Кавказского региона  – граждане Азербайджана. Въезжающие под видом гастарбайтеров, они, как правило, нигде не работают, тем не менее, свободно передвигаются по территории Российской Федерации. Кроме того, как правило, мигранты, вовлекающиеся в распространение наркотиков, зачастую сами являются их потребителями.

Результатом такого активного вовлечения мигрантов в распространение  наркотиков, а также свободного их перемещения становится рост потребления  наркотиков на территории Российской Федерации, что приводит к усугублению  проблемы наркотизации общества и является серьезным фактором ухудшения демографической  ситуации и разрушения генофонда  нации.

Анализ противодействия распространению  наркотиков приводит к однозначному выводу о том, что мер, предпринимаемых  государством в отношении мигрантов, явно недостаточно. Нужны более эффективные  меры, которые поставили бы реальный заслон на пути распространения наркотиков мигрантами.

В настоящее время, процедура принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в  Российской Федерации, сложна и продолжительна по времени, по сравнению с процедурой административного выдворения иностранных  граждан или лиц без гражданства  за совершение административных правонарушений.

Длительность принятия решения  о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без  гражданства в Российской Федерации  приводит к тому, что решения, как  правило, принимаются в отношении  мигрантов, совершивших преступления, создающих угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Проведенный анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего  правоотношения в области противодействия  незаконному обороту наркотиков, свидетельствует об отсутствии в  установленной действующими нормативными правовыми актами такой эффективной  в отношении мигрантов, занимающихся распространением наркотиков меры, как  их административное выдворение за пределы  Российской Федерации.

Поэтому введение такой административной ответственности позволит повысить эффективность мер в сфере  противодействия незаконному обороту  наркотических средств и психотропных веществ, что повлечет за собой снижение криминогенной напряженности в  ряде субъектов Российской Федерации  – Оренбургской, Челябинской, Астраханской областях, примыкающих к российско-казахстанскому участку границы, в частности, и  на территории Российской Федерации  в целом.

Указанная инициатива реализуется  ФСКН России в проекте федерального закона № 389633-5 «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» посредством установления дополнительной административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в виде их выдворения за пределы Российской Федерации.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ