Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:47, дипломная работа
Предметом квалификационной работы выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, а также научные труды в области уголовного права.
Задачи квалификационной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2) Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. 7
1.2. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 229, 233 УК РФ. …….18
1.3. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 230, 231 УК РФ. 22
2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 28
2.1. Проблема квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………… …………….....28
2.2. Проблемные вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ . 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
Субъектами антинаркотической деятельности являются в том числе антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организующие их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» на органы местного самоуправления возложена задача по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах в пределах своей компетенции.
Таким образом, в настоящее время органами местного самоуправления осуществляется организация исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах в пределах решения вопросов местного значения, в том числе в части, касающейся осуществления охраны общественного порядка.
Вместе с тем в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 8 января 1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» полномочиями по принятию целевых программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, наделены только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставлены полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании органам местного самоуправления, являющимся основным звеном в работе с населением.
В связи с чем, ФСКН России предлагается
расширить перечень вопросов местного
значения за счет возможности органов
местного самоуправления осуществлять
мероприятия по профилактики наркомании
и правонарушений, связанных с
незаконным оборотом наркотических
средств, психотропных веществ, а также
противодействию незаконному
Расширение перечня местных вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления позволит проводить комплексные меры, способствующие снижению немедицинского потребления наркотиков в пределах муниципального образования.
9. Одной из основных задач ФСКН России является осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление, предупреждение, пресечение, преступлений.
Однако в настоящее время
органы наркоконтроля при выявлении
правонарушений, предусмотренных статьями 6.8 (
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП России, органы наркоконтроля не наделены.
Вместе с тем органами наркоконтроля ежегодно выявляется около 40 тысяч административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП России. Кроме того, отмечается устойчивый рост (в среднем около 10%) их выявления в год.
Активнее стала проводиться работа по выявлению административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.9 КоАП России (за 6 месяцев 2011 года увеличение на 28,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года).
С 2008 года наблюдается динамика роста выявленных правонарушений, предусмотренных статьей 6.13 КоАП России (увеличение на 26,6 %).
Необходимо отметить, что после
установления в июле 2009 года административной
ответственности юридических
В настоящее время принятие решений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16 КоАП России возложено на суды.
Высокая нагрузка судей увеличивает сроки рассмотрения и принятие решений по делам об административных правонарушениях указанной категории.
В связи с чем, в целях повышения
эффективности рассмотрения дел
об административных правонарушениях
и своевременного принятия решений
по ним ФСКН России в настоящее
время прорабатывается вопрос о
наделении органов
Внесение таких изменений
Принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 15 июня 2006 г. Постановления "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (Приложение 7) направлено на обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об указанной категории преступлений, в связи с чем имеет важнейшее значение для деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Кроме того, оно акцентирует внимание на имеющихся в российском законодательстве пробелах и несоответствиях требованиям международных конвенций.
В частности, законодателям и
1. В абз. 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 разъясняется, что при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации", содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I) либо ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II), а также список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III).
В то же время было бы точнее указать,
что в данном случае правоохранительным
органам и судам следует
2. В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 указывается, что судам надлежит также учитывать решения Комиссии ООН о наркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическим средствам и психотропным веществам, принятые после издания Перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, согласно обязательствам Российской Федерации, стороной (участницей) Конвенций которых она является (ст. 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., ст. 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 г., ст. 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., (далее - антинаркотические конвенции)).
Указанное разъяснение дано в связи
с тем, что целый ряд наркотических
средств и психотропных веществ,
находящихся под международным
контролем, не включен в утвержденный
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 Перечень
наркотических средств и
В связи с этим для приведения
национального законодательства в
соответствие с принятыми Российской
Федерацией обязательствами при
подписании международных
Кроме того, следует учитывать, что более 50 веществ, перечисленных в Списках Постоянным комитетом по контролю наркотиков (далее - ПККН) как сильнодействующие, Конвенцией о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) отнесены к психотропным веществам, находящимся под международным контролем.
Представляется необходимым
3. Крайне важным является содержащееся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 указание на то, что, решая вопрос о наличии крупного или особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, следует исходить из размеров, которые установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 для каждого конкретного наркотического средства или психотропного вещества, а также для смеси таких средств и веществ.
На территории Российской Федерации
запрещены к обращению
Указанным Постановлением Правительства
Российской Федерации смесь определена
как самостоятельный вид
Именно из этого исходило Правительство Российской Федерации, установив своим Постановлением от 7 февраля 2006 г. N 76 порядок определения крупного и особо крупного размеров для смеси относящихся к Списку I наркотических средств и психотропных веществ. Согласно этому Постановлению для смеси, в состав которой входит хотя бы одно такое наркотическое средство или психотропное вещество, крупный и особо крупные размеры определяются исходя из установленных крупного и особо крупного размеров, применяемых к находящемуся в смеси наркотическому средству или психотропному веществу, для которого установлены более строгие меры контроля.