Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:13, дипломная работа
На законодательном уровне было признано, что "коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации3".
1. Ответственность за взяточничество в истории уголовного права....5
Ответственность за взяточничество в русском уголовном праве.................................................................................................5
Ответственность за взяточничество в советском и российском уголовном праве............................................................................25
Ответственность за взяточничество в зарубежном уголовном праве...............................................................................................38
2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ…………………………………………………..39
2.1. Объект преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ………………………………………………………………………..39
2.2. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ...................................................................................................
2.3. Субъект, субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ..............................................................................
3. Квалифицированные виды преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ………………………………………………………..
3.1. Преступления, предусмотренные ч. 2, 3 ст. ст. 290, 291 УК РФ.........................................................................................................
3.2. Преступления, предусмотренные ч. 4, 5, 6 ст. ст. 290 УК РФ......
3.3. Преступления, предусмотренные ч. 4, 5 ст. ст. 291 УК РФ.........
Заключение................................................................................................
Список использованной литературы......................................................
В соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предмет "подарка" и "взятки" трактовался однозначно, под которым понимали "деньги, вещи и что-либо иное"51. Но необходимо заметить, что предмет лихоимственного вымогательства был значительно шире предмета простого и квалифицированного составов мздоимства и состава лихоимства. В качестве предмета лихоимственного вымогательства выступали не только "деньги, вещи и что-либо иное", но и "всякая прибыль или иная выгода", "подарки, неустановленные законом платы, ссуды, услуги" и "незаконные наряды обывателей"52.
Должностное лицо подвергалось наказанию, "когда им учинено или допущено что-либо противное обязанностям службы, хотя и не для собственной корысти, но для доставления другому незаконной прибыли или же из иных противозаконных видов" (ст. 402 Уложения о наказаниях 1845 г.)53. Субъект указанных преступлений подлежал ответственности и в случае, если "примет сего рода подарки чрез других, или же дозволит жене своей, детям, родственникам, домашним или кому-либо иному принимать их" (ст. 401 Уложения о наказаниях 1845 г.)54.
Лицо признавалось виновным в получении взятки и подвергалось наказанию даже в случае, если "деньги или вещи еще не отданы, а только обещаны ему по изъявленному им на то желанию или согласию"; независимо от способа получения взятки - лично или через посредника: "когда взятка передана ему прямо или чрез другого с его ведома под предлогом проигрыша, продажи, мены или другой какой-либо мнимо-законной и благовидной сделки" (ст. 405 Уложения о наказаниях 1845 г.)55.
Одинаковому, хотя и в меньшей степени, наказанию подвергались "лица, содействовавшие мздоимству или лихоимству в каком бы то ни было оных виде чрез посредничество при требованиях, передаче или получении взяток или подарков, или чрез участие в притеснениях или угрозах, употребляемых для вымогательства", а также "начальники, которые, зная достоверно о подарках или взятках, получаемых подчиненными их, или же о чинимых ими или допускаемых вымогательствах, не принимали никаких мер для прекращения сих злоупотреблений, изобличения и наказания виновных, или даже явно им потворствовали". Кроме того, ответственности подлежали и судьи, "которые изобличенных в мздоимстве или лихоимстве преступников будут стараться оправдать вопреки законам и обстоятельствам дела"56.
Особый интерес в Уложении о наказаниях 1845 г. представляет статья 412 данного Уложения, которая осуществляла правовое регулирование ответственности за дачу или обещание «подарка» («взятки»). В соответствии с п. 1 данной статьи: «те, которые согласились дать или обещать состоящему в службе лицу деньги, вещи или же что-либо иное лишь вследствие вымогательства, требований или настоятельных и более или менее усиленных просьб сего лица, или действовавших его именем <...>»57 подвергались строгому выговору в присутствии суда.
Те же, кто дал или обещал «по собственному побуждению» деньги, вещи или же что-либо иное состоящему в службе лицу за такое с его стороны по службе «действие, которое, впрочем, не было противно законам, долгу его и установленному порядку», помимо строжайшего выговора, подвергалось денежному взысканию, равному данной или обещанной ими сумме или цене их подарка. (п. 2 ст. 412 Уложения о наказаниях). Аналогичному наказанию подвергались лица, давшие или обещавшие состоящему в службе лицу что-либо за «действие, хотя не составляющее прямого преступления, но не согласное с порядком службы, каковы суть: сообщение без надлежащего на то разрешения справок или иных сведений, или же выдача копий с каких-либо, впрочем, не подлежащих тайне бумаг и т.п.» (п. 3 ст. 412 Уложения о наказаниях).
Пункт 4 статьи 412 Уложения о наказаниях 1845 г. регулировал ответственность за подстрекательство: «те, коим будут даны или обещаны деньги или же что-либо иное состоящему в службе лицу для склонения его на действие, явно противное справедливости, закону или долгу службы, подвергались денежному взысканию вчетверо против данной или обещанной ими суммы, или цены их подарка, и заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года»58. Те лица, которые будут стараться предложением взяток или иными обещаниями, или же угрозами побудить должностное лицо к уклонению «от справедливости и долга службы», и, не взирая на его отвращение от того, будут возобновлять такие предложения или обещания, подвергаются заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет, или же лишению некоторых на основании статьи 53 данного Уложения особенных прав и преимуществ и заключению в смирительном доме на время от двух до трех лет. (п. 5 ст. 412 Уложения о наказаниях 1845 г.).
Необходимо отметить, что в редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1866 г. ст.ст. 411 и 412 были исключены, главным образом, «ввиду невозможности изобличить самих взяточников»59.
В 1903 г. было издано Уголовное уложение 1903 года, разработчики которого отказались от терминов «мздоимство», "лихоимство" и должностное "вымогательство". С.М. Будатаров отмечает, что данное Уложение внесло существенные изменения в законодательство в области регулирования ответственности за взяточничество, тем самым не соглашаясь с прямо противоположной позицией А.В. Сухоносенко60.
Статья 656 регулировала ответственность за деяния, соответствующие мздоимству Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (санкция – тюремное заключение не ниже трех месяцев) и лихоимству (санкция – исправительный дом на срок не свыше трех лет). Часть 1 ст. 656 Уголовного уложения запрещала принятие взятки "служащим, заведомо данное за учиненное им действие, входящее в круг его обязанностей по службе"61. Часть 2 данной статьи регулировала ответственность за "принятие взятки, заведомо данной для побуждения к учинению такого действия". Часть 3 ст. 656 предусматривала ответственность за "принятие взятки, заведомо данной для побуждения его к учинению, в круге его обязанностей, преступного деяния или служебного проступка либо за учиненные им такие деяние или проступок"62.
Частью 3 ст. 657 Уголовного
уложения предусматривалась
Статья 636 Уголовного уложения 1903 г. указывала, кого следует признавать должностными лицами: «Служащим почитается всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной в качестве должностного лица, или полицейского, или иного стража, или служителя, или лица сельского или мещанского управления»64. С.М. Будатаров отмечает, что приведенная выше дефиниция "подразделяла "служащих" на два вида: 1) "служащие", представители власти высших должностей, 2) "служащие", представители власти нижних разрядов (стражи и т.д.)"65.
В отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Уголовное уложение 1903 г. исключило из законодательного оборота такие признаки объективной стороны получения взятки, как принятие взятки лично или через третье лицо; получение мзды под видом сделки или иной завуалированной формы. Уголовное уложение 1903 г. признало трехдневный срок, предусмотренный в ст. 372 Уложения о наказаниях 1845 г., по истечении которого мздоимство считалось оконченным составом преступления, "не справедливым" и затрудняющим квалификацию содеянного в случае покушения на преступления.
Правовое регулирование ответственности за получение взятки по законодательству XVIII века осуществлялось в основном отдельными указами. Необходимо отметить, что в XIX веке ответственность за взяточничество стала регулироваться нормами Свода законов Российской империи 1832 года и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, носящими системный характер. Как правильно заметил С.М. Будатаров, «венцом кодификации норм об ответственности за получение взятки, принятых в этот исторический период можно назвать Уголовное уложение 1903 года»66.
Декрет Совета
народных комиссаров РСФСР от 8 мая
1918 г. «О взяточничестве» устанавливал
ответственность лиц, состоящих
на государственной или общественн
Данным декретом впервые в советском уголовном праве было сформулировано понятие должностного лица как лица, состоящего на государственной или общественной службе в РСФСР, а именно: должностные лица Советского правительства, члены фабрично-заводских комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов и т.п. учреждений и организаций или служащие в них.
В декрете были заложены
положения о равной уголовной
ответственности всех участников коррупционной
сделки. Наряду с получателями взятки
наказанию подлежали также
В свою очередь, п. 5 рассматриваемого декрета закреплял, что: «если лицо, виновное в получении взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно несет более строгое наказание»69. Как правильно отметила А.В. Сухоносенко данный квалифицирующий признак получения взятки свидетельствует о существовании в данный период классового подхода в борьбе с взяточничеством70.
С.М. Будатаров верно заметил, что Декрет 1918 года впервые признал «общественно опасным и наказуемым не столько действия должностного лица-взяткополучателя, сколько сам механизм взаимоотношений, коррупционный сговор служащего социалистического государства с частным лицом»71. Введением данного уголовно-правового запрета государство способствовало исключению любой возможности вредительства, саботажа, диверсий и других действий, подрывающих экономическую и политическую основу советского строя со стороны «буржуазных» элементов.
Дальнейшее развитие нормы об ответственности за получение взятки получили в декрете Совета народных комиссаров РСФСР от 16 августа 1921 г. «О борьбе с взяточничеством», принятому во изменение декрета СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г.
В соответствии с данным декретом уголовной ответственности подлежали «лица, которые, состоя на государственной, союзной или общественной службе, лично или через посредника получили или пытались получить в каком бы то ни было виде взятку за выполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, входящего в круг их обязанностей»72. Анализ формулировки статьи о составе получения взятки, содержащейся в декрете СНК РСФСР от 16 августа 1921 г. позволяет прийти к выводу, что, по сравнению с ранее существовавшими легальными формулировками данного состава преступления, произошла заметная конкретизация понятия должностного лица, которая была обусловлена появлением новых – «союзных» должностей после образования федерации на основе договоров о сотрудничестве с союзными республиками.
В Декрете 1921 г. при описании объективной стороны данного преступного деяния использовался термин «получение» (в отличие от Декрета 1918 г. – «принятие»). Был введен признак получения взятки «в каком бы то ни было виде».
В качестве квалифицирующих признаков получения взятки оба декрета признавали: особые полномочия должностного лица, нарушение служащим обязанностей службы, вымогательство взятки. Пункт 3 декрета СНК РСФСР от 16 августа 1921 г. устанавливал ответственность за посредничество в получении взятки или в покушении на получение на получение взятки, а также за укрывательство взяточников.
Декрет СНК от 16 августа 1921 г. «О борьбе с взяточничеством» утратил силу в связи с принятием УК РСФСР 1922 г. Рассмотренные выше декреты стали основой для формулирования норм о взяточничестве в первом советском Уголовном кодексе, введенном в действие с 1 июня 1922 г.
Уголовный кодекс РСФСР содержал достаточно разработанную систему норм о должностных (служебных) преступлениях. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. предусматривал ответственность за взяточничество в статьях 114 и 115 главы 2 Особенной части «Должностные (служебные) преступления». Так, в ч. 1 ст. 114 предусматривалась ответственность за получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг служебных обязанностей этого лица.
Ответственность за посредничество в совершении данного преступления, а равно укрывательство взяточничества регламентировалась ч. 2 этой статьи. В ч. 3 ст. 114 осуществлялось правовое регулирование ответственности за получение взятки, совершенное при отягчающих обстоятельствах, как-то: а) особые полномочия принявшего взятку должностного лица, б) нарушения им обязанностей службы или в) допущение вымогательства или шантажа.
Кроме того, статья содержала поощрительную норму в отношении лица, давшего взятку, которое не наказывалось в том случае, если своевременно заявило о вымогательстве взятки или оказало содействие раскрытию дела о взяточничестве. Однако лицо, виновное в получении взятки, ни при каких условиях не могло быть освобождено от уголовной ответственности.
Примечание к статье 105 Уголовного кодекса РСФСР закрепляло легальное определение должностного лица как субъекта всех должностных преступлений: "Под должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач"73. Проанализировав содержание вышеуказанной нормы, можно прийти к выводу, что законодатель при конструировании уголовно-правовой нормы об ответственности за получение взятки воспринял положение декрета СНК от 16 августа 1921 г. "О борьбе со взяточничеством" в отношении субъекта получения взятки, однако исключил из объективной стороны этого состава покушение на получение взятки.
Информация о работе Взяточничество: уголовно - правовой анализ