Взяточничество: уголовно - правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:13, дипломная работа

Описание работы

На законодательном уровне было признано, что "коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации3".

Содержание работы

1. Ответственность за взяточничество в истории уголовного права....5
Ответственность за взяточничество в русском уголовном праве.................................................................................................5
Ответственность за взяточничество в советском и российском уголовном праве............................................................................25
Ответственность за взяточничество в зарубежном уголовном праве...............................................................................................38

2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ…………………………………………………..39
2.1. Объект преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ………………………………………………………………………..39
2.2. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ...................................................................................................
2.3. Субъект, субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ..............................................................................

3. Квалифицированные виды преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ………………………………………………………..
3.1. Преступления, предусмотренные ч. 2, 3 ст. ст. 290, 291 УК РФ.........................................................................................................
3.2. Преступления, предусмотренные ч. 4, 5, 6 ст. ст. 290 УК РФ......
3.3. Преступления, предусмотренные ч. 4, 5 ст. ст. 291 УК РФ.........

Заключение................................................................................................
Список использованной литературы......................................................

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 17.04.2013г..doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Принятый сразу  после окончания гражданской войны Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. уже не отражал происходящих изменений в политической и экономической сферах. В связи с этим был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 9 октября 1922 года, которым были внесены изменения в ст. 114 УК РСФСР 1922 г. Действия взяткополучателя при получении лично или через посредников предмета взятки считались общественно опасными в случае выполнения или невыполнения в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг его служебных обязанностей.

Кроме того, были внесены изменения в содержание норм, касавшихся отягчающих обстоятельств  получения взятки. Так, термин «особые  полномочия» должностного лица был  заменен на термин «ответственное положение». К числу квалифицирующих признаков данного преступления стали относить такие обстоятельства, как: причинение государству в результате взятки материального ущерба либо угрозу такового ущерба, наличие прежней судимости за взятку, неоднократность получения взятки и вымогательство взятки.

С внесением  изменений санкция статьи 114 УК РСФСР 1922 г. предусматривала высшую меру наказания (расстрел) с конфискацией имущества  за получение взятки при «особо отягчающих обстоятельствах». При этом значение термина «особо отягчающие обстоятельства» в УК 1922 г. не было раскрыто. Изменения, внесенные в УК 1922 г., касались также вопроса ответственности лиц, которым было известно о взяточничестве. Дача взятки, посредничество во взяточничестве, оказание какого-либо содействия или непринятие мер противодействия взяточничеству были выделены в отдельную норму (ст. 114 «а»).

В 1926 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который действовал до 1960 г.

В статье 117 главы 3 "Должностные (служебные) преступления" УК РСФСР 1926 г. получение взятки определялось как "получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения"74. Квалифицирующими признаками получения взятки признавались: ответственное положение должностного лица, принявшего взятку; наличие прежней судимости за взятку или неоднократность получения взятки; применение со стороны принявшего взятку вымогательства. Таким образом, из числа квалифицирующих признаков было исключено нанесение государству материального ущерба в результате получения взятки.

УК РСФСР 1926 г. закрепил легальное определение понятия должностного лица, аналогичное понятию должностного лица, содержащемуся в примечании к ст. 105 УК РСФСР 1922 г.

В соответствии с примечанием 1 к УК РСФСР 1926 г. "под  должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в государственном (советском) учреждении, предприятии, а равно в организации или объединении, на которые возложены законом определенные обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, профессиональных или других общегосударственных задач".  Примечание 2 предусматривало положение, согласно которому "должностные лица профессиональных союзов за совершенные ими служебные преступления (растрата, взятка и т.д.), если они привлечены к ответственности по постановлениям профессиональных союзов, отвечают как за преступления должностные"75. Приведенное выше понятие должностного лица было слишком широким и неопределенным.

В отличие от ранее принятых законодательных  актов, уголовная ответственность  за дачу взятки и посредничество во взяточничестве была установлена вне зависимости от действий взяткополучателя (ст. 118 УК РСФСР 1926 г.).

Стоит отметить, что понятие взятки определялось не только УК РСФСР 1926 г., но также целым  рядом других актов. Так, постановление  Пленума Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1929 г. отнесло к взяточничеству принятие должностными лицами «могарыча», т.е. всякого рода угощения в каком бы то ни было виде (в том числе спиртными напитками)76. Постановление СНК СССР от 20 апреля 1934 г. «О премировании железнодорожных работников и о совместительстве работы на транспорте с работой в других предприятиях и учреждениях» устанавливало запрет советским хозяйственным и другим организациям выдавать, а работникам железнодорожного транспорта принимать от них какие бы то ни было премии и работать по совместительству. Нарушение данного запрета рассматривалось как взяточничество77.

На территории РСФСР до 1960 г. действовал УК РСФСР 1926 г. В СССР в этот период утвердился общественный, государственно-политический строй при руководящей роли КПСС, социалистическая система хозяйства. Социалистическая собственность на орудия и средства производства существовала в двух формах: государственная и общественная. Главной задачей уголовного законодательства того периода была охрана социалистических общественных отношений и социалистической собственности. В результате появляются новые общественные отношения, требующие уголовно-правового урегулирования. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР в декабре 1958 г. принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии с этими Основами, каждая республика, в том числе РСФСР, разработала свой УК.

В 1960 г. Верховный  Совет РСФСР утвердил новый Уголовный  кодекс РСФСР. Ответственность за получение  взятки в нем предусматривалась в главе 7 "Должностные преступления". Данный УК РСФСР значительно усилил меры уголовной репрессии за взяточничество.

Статья 173 следующим  образом описывала признаки этого  преступления: "Получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения"78 (ч. 1). Проанализировав содержание вышеуказанной нормы, можно прийти к выводу, что законодатель не конкретизировал, в каком виде может быть получена взятка; назвал два способа получения взятки (лично или через посредников). Как верно отметила А.В. Сухоносенко, законодатель "обтекаемо сформулировал объективную сторону основного состава (получение взятки за ... действия, которые должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения)"79.

Часть 2 этой статьи регламентировала ответственность  за получение  взятки, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или неоднократно, или сопряженные с вымогательством взятки, либо в крупном размере. В третьей части предусматривалась ответственность за действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо ранее судившимся за взяточничество, либо получившим взятку в особо крупном размере.

Статья 174 УК РСФСР 1960 г. осуществляла правовое регулирование  ответственности за дачу взятки. Часть 1 указанной нормы предусматривала в качестве наказания за дачу взятки лишение свободы на срок от трех до восьми лет. Часть вторая указанной статьи регламентировала ответственность за дачу взятки при квалифицирующих обстоятельствах, к которым относились: дача взятки неоднократно или лицом, ранее судившимся за взяточничество.

Дача взятки считалась оконченным преступлением  с момента получения (принятия) взятки должностным лицом. В случаях, когда  предлагаемая взятка не была получена или была отвергнута должностным лицом, действие лица, пытавшегося дать взятку, квалифицировалось как покушение на дачу взятки80.

Примечание  к статье 174 УК РСФСР 1960 г. закрепляло, что: «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся»81.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. раскрывал понятие должностного лица в примечании к ст. 170: " должностными лицами понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию"82. Необходимо отметить, что данное понятие должностного лица было значительно шире по сравнению с формулировками понятия должностного лица, раскрывавшимися в ранее действующих законодательных актах.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении ответственности за взяточничество" от 20 февраля 1962 г. содержалось предложение  союзным социалистическим республикам следующим образом сформулировать состав получения взятки: "Получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения"83.

Значительное  влияние на развитие советского уголовного законодательства оказал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов"84. Согласно этому закону союзным социалистическим республикам предлагалось расширить перечень квалифицирующих обстоятельств. В качестве квалифицирующих обстоятельства получения взятки были названы: совершение преступления по предварительному сговору группой лиц, или неоднократно, или сопряженное с вымогательством взятки, получение взятки в крупном размере. Кроме того, Указ конкретизировал особо квалифицирующие признаки получения взятки: совершение действий, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи должностным лицом, занимающим ответственное положение; лицом, ранее судившимся за взяточничество либо получившим взятку в особо крупном размере. Соответствующие положения были включены в УК РСФСР 1960 г.

После распада  Союза Советских Социалистических республик в 1991 г. Российская Федерация становится самостоятельным суверенным государством. В РФ изменилось общественно-политическое устройство, была ликвидирована социалистическая система хозяйства, и начался переход к построению рыночной экономики капиталистического типа. Изменились и отношения собственности. Устанавливается частная собственность как преобладающая форма собственности.

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, в которой было провозглашено, что РФ является «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, высшими ценностями которого были признаны человек, его права и свободы» (п. 1 ст. 1, ст. 2)85.

Кардинальные  преобразования в экономической, политической и общественной сферах жизни в 90-е гг. XX века потребовали новых подходов к правовому регулированию общественных отношений, что обусловили принятие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г., введенного в действие на всей территории РФ с 1 января 1997 года.

В настоящее  время правовое регулирование ответственности за взяточничество осуществляется главой 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», содержащейся в разделе X «Преступления против государственной власти» УК РФ 1996 г. Статьей 290 данной главы УК РФ регулируется ответственность за получение взятки, статьей 291 – за дачу взятки, а статьей 291.1 – за посредничество во взяточничестве. Подробнее составы дачи и получения взятки будут рассмотрены в главе 2 дипломной работы.

Кроме того, ответственность  за взяточничество регулируется также  положениями постановления Пленума  Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»86  и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»87.

Необходимо отметить, что действующее российское уголовное законодательство, регулирующее ответственность за взяточничество, заимствовало отдельные положения советского законодательства в области регулирования ответственности за взяточничество; основывается на положениях советской и российской уголовно-правовой науки.

Итак, уголовное  законодательство России об ответственности за взяточничество прошло сложный путь в своем развитии, которое имеет богатое прошлое. На уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за это преступление, значительное влияние оказали крупные общественно-политические и социально-экономические преобразования российского общества. С.М. Будатаров отмечает, что объективная сторона состава получения взятки, несмотря «на смены политического строя, изменения социально-экономического положения страны, состояния правосознания и других факторов, всегда определялась законодателем, как совершение виновным деяния противного интересам публичной службы»88.

Стоит обратить особое внимание на то, что в дореволюционном уголовном законодательстве России получение взятки всегда признавалось преступлением, а взяткополучатель признавался «главным виновником взяточничества»89; уголовное преследование же взяткодателя осуществлялось не всегда. В советском уголовном законодательстве был заложен принцип о равной уголовной ответственности всех участников коррупционной сделки; ответственности подлежали взяткополучатель, взяткодатель, посредник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ответственность за взяточничество в зарубежном уголовном праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уголовно-правовая  характеристика преступлений, предусмотренных  ст. ст. 290, 291 УК РФ.

2.1. Объект преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК РФ.

Вопрос об объекте преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, является одним из самых важных, поскольку невозможно уяснить сущность состава взяточничества без определения его объекта.

Информация о работе Взяточничество: уголовно - правовой анализ