Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат
Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.
155 Ст.215-225 посвящены врачебным операциям, их тарификации и карам за врачебную ошибку. В данный раздел законов они включены по ассоциации: в целом раздел посвящен членовредительству, а врачебная ошибка эквивалентна членовредительству сама по себе.
156 Ст.226-282 касаются операций с движимостью и найма имущества, людей и скота, а также связанных с этим преступлений.
157 Судно, которое идет по течению, труднее удержать, поэтому параллельной статьи о нем нет.
158 Ст.241-249, 268-271/272 касаются найма скота.
159 Статья, вероятно, устанавливает минимум, за который можно отдать в залог вола. Ср. со ст.114.
160 Переднее животное при запряжке цугом тратит меньше сил, чем заднее, впряженное непосредственно в плуг и поэтому именующееся «рабочим».
161 Обращаем внимание на роль территориально-общинного подразделения - квартала.
162 Ст.253-258, 261-267, 273-274 касаются найма работников (ст.273) - в общем виде.
163 Со стороны третьего лица.
164 Под «страной» имеется в виду, как видно, держава Хаммурапи, под ее «детьми» - ее уроженцы. Таким образом, рабство в чужеземной стране засчитывается «детям страны» в зачет рабства у себя дома!
165 Ст.282 вводит нас в интересную проблему судебных дел рабов, отрицающих законный характер своего порабощения. Как видно из статьи, такое заявление разбиралось в суде, и, если оно было ложным, наказывалось максимально сурово (ужесточение наказания, например, смертная казнь, означало бы заодно и совершенно бессмысленное наказание господина, лишающегося того самого раба, которого он хотел удержать, обращаясь в суд!). Документы (в основном - следующего тысячелетия) богато иллюстрируют такого рода судебные дела, неизменно заканчивающиеся победой господина. Однако не следует заключать отсюда, как обычно делается, что суд был в сильнейшей степени предубежден против раба, и тому было заведомо невозможно добиться справедливости: в этом случае подобные иски попросту перестали бы подавать (ведь участь возвращенного господину строптивого раба, несомненно, осложнялась на долгие годы). Предложим другое объяснение. Несомненно, документ, фиксирующий победу одной из сторон, оставляла у себя только сторона-победительница (другой он был попросту не нужен). Между тем документ, оставленный у себя рабовладельцем (т.е. судебное решение против раба) имел неизмеримо больше шансов дойти до нас, чем документ, оставленный у себя бывшим рабом (хотя бы потому, что у него не было шанса попасть в семейный архив). Видимо, этим и объясняется характер попавших нам в руки документов.
166 Прежде всего царство «Субарту» с центрами в Ашшуре и Шубатэллиле.
167 Прежде всего царство Ларсы.
168 Дословно «хорошую плоть».
169 Богиня - супруга Мардука.
170 Божество - мать, супруга Эллиля.
171 Заключительные требования «Законов Хаммурапи» (угроза всевозможными бедствиями царю и стране, которые осмелились бы хоть в чем-то отступить от «Законов Хаммурапи») уникальны для законодательных сборников Месопотамии. Они доказывают, что Хаммурапи, едва ли не единственным из всех правителей Месопотамии, искренне полагал, что ему удалось найти оптимальный государственный порядок «на все времена», и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных) идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным публичное провозглашение этой уверенности как основы государственной политики.