Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат
Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.
(§ 173) Если эта женщина там, куда она вступила к новому мужу, родила сыновей своему следующему мужу, а затем эта женщина умерла, то ее приданое должны поделить прежние и следующие сыновья.
(§ 174) Если своему следующему мужу она не родила сыновей, то ее приданое могут забрать только сыновья ее первого супруга.
(§ 175) Если либо дворцовый
раб, либо же раб мушкенума
взял в жены дочь
(§ 176) А если дворцовый
раб или же раб мушкенума
взял в жены дочь
Если дочь полноправного человека не имела приданого, то все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.
(§ 177) Если вдова, сыновья
которой еще малы, захочет вступить
в дом второго мужа, то без
ведома судей она не должна
вступить. Когда она будет вступать
в дом второго мужа, судьи должны
рассмотреть дела дома ее
(§ 178) Если жрице энтум, надитум или же зикрум146, которой ее отец дал приданое и написал ей документ, в документе, который он ей написал, он не записал, чтобы после ее смерти отдавать что останется куда ей угодно, и не дозволил ей совершать желаемое, то после того, как отец умрет, ее поле и ее сад могут забрать ее братья и по размеру ее доли они должны давать ей выдачи зерном, маслом и шерстью и удовлетворять ее сердце.
Если же братья не дали ей выдачи зерном, маслом и шерстью по размеру ее доли и не удовлетворили ее сердца, то она может отдать свое поле и свой сад землепашцу, который ей угоден, и ее землепашец будет ее содержать. Полем, садом и всем, что отец ее дал ей, она может пользоваться, пока жива, но она не может продать это за серебро и удовлетворить требования другого человека, ее наследственная доля принадлежит только ее братьям.
(§ 179) Если жрице энтум,
надитум или же зикрум, которой
ее отец дал приданое и
(§ 180) Если отец не
дал приданого своей дочери
– живущей в обители надитум
или же зикрум, то после того,
как отец умрет, она должна
получить долю в имуществе,
что в доме ее отца, как один
наследник и может
(§ 181) Если отец посвятил богу надитум, кадиштум или же кульмашитум147 и не дал ей приданого, то после того как отец умрет, она должна получить из имущества, что в доме ее отца, 1/3 своей наследственной доли и может ею пользоваться, пока жива; после ее смерти это принадлежит только ее братьям.
(§ 182) Если отец не
дал приданого своей дочери
– надитум бога Мардука
(§ 183) Если отец дал приданое своей дочери, побывавшей наложницей-шугетум148, выдал ее замуж и написал ей документ с печатью, то после того, как отец умрет, она не должна принять участие в разделе имущества, что в доме ее отца.
(§ 184) Если человек не дал приданого своей дочери, побывавшей наложницей-шугетум и не выдал ее замуж, то после того как отец умрет, ее братья должны дать ей приданое соразмерно с достоянием, что в доме отца, и выдать ее замуж.
(§ 185)149 Если человек взял в усыновление малолетнего, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску.
(§ 186) Если человек взял в усыновление малолетнего, а когда он его уже взял, тот узнает своего отца и свою мать150, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 187) Приемный сын дворцового
евнуха или же приемный сын
зикрум не может быть
(§ 188) Если ремесленник
взял малолетнего для
(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 190) Если человек не причислил к своим сыновьям малолетнего, которого он взял в усыновление и которого он вырастил, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 191) Если человек,
который взял в усыновление
малолетнего и который
(§ 192) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум сказал отцу, воспитавшему его, и матери, воспитавшей его: «Ты не мой отец, ты не моя мать», то ему должны отрезать язык151.
(§ 193) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум узнал дом своего родного отца и возненавидел приемного отца, воспитавшего его, и приемную мать, воспитавшую его, и ушел в дом родного отца, то ему должны вырвать глаз.
(§ 194) Если человек отдал
своего сына кормилице, а этот
сын умер на руках у кормилицы,
(§ 195)152 Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
(§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 199) Если он выколол
глаз рабу человека или же
переломил кость рабу человека,
то он должен отвесить
(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб153.
(§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 204) Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.
(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.
(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», – и оплачивать лекаря.
(§ 207) Если тот умер от его побоев, то виновный должен поклясться, и, если умерший – сын человека, виновный должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 208) Если умерший – сын мушкенума, то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 209) Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.
(§ 210) Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь154.
(§ 211) Если он побоями
причинил выкидыш дочери
(§ 212) Если эта женщина умерла, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 213) Если он побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра.
(§ 214) Если эта рабыня умерла, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 215)155 Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.
(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал
человеку тяжелую операцию
(§ 219) Если лекарь сделал
тяжелую операцию бронзовым
(§ 220) Если он вскрыл
ему бельмо (?) бронзовым ножом
и выколол ему глаз, то он
должен отвесить серебром
(§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
(§ 222) Если это сын
мушкенума, то он должен
(§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.
(§ 224) Если воловий или
же ослиный лекарь сделал
(§ 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла 1/4 его покупной цены.
(§ 226)156 Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.
(§ 227) Если человек обманул (?) цирюльника, и тот сбрил рабский знак у чужого раба, то этого человека должны казнить и повесить у ворот, а цирюльник должен поклясться: «Если бы. я знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.
(§ 228) Если строитель
построил дом человеку и
(§ 229) Если строитель
построил человеку дом и свою
работу сделал непрочно, а дом,
который он построил, рухнул и
убил хозяина, то этот
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
(§ 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.
(§ 233) Если строитель
построил человеку дом и
(§ 234) Если лодочник
соорудил человеку судно, но
свою работу сделал ненадежно,
и это судно рассохлось (?) в
том же году или оно имело
другой недостаток, то лодочник
должен это судно разобрать,
а из собственных средств
(§ 235) Если лодочник
соорудил человеку судно
(§ 236) Если человек отдал
свое судно в аренду лодочнику,
(§ 237) Если человек нанял
лодочника и судно и нагрузил
его зерном, шерстью, маслом, финиками
или же любым другим грузом,
а этот лодочник был нерадив
и потопил судно и погубил
то, что в нем было, то лодочник
должен возместить судно,
(§ 238) Если лодочник потопил судно человека, а затем поднял его, то он должен заплатить серебром половину его покупной цены.
(§ 239) Если человек нанял лодочника, то он должен ему платить 6 гуров зерна в год.
(§ 240) Если судно, идущее
против течения, ударило судно,
(§ 241)158 Если человек забрал быка в залог, то он должен отвесить 1/3 мины серебра159.
(§ 242-43) Если человек нанял на один год скотину, то наемную плату за рабочее животное – 4 гура зерна, а наемную плату за переднее животное160 – 3 гура зерна он должен дать его хозяину.
(§ 244) Если человек нанял вола или осла, и лев убил его в степи, то убыток – только его хозяина.
(§ 245) Если человек нанял
вола и убил его нерадивостью
или побоями, то он должен
возместить вола за вола
(§ 246) Если человек нанял вола и сломал ему ногу или же рассек ему шейную жилу, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.