Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат
Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.
(§ 247) Если человек нанял вола и выколол ему глаз, то он должен заплатить хозяину вола половину его покупной цены серебром.
(§ 248) Если человек нанял
вола и сломал ему рог,
(§ 249) Если человек нанял
вола, и бог его поразил, и
он издох, то человек,
(§ 250) Если бык при
своем хождении по улице
(§ 251) Если бык человека был бодлив, и его квартал указал ему, что тот бодлив, но он не закутал ему рога, быка своего не спутал, и этот бык забодал и умертвил сына человека, то тот должен заплатить 1/2 мины серебра161.
(§ 252) Если это раб человека, то тот должен заплатить 1/3 мины серебра.
(§ 253)162 Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.
(§ 254) Если он забрал
семена (?) и истощил скот, то он
должен возместить убыток
(§ 255) Если скот того
человека он отдал в наем
или же украл семена и в
поле ничего не вырастил, то
этого человека должны уличить,
(§ 256) Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота.
(§ 257) Если человек нанял пахаря, то он должен ему платить по 8 гуров зерна в 1 год.
(§ 258) Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 гуров зерна в 1 год.
(§ 259) Если человек украл
плуг с обрабатываемого поля,
то он должен заплатить
(§ 260) Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
(§ 261) Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров зерна в 1 год. ...
(§ 263) Если он погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.
(§ 264) Если пастух, которому
были даны крупный рогатый
скот и овца для пастьбы,
получил всю свою наемную
(§ 265) Если пастух, которому
были даны для пастьбы крупный
рогатый скот и овцы, был вероломным
и изменил тавро и продал
скот за серебро, то его
(§ 266) Если на скотном
дворе появилась эпидемия или
же лев побил скот, то пастух
должен очиститься перед богом,
(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка (?), то пастух, который причинил ущерб от чесотки (?) на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.
(§ 268) Если человек нанял вола для молотьбы, то его наемная плата – 20 ка зерна.
(§ 269) Если он нанял для молотьбы осла, то его наемная плата – 10 ка зерна.
(§ 270) Если он нанял ягненка для молотьбы, то его наемная плата – 1 ка зерна.
(§ 271) Если человек нанял волов, телегу и ее погонщика, то он должен платить по 180 ка зерна за 1 день.
(§ 272) Если человек нанял только самое телегу, то он должен платить по 40 ка зерна за 1 день.
(§ 273) Если человек нанял наемника, то от начала года до пятого месяца он должен ему платить по 6 шеумов серебра за один день, а от шестого месяца до конца года он должен платить по 5 шеумов серебра за один день.
(§ 274) Если человек наймет
мастерового, то наемная плата
его... шеумов серебра, наемная
плата кирпичного мастера –
5 (?) шеумов серебра, наемная плата
ткача – 5 шеумов серебра, наемная
плата гравера –... шеумов серебра,
наемная плата... шеумов серебра,
наемная плата кузнеца (?) –... шеумов
серебра, наемная плата
(§ 275) Если человек нанял парусное (?) судно, то его наемная плата – 3 шеума серебра за один день.
(§ 276) Если человек нанял
весельное судно, то он должен
платить в качестве его
(§ 277) Если человек нанял судно емкостью 60 гуров, то он должен платить в качестве его наемной платы 1/6 сикля серебра за 1 день.
(§ 278) Если человек купил раба или рабыню, и месяц не прошел, а на него обрушилась эпилепсия (?), то покупатель может вернуть его своему продавцу и получить серебро, которое он отвесил.
(§ 279) Если человек купил раба или рабыню, и по поводу него предъявлен иск163, то только продавец обязан отвечать по иску.
(§ 280) Если человек купил
в чужой стране раба или
рабыню другого человека, а когда
он явился в свою страну, хозяин
раба или рабыни опознал
(§ 281) Если они –
сыны другой страны, то покупатель
должен сказать перед богом
количество серебра, которое
(§ 282) Если раб сказал своему господину: «Ты – не мой господин», то он должен уличить его в том, что он – его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо165.
Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление.
Я – Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым, которых даровал мне Эллиль и пастырство над которыми вручил мне Мардук. Я не был нерадив. Я отыскал им безопасные места, открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними.
Могучим оружием, врученным мне богом Забабой и богиней Иштар, мудростью, определенной мне богом Эа, мощью, данной мне богом Мардуком, я истребил врагов на севере166 и на юге167.
Я искоренил междоусобицы,
улучшил положение страны, поселил
людей в надежных местах и избавил
их от страха. Великие боги меня призвали,
и поэтому я – пастырь-
Чтобы сильный не притеснял
слабого, чтобы оказать справедливость
сироте и вдове, чтобы в Вавилоне
– городе, главу которого вознесли
Анум и Эллиль, и в Эсагиле –
храме, фундамент которого прочно установлен,
точно небеса и земля, – судить
суд страны, выносить решения страны
и притесненному оказать
Я – царь, превосходящий прочих царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных. По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость; по слову Мардука, моего владыки, пусть мои указы не имеют нарушителя. В Эсагиле, храме, который я люблю, пусть мое имя вечно поминается во благо!
Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть с силой скажет: «Хаммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом, он склонился перед велением Мардука, его владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, сердце Мардука, его владыки, он удовлетворил и устроил людям благоденствие168 навеки, а страну управил по справедливости!», и пусть он от полного сердца благословит меня перед Мардуком, моим владыкой, и Царпанит169, моей владычицей. Бог-хранитель, богиня-хранительница, боги, вступающие в Эсагилу, и кирпич Эсагилы пусть ежедневно одобряют мои помыслы перед Мардуком, моим владыкой, и Царпанит, моей владычицей.
На будущие времена, навсегда:
царь, который будет в стране,
пусть хранит справедливые слова, которые
я начертал на своей стеле; пусть
не изменит законы страны, которые
я установил, решения страны, которые
я решил; пусть не отвергнет моих
указов. Если этот человек будет
иметь разум и сможет справедливо
управлять своей страной, то пусть
относится с почтением к
Я – Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они – пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.
Если этот человек будет относиться с почтением к моим постановлениям, которые я начертал на своей стеле, не отвергнет моих законов, не исказит моих слов, не изменит моих указов, этот человек, – пусть Шамаш сделает долгим его скипетр, как мне, пусть он руководит своими людьми в справедливости.
Если же этот человек не будет чтить мои постановления, которые я начертал на своей стеле, будет презирать мои проклятия, не побоится проклятий богов и отменит законы, которые я установил, исказит мои слова, изменит мои указы, сотрет мое начертанное имя и напишет свое имя или же из-за этих проклятий подучит другого сделать это, то – будь то царь, будь то властитель и будь то кто-либо из людей, названных именем, – пусть великий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть он проклянет его судьбу.
Пусть Эллиль – владыка, определяющий судьбы, веления которого неотменяемы, возвеличивший мое царство, раздует в его жилище неподавляемое восстание, губительную для него смуту; пусть определит ему в качестве судьбы тяжкое правление, краткие дни, голодные годы, беспросветную тьму, внезапную смерть, пусть он повелит своими почтенными устами погибель его города, рассеяние его людей, порабощение его царства, уничтожение в стране его имени и его названия.
Пусть Нинлиль170, великая матерь, повеления которой имеют вес в Экуре, владычица, одобряющая мои помыслы, – сделает его дело скверным перед Эллилем в месте суда и решений; пусть она вложит в уста Эллиля-царя опустошение его страны, уничтожение его народа, излияние его души подобно воде.
Пусть Эа – великий государь, чьи определения первенствуют, мудрейший среди богов, всеведущий, продлевающий дни моей жизни, – отнимет у него ум и разум и введет его в безумие, пусть он заткнет его реки у их истоков, пусть он не даст вырасти на его земле хлебу – жизни людей.
Пусть Шамаш – великий судья небес и земли, направляющий на верный путь всех живых существ, моя опора – сокрушит его царство, не разберет его тяжбы, запутает его дорогу, сотрясет до основания его войско; пусть определит ему при гаданиях плохое предзнаменование об уничтожении его страны; пусть его быстро настигнет злое слово Шамаша, пусть он исключит его из живых наверху и заставит его дух жаждать воды внизу, в преисподней.
Пусть Син – владыка небес, бог, создавший меня, блеск которого сияет среди богов,– отнимет у него венец и царский престол; пусть наложит на него тяжкое наказание за его великий грех, который неистребим на его теле, и пусть он заставит его кончить дни, месяцы и годы своего правления во вздохах и стенаниях, пусть даст ему увидеть супостата его царства, пусть определит ему в качестве судьбы жизнь, которая подобна смерти.
Пусть Адад – владыка изобилия, ороситель небес и земли, мой помощник – лишит его дождей из небес и половодья из источников; пусть погубит его страну голодом и нуждой; пусть он яростно гремит над его городом и превратит его страну в наносный холм потопа.
Пусть Забаба – великий витязь, первородный сын Экура, шествующий у меня справа, – разобьет его оружие на месте битвы, пусть он ему обратит день в ночь и пусть над ним поставит его врага.
Пусть Иштар – владычица войны и сражения, обнажающая мое оружие, моя благая богиня-хранительница, любящая мое правление, – проклянет его царство в своем гневном сердце, в своей великой ярости; пусть превратит его благо во зло, пусть разобьет его оружие на месте боя и сражения, пусть определит ему восстание и мятеж; пусть она поразит его воинов и напоит землю их кровью; пусть она набросает в степи груды трупов его бойцов и пусть не проявит жалость к его людям; его самого пусть предаст в руки его врага и приведет его связанным в страну его супостата.
Пусть Нергал – могучий среди богов, несравненный боец, давший мне добиться триумфа, – своей великой силой сожжет его людей, точно страшный огонь – тростники, пусть он рассечет его своим могучим оружием, пусть раздробит его тело, точно глиняную статую.
Пусть Нинту – высокая княгиня стран, матерь, создавшая меня, – лишит его наследника, не даст ему иметь имени в потомстве, не создаст человеческого семени среди его людей.
Пусть Нинкаррак – дочь Анума, благословляющая меня в Экуре, – даст выступить из его членов тяжкой болезни, злой хвори, болезненной ране, которую не исцелить, в которой лекарь несведущ, которую даже перевязкой нельзя успокоить, которую, подобно смертельному укусу, не искоренить, и пусть он оплакивает свою прежнюю мужскую силу, пока его жизнь не угаснет.