Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат
Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.
Пусть великие боги земли и небес, ануннаки в их совокупности, богохранитель храма и кирпич Эбарры проклянут злым проклятием его самого, его семя, его страну, его бойцов, его людей и его войско.
Пусть Эллиль непреложным речением своих уст проклянет его громкими проклятиями, и пусть они настигнут его тотчас171.
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии - Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".
Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.
Законник Хаммурапи был
составлен в казуистической форме,
то есть в виде статей, излагающих норму
не в общей, абстрактной форме, а
в форме частного случая (казуса).
Пример: "Ст.200. Если человек выбьет
зуб равного себе, то должно выбить
его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь
строгой системы изложения
Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.
Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.
Верховным собственником
земли являлся царь, который на
правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам
и воинам. За пользование землей
община платила царю налог - ренту. За
несение службы воин получал от царя
"имущество илку", в состав которого
входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со
временем данное имущество переходило
от отца к старшему из сыновей, который
продолжал нести военную
Значительное развитие в
Вавилоне получило обязательственное
право. Обязательства возникали: 1) из
договора; 2) из причинения вреда. Договор
мог быть заключен при наличии
сторон, объекта сделки, свидетелей.
При этом хозяин вещи должен был
быть действительным ее собственником
и мог гарантировать
Изменить договор можно
было только по обоюдному согласию
контрагентов. Исключение из этого
правила допускалось в особых
случаях, когда исполнение обязательства
становилось невозможным по независящим
от той или другой стороны обстоятельствам
(например, из-за стихийных бедствий).
Наиболее распространенными видами
договорных отношений являлись купля-продажа,
займ, личный и имущественный найм.
Каждая сделка имела свои особенности.
Для договора купли-продажи существенным
является указание цены вещи. При этом
покупатель должен был уплатить продавцу
сверх номинальной цены в благодарность
за то, что именно он приобрел данную
вещь. Договор займа отличался
в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал
кредитору грабительский
Помимо того, древневавилонскому
праву были хорошо известны договоры
хранения (поклажи), товарищества и
др. При регулировании
Законы содержали указания
о регулировании брачно-
Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.
В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.
В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:
1. Дети, независимо от
пола, получают равную долю
2. Долю умершего наследника получают его дети.
3. Усыновленные лица наследуют
на равных основаниях с
4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.
Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.
В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:
1) Наказание есть возмездие
за вину, поэтому оно должно
быть по возможности "равным"
преступлению: око за око, зуб
за зуб (принцип талиона). Однако
данный принцип осуществляется
только в отношении людей
2) Принцип "устрашения"
проявлялся в упоминании
3) Преступление могло
быть искуплено штрафом, если
закон предусматривал эту
4) Сохранение в уголовном
законодательстве пережитков
Суд в Вавилоне не был
отделен от администрации. Различия
между процессом гражданским
и уголовным не существовало. Дело
возбуждалось по инициативе истца или
потерпевшего. Обвинение и защиту
поддерживали стороны. Судебный процесс
носил публичный и
Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.
1 Бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса и власть над ним Эллилю.
2 Ануннаки - слово, обозначающее либо всех богов (как, очевидно, в данном случае), либо только земных и подземных богов в противопоставление космическим (небесным) богам-игигам.
3 Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов», реально управляющий космосом и являющийся главным божеством шумеро-аккадского пантеона.
4 Бог - покровитель города Вавилона и вавилонской государственности. Хаммурапи, по понятным причинам, выдвигает его на первый план.
5 Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем мудрости. Анум, Эллиль и Эа составляли триаду высших божеств шумеро-аккадской Месопотамии. Первоначально Мардук, по своей незначительности, едва ли мог считаться сыном Эа; таковым его объявила, очевидно, I Вавилонская династия.
6 Дословно: «эллильство», от имени Эллиля, считавшегося повелителем мира.
7Игиги - небесные, наиболее могущественные божества шумеро-аккадского пантеона, противопоставленные ануннакам как богам земли и подземного мира (но при применении термина «ануннаки» в значении «боги вообще» игиги оказываются своего рода верхушкой ануннаков). Иногда выделяется семь игигов: Анум, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар.
8 Дословно: Баб-или, «ворота богов». Вавилон, контролировавший один из рукавов Евфрата, Арахту, был основан около середины - третьей четверти III тыс. до н.э. (первое упоминание - в начале XXII в. до н.э.).
9 Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель мирового правосудия. Носит титул «судьи богов».
10 Самоназвание уникального в истории Востока двуединого шумеро-аккадского этноса (акк. «цалмат каккади», шум. «санг-нгига»).
11 Дословно «для плоти людей», с отражением месопотамского представления о «благоденствии» как именно о физическом (исключительно или в первую очередь) благоденствии.
12 Ниппур IV тыс. до н.э. - культовая и политическая столица шумерского союза племен, где почитался главный бог-покровитель этого союза - Эллиль, являвшийся одновременно городским богом-покровителем самого Ниппура. С тех пор Ниппур, как средоточие культа Эллиля, неизменно сохранял престиж священного религиозного центра