Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 107.18 Кб (Скачать файл)

Пусть великие боги земли  и небес, ануннаки в их совокупности, богохранитель храма и кирпич Эбарры проклянут злым проклятием его  самого, его семя, его страну, его  бойцов, его людей и его войско.

Пусть Эллиль непреложным  речением своих уст проклянет  его громкими проклятиями, и пусть  они настигнут его тотчас171.

 

§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты

В 1902 году французская археологическая  экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии - Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с  текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая  стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой  стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных  знаков...".

Но ценность находки еще  более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей  Франции, ученые узнали, что перед  ними предмет редкостного сочетания  искусства мастера-художника с  изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Свода законов состоял  из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и  царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.

Законник Хаммурапи был  составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму  не в общей, абстрактной форме, а  в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового  материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены  воедино.

Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота  у авилум в три раза больше, чем  за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще  не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь  свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а  другая половина оставалась у детей  умершего.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником  земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который  продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в  Вавилоне получило обязательственное  право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор  мог быть заключен при наличии  сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был  быть действительным ее собственником  и мог гарантировать приобретателя  от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был  предупреждать приобретателя о  всех скрытых недостатках объекта  сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным  чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал  своей личностью или личностью  членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и  даже шестикратном размере.

Изменить договор можно  было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого  правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства  становилось невозможным по независящим  от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность  за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался  в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал  кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для  займа зерна. Он предоставлял кредитору  право принимать в залог землю  и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к  семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника  на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и  др. При регулировании имущественных  отношений закон во всех случаях  защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки  и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть  мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи  не по вине жены ей разрешалось взять  свое приданое обратно. Если муж изменял  жене или без основания обвинял  ее в неверности, жена могла взять  приданое и вернуться к своим  родителям. В отдельных случаях  жена имела право заключать имущественные  сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность  усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами  семьи, мог заставить их трудиться  как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать  развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении  мужем верности или оставлении им дома и местности.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные  богатства оставались в руках  одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать  следующие правила:

1. Дети, независимо от  пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника  получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют  на равных основаниях с другими  наследниками.

4. Преступники-рецедивисты  лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением  наследователю широкой или в  той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием  товарно-денежных отношений.

В Законнике Хаммурапи  была сформулирована основная цель уголовной  политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и  злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность  и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие  за вину, поэтому оно должно  быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб  за зуб (принцип талиона). Однако  данный принцип осуществляется  только в отношении людей одинакового  общественного положения. Применение  талиона исключало установление  субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение  талиона иногда сопровождалось  объективным вменением, т.е. ответственностью  без вины. Пример: "Если строитель  построит человеку дом и сделает  свою работу непрочно и дом  обвалится и причинит смерть  домохозяину - должно этого строителя  убить. Если же он причинит  смерть сыну хозяина дома - должно  убить сына строителя". В данном  случае была применена смертная  казнь к лицу, которое никакого  отношения к строительству дома  не имело.

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной  казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях. 

3) Преступление могло  быть искуплено штрафом, если  закон предусматривал эту возможность  для тех или иных определенных  случаев. Это было выгодно для  состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном  законодательстве пережитков родо-племенного  строя (доклассовый обычай; коллективная  ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности,  санкционированный самосуд и  др.). Институт соучастия, умышленные  и неумышленные преступления  не были известны в то время.  Однако уголовный закон Вавилона  знает понятие смягчающих вину  обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был  отделен от администрации. Различия между процессом гражданским  и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или  потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс  носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств  не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалия заключалась в испытании  соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или  неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую  воду или захватить рукой раскаленное  железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения  не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной  инстанцией был царь.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное  время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

1 Бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса и власть над ним Эллилю.

2 Ануннаки - слово, обозначающее либо всех богов (как, очевидно, в данном случае), либо только земных и подземных богов в противопоставление космическим (небесным) богам-игигам.

3 Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов», реально управляющий космосом и являющийся главным божеством шумеро-аккадского пантеона.

4 Бог - покровитель города Вавилона и вавилонской государственности. Хаммурапи, по понятным причинам, выдвигает его на первый план.

5 Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем мудрости. Анум, Эллиль и Эа составляли триаду высших божеств шумеро-аккадской Месопотамии. Первоначально Мардук, по своей незначительности, едва ли мог считаться сыном Эа; таковым его объявила, очевидно, I Вавилонская династия.

6 Дословно: «эллильство», от имени Эллиля, считавшегося повелителем мира.

7Игиги - небесные, наиболее могущественные божества шумеро-аккадского пантеона, противопоставленные ануннакам как богам земли и подземного мира (но при применении термина «ануннаки» в значении «боги вообще» игиги оказываются своего рода верхушкой ануннаков). Иногда выделяется семь игигов: Анум, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар.

8 Дословно: Баб-или, «ворота богов». Вавилон, контролировавший один из рукавов Евфрата, Арахту, был основан около середины - третьей четверти III тыс. до н.э. (первое упоминание - в начале XXII в. до н.э.).

9 Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель мирового правосудия. Носит титул «судьи богов».

10 Самоназвание уникального в истории Востока двуединого шумеро-аккадского этноса (акк. «цалмат каккади», шум. «санг-нгига»).

11 Дословно «для плоти людей», с отражением месопотамского представления о «благоденствии» как именно о физическом (исключительно или в первую очередь) благоденствии.

12 Ниппур IV тыс. до н.э. - культовая и политическая столица шумерского союза племен, где почитался главный бог-покровитель этого союза - Эллиль, являвшийся одновременно городским богом-покровителем самого Ниппура. С тех пор Ниппур, как средоточие культа Эллиля, неизменно сохранял престиж священного религиозного центра

Информация о работе Законы Хаммурапи