Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат
Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.
(§ 41) Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать и дал приплату, то редум, баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет себе92.
(§ 42)93 Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе
не обработал поле, а забросил
его, то он должен отдать
владельцу поля зерно в
(§ 44) Если человек арендовал
на три года залежную землю
для распашки, но он был нерадив
и не распахал поле, то на
четвертом году он должен
(§ 45) Если человек отдал
свое поле пахарю за арендную
плату и получил арендную
(§ 46) Если он не получил арендную плату за свое поле, то отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии (?) с условиями договора.
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет
на себе процентный долг, а
Адад побил поле, или половодье
унесло урожай, или же из-за
безводья зерно не появилось
на поле, то в этом году он
не обязан вернуть зерно
(§ 49) Если человек взял у тамкара95 серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец96 вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.
(§ 50) Если он отдал
обработанное зерновое поле
(§ 51) Если он не имеет серебра для возврата, то он может отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому уставу97.
(§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама, то его обязательства не должны быть изменены.
(§ 53) Если человек был
нерадив в отношении
(§ 54) Если он не в
состоянии возместить зерно,
(§ 55) Если человек открыл
свой арык для орошения, но
был нерадив, и вода затопила
поле соседей его, то он
(§ 56) Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 57) Если пастух не
испросил согласия у хозяина
поля для скармливания травы
овцам, а скормил поле овцам
без разрешения хозяина поля,
то хозяин поля может сжать
свое поле, а пастух, который без
разрешения хозяина поля
(§ 58) Если пастух после
того, как овцы поднялись с
луга и знак окончания пастьбы
был вывешен на городских
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 60) Если человек отдал
поле садовнику для насаждения
сада и садовник насадил сад,
то четыре года он должен
сад растить. а на пятом году
хозяин сада и садовник
(§ 61) Если садовник
не закончил насаждения сада
на поле и оставил пустошь,
то пустошь должны ему
(§ 62) Если на поле, которое
ему было дано, он не насадил
сада, то, если это возделываемая
земля, садовник должен
(§ 63) Если это залежная
земля, то он должен
(§ 64) Если человек отдал
садовнику свой сад для
(§ 65) Если садовник
сад не возделывал и сократил
доход, то садовник должен
(§ 66) Если человек взял
деньги у тамкара и тамкар
этот прижимает его, а ему
нечем заплатить долг, и он
отдал тамкару свой сад после
опыления и сказал ему: «
(§ 71) Если он человек
отдает зерно, серебро или
(§ 73) Если... жилец полностью
заплатил хозяину дома
(§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты100.
(§ 89) Если человек, взявший
в долг под проценты, не имеет
серебра для возвращения долга,
(§ 90) Если тамкар откажется
и превысит процент в 100 ка
зерна на 1 гур или серебром 1/6
сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет
повышенный процент, то он
(§ 93) (Если тамкар, давший
в долг под проценты и
(§ 94) Если тамкар дал в долг под проценты зерно или серебро, и, когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей и зерно малой мерой, а когда получил назад долг, он принял серебро большой гирей и зерно большой мерой, то этот тамкар теряет все, что он дал в долг.
(§ 95) Если тамкар дал
хлеб или серебро в долг
под проценты без
(§ 96) Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях; тамкар не может отказываться, он должен принять.
(§ 99)103 Если человек дал человеку серебро в порядке «товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны поровну поделить перед богом.
(§ 100) Если тамкар дал шамаллуму104 серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути серебро тратил105, то если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару106.
(§ 101) Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то серебро, которое он взял, шамаллум должен удвоить и отдать тамкару107.
(§ 102) Если тамкар дал
серебро шамаллуму без
(§ 103) Если при его
продвижении в пути враг
(§ 104)109 Если тамкар дал шамаллуму для продажи зерно, шерсть, масло или всякое другое добро, то шамаллум должен сосчитать серебро и вернуть тамкару; шамаллум должен получить документ с печатью на серебро, которон он дал тамкару.
(§ 105) Ecли шамаллум был
небрежен и не получил
(§ 106) Если шамаллум
взял у тамкара серебро, а
затем спорит со своим
(§ 107) Если тамкар доверил
шамаллуму, а шамаллум вернул
своему тамкару все, что
(§ 108) Если шинкарка не принимала зерно в качестве платы за сикеру или принимала серебро большой гирей, или уменьшала отношение стоимости сикеры к зерну111, то эту шинкарку должно изобличить и бросить ее в воду.
(§ 109) Если шинкарка, в
доме которой собирались
(§ 110) Если надитум или энтум113, которая не живет в обители, откроет шинок114 или ради сикеры вошла в шинок, то эту полноправную женщину115 должны сжечь.
(§ 111) Если шинкарка дала в долг 60 ка пива, то во время сбора урожая она может получить 50 ка зерна.
(§ 112) Если человек, находясь в пути, дал человеку cеребро, золото, драгоценные камни или другое имущество, что у него на руках, и послал его для доставки на место, а этот человек все, что было послано с ним, там, куда было послано, не отдал, а забрал себе, то хозяин посылки может уличить этого человека в том, что тот не отдал всего, что было послано с ним, и этот человек должен будет отдать хозяину посылки все, что ему было дано, в пятикратном размере.
(§ 113) Если человек имел
за другим человеком зерно
или серебро и он взял зерно
из амбара или с гумна без
согласия хозяина зерна, то
этого человека должно уличить
во взятии зерна из амбара
или с гумна без согласия
хозяина зерна, и сколько он
взял зерна, он обязан вернуть,
(§ 114)117 Если человек не имел за другим человеком зерна или серебра, а его заложника взял в залог, то за одного заложника он должен отвесить 1/3 мины серебра118.
(§ 115) Если человек имел
за другим человеком зерно
или серебро и его заложника
взял в залог, а заложник
умер в доме своего
(§ 116) Если заложник
умер в доме залогодержателя-
(§ 117)120 Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу121, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
(§ 118) Если раба или же рабыню он отдал в кабалу, то тамкар может передать их дальше, продать их за серебро и не должен быть оспариваем по иску122.