Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:00, курсовая работа
Однако далеко не все согласны с возрождением суда присяжных. Возражения мотивируются тем, что присяжные не вправе задавать вопросы и определять меру наказания, что их вердикт нельзя пересматривать, что придется отвлекать от работы большое количество людей. Суд присяжных действует в Англии и США на протяжении веков не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве. На родине суда присяжных, в Англии, этот суд – часть жизни народа, одна из основ судебной системы. По мнению британских юристов, «на протяжении слишком долгого времени присяжные были оплотом наших свобод, чтобы кто-нибудь из нас пытался это изменить. Когда человека обвиняют в серьезном преступлении или когда в гражданском деле решается вопрос о его чести и неприкосновенности либо о преднамеренной лжи одной из сторон, тогда суд присяжных не знает себе равных».1 За рубежом немного дел проходит через суды присяжных, но они существуют как гарантированная для всех возможность правосудия. И в этом есть глубокий смысл. Ссылаясь на Запад, мы не создали западных условий существования правосудия.
Обязанность по подготовке списков
кандидатов в присяжные заседатели
возложена на высший исполнительный
орган
государственной власти субъекта федерации,
который ежегодно составляет общий и запасной
списки присяжных заседателей, включая
в них граждан, постоянно проживающих
в регионе. Предполагаемое количество
присяжных определяется, исходя из количества
уголовных дел, рассматриваемых судом.
Администрация составляет централизованные
списки присяжных, в которых пропорционально
представлено население каждой административно-
В литературе встречается мнение о том, что по смыслу закона, указанные лица должны исключаться из списков и при отсутствии их заявления15. Однако представляется, что здесь имеет место расширительное толкование закона, при котором сам смысл существования этой нормы утрачивается (непонятно, зачем вести речь о необходимости заявлении гражданина, если можно исключить его из списков и так, без его согласия). О несостоятельности рассматриваемой точки зрения свидетельствует и п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных»16, в котором указывается, что при отсутствии соответствующей просьбы указанные лица освобождаются от участия в рассмотрении дела лишь при наличии у председательствующего обоснованных сомнений в их объективности.
Причем делаться это должно по их просьбе. Если такой просьбы не последовало, эти лица наряду с другими присяжными заседателями освобождаются от участия в рассмотрении дела лишь при наличии у председательствующего судьи обоснованных сомнений в их объективности вследствие оказанного на них незаконного воздействия, наличия у них предвзятого мнения, их осведомленности о деле, подлежащем рассмотрению. Например, согласно части 3 статьи 328 УПК РФ кандидаты в присяжные заседатели обязаны правдиво отвечать на задаваемые им вопросы при формировании коллегии присяжных заседателей, а также представлять необходимую информацию о себе. Данное положение закона председательствующим по уголовному делу в отношении С. кандидатам в присяжные заседатели было разъяснено. Кандидаты в присяжные заседатели Т. и И. не выполнили указанной обязанности сообщить об обстоятельствах, в силу которых у участников процесса, в частности, у государственного обвинителя, могли возникнуть сомнения в объективности названных лиц в ходе рассмотрения уголовного дела и принятия вердикта.
Между тем из приобщенных к делу материалов усматривается, что в отношении мужа Т. в производстве одного из судов находилось уголовное дело по обвинению в совершении нескольких преступлений, в том числе и являющихся тяжкими; брат ее мужа приговором краевого суда от 3 ноября 1997 года осужден к смертной казни, замененной Указом Президента Российской Федерации №696 от 3 июня 1999 года пожизненным лишением свободы, за совершение особо тяжких преступлений, в частности, за умышленное убийство при разбое, за покушение на прокурора.
Кроме того, Т. и И. не представили также суду информацию о том, что они не только знакомы между собой, но и обе работают в одном музыкальном училище.
Кандидат в присяжные заседатели И. была включена в состав коллегии присяжных заседателей, а Т. – в состав запасных присяжных заседателей. В соответствии со статьей 80 Закона «О судоустройстве РСФСР» от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному уголовному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие наличия у него предвзятого мнения, а также по другим причинам. Кроме того, согласно частям 13 и 14 статьи 328 УПК РФ сторонами, в том числе и государственным обвинителем, может быть заявлен немотивированный отвод присяжному заседателю.
Из протокола судебного заседания по данному делу следует, что запасной присяжный заседатель Т. в нарушение статьи 331 УПК РФ принимала участие в работе коллегии присяжных заседателей: она вместе с избранной коллегией присяжных заседателей находилась в совещательной комнате при избрании старшины коллегии присяжных заседателей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации была лишена возможности отвергнуть доводы государственного обвинителя о возникновении у него сомнений в объективности и беспристрастности названных присяжных заседателей, у которых, к тому же, имелась реальная возможность повлиять на принятие коллегией присяжных заседателей вердикта. С учетом изложенного государственный обвинитель обоснованно утверждал, что был лишен возможности реализовать свое право на немотивированный отвод.17
Применяемые при этом оценочные критерии неизбежно сложны и субъективны. Поэтому для того, чтобы исключить саму возможность проявления обвинительного уклона, а также профессиональных стереотипов в принятии решений, коллегию присяжных необходимо формировать из лиц, не являющихся юристами не принадлежащих ни к одной из других указанных категорий. Этот важный принцип должен быть закреплен законодателем в качестве императива. Кроме того, по письменному заявлению лица могут быть также освобождены лица старше 65 лет и священнослужители.
Коллегия присяжных заседателей по ныне действующему законодательству формируется заново для рассмотрения каждого дела. В дореволюционной же России существовал сессионный порядок рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Все дела, подсудные присяжным заседателям, выносились на сессию и рассматривались одно за другим. Сессионному порядку рассмотрения дел мешает отсутствие достаточного количества помещений, трудно заранее рассчитать, сколько дней продлиться судебное разбирательство по делу и т.д. Однако суды могут совместить слушания хотя бы двух-трех дел. Это дало бы определенную экономию денежных и людских ресурсов, поскольку общее число присяжных, приглашаемых к началу судебного разбирательства, сократиться. Отбор присяжных в процессах целесообразнее начинать с интервалом во времени. Присяжный заседатель, отведенный по одному делу, мог бы участвовать в процедуре отбора по другому.
В соответствии с частью 3 статьи 327 УПК РФ к началу слушания по делу вызываются не менее двадцати присяжных заседателей. Наблюдения за ходом процессов в России показали, что в среднем судьи распоряжаются о вызове к началу судебного заседания от 25 до 32 человек. Чаще всего аппарат суда вызывал от 30 до 40 присяжных заседателей.18 Устанавливая минимальное количество присяжных заседателей, вызываемых к началу судебного заседания, закон вместе с тем не устанавливает их предельного числа.
Далее начинается процедура отбора коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ). Прежде всего, судье и сторонам необходимо собрать сведения о наличии или отсутствии оснований для отвода кандидатов в присяжные. Поэтому председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво ответить на задаваемые им вопросы, а также представить иную необходимую информацию о себе и об отношениях с лицами, участвующими в уголовном деле.19 После этого начинается опрос кандидатов в присяжные о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении уголовного дела. Они вправе указать причины, препятствующие им исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод (например, невозможность участвовать в судебном заседании по болезни, ввиду предвзятого отношения к подсудимому). В случае заявления о наличии таких причин (либо самоотвода) председательствующий выслушивает мнения сторон и принимает решение об освобождении лица от участия в уголовном деле либо об отклонении его заявления. Так, отменяя приговор, постановленный на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что в процессе отбора присяжный заседатель Г. не дал правдивого ответа на вопрос №15, в котором председательствующий судья просил ответить тех кандидатов в присяжные заседатели, кто имеет какое-либо отношение к оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности.
Присяжный заседатель Г. ответа на этот вопрос не дал. Между тем из дела следует, что Г. работает в южном региональном управлении по борьбе с организованной преступностью водителем. Получив такую информацию, председательствующий судья не обязан был освобождать названного присяжного заседателя от участия в деле. Но полная и правдивая информация на этот счет была необходима сторонам для реализации ими права на мотивированный либо немотивированный отвод названному лицу.
Таким образом, отсутствие данной информации лишило стороны, в частности, защиту, права заявить мотивированный либо немотивированный отвод этому присяжному заседателю.
По результатам проведенного отбора Г. не только не вошел в состав коллегии присяжных заседателей, но и был избран старшиной коллегии и руководил работой этой коллегии присяжных заседателей.
С учетом изложенного нарушения судебная коллегия признала приговор незаконным и подлежащим отмене.20
Стороны, получив информацию о кандидатах в присяжные из их ответов, вправе заявить им мотивированные отводы. При этом сторонам предоставляется право непосредственно, а не через председательствующего задать вопросы кандидатам в присяжные по поводу обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении уголовного дела. За этим следует процедура отбора присяжных - обсуждение каждого кандидата в присяжные заседатели: председательствующий опрашивает стороны по поводу возможности участия каждого из кандидатов в присяжные в рассмотрении уголовного дела и наличия оснований для его отвода (ч.2 ст. 328 УПК РФ). Особенностью этого обсуждения является то, что стороны свои ходатайства об отводе кандидатов в присяжные подают судье в письменной форме, не оглашая их. Судья разрешает такие ходатайства без удаления в совещательную комнату и доводит свое решение только до сведения сторон (он может довести свое решение и до кандидатов в присяжные заседатели). Эти отступления от устного судебного разбирательства обусловлены необходимостью обеспечения объективности и беспристрастности коллегии присяжных, которые могут быть нарушены при публичном исследовании оснований для отвода кандидатов в присяжные.
По завершении этой процедуры председательствующий производит подсчет оставшихся кандидатов в присяжные заседатели. Если их число менее 18, то процедура отбора прерывается для вызова дополнительных кандидатов в присяжные заседатели. Если же их число составляет 18 и более человек, стороны могут заявить немотивированные отводы кандидатов в присяжные (ч.2 ст. 328 УПК РФ). Правом на немотивированный (т.е. без указаний оснований, мотивов) отвод кандидатов в присяжные обладают только подсудимый или его защитник и государственный обвинитель. При этом каждая из сторон вправе безмотивно отвести не более двух кандидатов в присяжные заседатели (если позволяет число кандидатов в присяжные, председательствующий вправе предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов). Немотивированный отвод подсудимыми, если их несколько, осуществляется по взаимному согласию - путем разделения поровну между собой отводимых кандидатов в присяжные. Немотивированный отвод может быть продиктован различными соображениями. Например, подсудимый считает, что для него предпочтительнее, чтобы в составе присяжных было больше мужчин, чем женщин, или людей среднего возраста и т.п., мотивы отвода не сообщаются.
Безмотивный отвод осуществляется путем вычеркивания сторонами из списка присяжных заседателей фамилий отводимых, после чего эти списки передаются председательствующему без их оглашения. По завершении процедуры немотивированных отводов секретарь судебного заседания или помощник судьи составляют список оставшихся кандидатов в присяжные, причем фамилии в этом списке располагают в той же последовательности, что и в первоначальном списке (ч.2 ст. 328 УПК РФ). Первые 14 кандидатов в присяжные заседатели по данному делу в этом списке считаются отобранными. При этом первые 12 образуют коллегию присяжных (основной состав), а два последних – являются запасными присяжными заседателями. Если число кандидатов в указанном списке оказывается менее 14 человек, то председательствующий вызывает необходимое число кандидатов по запасному списку, которые отбираются по указанным выше правилам.
Завершает формирование
коллегии присяжных объявление результатов
отбора и оглашение
Во-вторых, именно в этот
момент подготовительной части
судебного заседания стороны
вправе сделать заявление о
До приведения коллегии
к присяге присяжные