Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:00, курсовая работа
Однако далеко не все согласны с возрождением суда присяжных. Возражения мотивируются тем, что присяжные не вправе задавать вопросы и определять меру наказания, что их вердикт нельзя пересматривать, что придется отвлекать от работы большое количество людей. Суд присяжных действует в Англии и США на протяжении веков не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве. На родине суда присяжных, в Англии, этот суд – часть жизни народа, одна из основ судебной системы. По мнению британских юристов, «на протяжении слишком долгого времени присяжные были оплотом наших свобод, чтобы кто-нибудь из нас пытался это изменить. Когда человека обвиняют в серьезном преступлении или когда в гражданском деле решается вопрос о его чести и неприкосновенности либо о преднамеренной лжи одной из сторон, тогда суд присяжных не знает себе равных».1 За рубежом немного дел проходит через суды присяжных, но они существуют как гарантированная для всех возможность правосудия. И в этом есть глубокий смысл. Ссылаясь на Запад, мы не создали западных условий существования правосудия.
По предложению
Огласив текст присяги, председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: «Я клянусь». Присягу принимают также и запасные присяжные заседатели. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя. Принявшим присягу присяжным заседателям председательствующий разъясняет их права и обязанности, предусмотренные ст.333 УПК РФ, и объявляет о переходе к судебному следствию.
Присяжным заседателям выплачивается зарплата, обычно положенная судьям, оплачивается проезд до здания суда. Должны быть обеспечены не только их безопасность, но – самое, наверное, главное – их изолированность на время суда. Это пока, правда, в наших условиях не всегда удается: проезд на общественном транспорте, общий с адвокатами буфет в здании суда дают возможность нежелательных контактов. А значит – попыток влияния на их мнение адвокатами и родственниками подсудимых. Во всем же остальном соблюдаются необходимые условия: в совещательную комнату, где присяжные письменно отвечают на вопросы председательствующего, готовя вердикт, никто не имеет право войти, в том числе и судья.
Итак, выше был рассмотрен общий порядок, регулирующие формирование списков кандидатов в присяжные заседатели, закрепленный в Законе о присяжных заседателях. Что же касается реализации этого порядка на местах, то здесь необходимо обратится к местному законодательству, например, законодательству Тюменской области. Заметим, что формирование списков в Тюменской области происходило еще по Закону РСФСР «О судоустройстве РСФСР», так как Федеральный закон принят недавно (в августе 2004 года) и быстро провести процедуру формирование списков по новому закону в столь короткий срок довольно затруднительно.
На основании представления председателя Тюменского областного суда Н.В. Беляева Губернатором Тюменской области С.С. Собяниным было издано постановление от 31 июля 2002 года № 290 «О подготовке и представлении общего и запасного списков присяжных заседателей»21, в котором главам городских и районных администраций, действующим на территории Тюменской области (исключая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) предлагалось представить в аппарат Губернатора области списки кандидатов в присяжные заседатели, определялся срок, до которого списки должны были быть составлены (15 октября 2002 года) и давался расчет числа граждан, включаемых в данные списки (например, город Тюмень – общий список 35 тысяч человек, запасной список 15270 человек).
Одновременно были разработаны и этим же постановлением утверждены методические рекомендации «О порядке составления списков присяжных заседателей», в которых не только дублировались положения Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», но и содержались качественно новые предложения. Так, в них указывалось на целесообразность создания рабочих групп по составлению списков кандидатов; отмечалось, что случайная выборка при формировании списков может производится путем отсчета (каждый 10-ый, 30-ый и т.д.), либо с применением компьютерной программы; предлагалось истребовать сведения о лицах, имеющих снятую или непогашенную судимость, из органов внутренних дел, о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченных в дееспособности – из районных, городских судов, а также из органов опеки и попечительства; давалась примерная таблица заполнения сведений на кандидата в присяжные заседатели (в ней предусматривались сведения о личности, дате рождения, месте жительства, месте работы). Учитывалась специфика региона – у Тюменского областного суда существует постоянная выездная сессия в г. Тобольске, поэтому судебное разбирательство с участием присяжных заседателей может проводиться не только в городе Тюмени, но и в городе Тобольске – соответственно, создание запасного списка предусматривалось не только для Тюмени, но и для Тобольска (3380 человек). Устранялись пробелы федерального законодательства – указывалось, что создание запасных списков кандидатов, в том числе и их уточнение, следует проводить по тем же правилам, что предусмотрены для основных списков. Но не обошлось и без «ляпов» – в рекомендациях был выпущен такой момент, как возможность освобождения от исполнения обязанностей присяжного заседателя на основании письменного заявления со стороны сотрудников Государственной противопожарной службы (п.7 ч.4 ст.80 Закона «О судоустройстве РСФСР»).
Во исполнение постановления Губернатора области в городах и районах области также были изданы соответствующие распоряжения, направленные на создание списков кандидатов в присяжные заседатели в установленные сроки. Так, в городе Тюмени появилось распоряжение Администрации города Тюмени от 11 сентября 2002 года № 3129 «О создании рабочей группы по составлению списков присяжных заседателей по городу Тюмени»22, в котором утверждался состав рабочей группы и ставился срок, до которого рабочая группа должна была подготовить общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели по городу Тюмени (24 сентября 2002 года).
Однако, несмотря на своевременное создание нормативных документов, работа по созданию списков кандидатов в присяжные заседатели в Тюменской области продвигалась очень медленно. Задержки в работе, особенно со стороны районных администраций, привели к тому, что списки кандидатов на 2003 год подготовлены не были. Между тем, создание суда присяжных при Тюменском областном суде было завершено в поставленные сроки, т.е. к началу 2003 года. Возникла серьезная проблема – обвиняемым объявлено о возможности рассмотрения их дел в судебном заседании с участием коллегии присяжных заседателей, а списки, из которых эта коллегия должна формироваться, отсутствуют23. Выход из этой ситуации был найден следующий – в Тюменский областной суд администрацией области были представлены просто списки избирателей, из которых аппарат суда самостоятельно осуществлял отбор кандидатов в присяжные, с учетом требований федерального законодательства. И хотя с точки зрения требований закона выход этот видится нам достаточно сомнительным (как уже говорилось выше, что для получения лицом статуса присяжного заседателя выдвигает в качестве обязательного требования его предварительное нахождение в списках кандидатов в присяжные заседатели), разбирательство первого в Тюменской области дела судом с участием присяжных заседателей было начато в июне 2003 года в городе Тобольске24 (постоянной выездной сессией Тюменского областного суда).
Недостатки в работе городских и районных администраций в 2003 году были устранены и списки кандидатов в присяжные заседатели на 2004 год были подготовлены и утверждены Администрацией Тюменской области своевременно (постановлением от 4 ноября 2003 г. № 365 «Об утверждении общего и запасного списков присяжных заседателей на 2004 год»”25).
В итоге можно говорить о том, что, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, работа российских чиновников осталась на прежнем уровне и бюрократические препоны вновь, как и в XIX веке, негативно повлияли на создание суда присяжных в ряде регионов26.
Следует отметить, что федеральное законодательство, регулирующее создание списков кандидатов в присяжные заседатели является основой нормальной деятельности суда присяжных и с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ оно приведено в соответствие с существующими реалиями. Что же касается местного законодательства то для его коррективов нужно какое-то время. Статья 13. Закона о присяжных заседателях указывает, что «списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что формирование скамьи присяжных заседателей - это сложная процедура, связанная с организационными, материальными затратами, отвлечением от обычных дел большого числа людей. Хотя с другой стороны, это неотъемлемая часть уголовного судопроизводства, призванная обеспечить беспристрастность и независимость при слушании дела.
Согласно ст. 324 УПК РФ производство в суде присяжных ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных главой 42 УПК. Все особенности производства в суде присяжных обусловлены рядом признаков этой формы судопроизводства, к числу которых можно отнести следующие:
Уголовно-процессуальный
закон устанавливает, что в ходе
судебного разбирательства
Все остальные вопросы
разрешаются
Процессуальная разделенность
проявляется и в раздельном вынесении
итоговых решений в судебном разбирательстве:
тайна совещания присяжных
Формирование жюри из лиц, не имевших до этого опыта профессиональной судейской деятельности, исключает саму возможность проявления обвинительного уклона, профессиональных стереотипов в принятии решений. На принятие профессиональным судьей решения оказывают влияние такие элементы его профессионального сознания, как профессиональные мифы, корпоративные стандарты и обыкновения. Именно «непрофессионализм» присяжных позволяет им исследовать доказательства как беспристрастным арбитрам, без какого бы то ни было обвинительного уклона. Однако объем компетенции присяжных и характер вопросов, предлагаемых им для разрешения, позволяют утверждать, что присяжные обладают здравым смыслом, позволяющим успешно разрешать самые сложные ситуации уголовных дел.
Здравый смысл присяжных – это и житейский опыт, который лежит в основе формирующейся у каждого человека непротиворечивой и связной картины мира, с помощью которой он может быстро ориентироваться в окружающей его реальности (психологический аспект), совокупность «знаний, взглядов об окружающей действительности, навыков, форм мышления обыкновенного нормального человека, используемых в повседневной практической деятельности» (гносеологический аспект).27
Его основу составляет именно совокупный потенциал здравого смысла «двенадцати человек, представляющих различные социальные слои общества, их культуру, знающих местные условия жизни, нравы и обычаи людей разных социально-психологических типов», что расширяет возможность постижения сущности исследуемого события, поскольку каждый из двенадцати присяжных рассматривает дело под своим определенным углом зрения, что обеспечивает «стереоскопичность», всесторонность, тщательность восприятия обстоятельств дела.
Присяжные заседатели не знакомятся с материалами дела до судебного разбирательства и выносят вердикт только на основании доказательств, исследованных в ходе судебного следствия. Согласно пункту 4 ч.2 ст. 333 УПК РФ присяжным заседателям запрещается собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания.
Для рассмотрения дела судом присяжных необходимо наличие ходатайства подсудимого о рассмотрении дела в таком порядке, если его дело подсудно тем судам, где действуют присяжные заседатели. Такое ходатайство, согласно части 2 ст. 325 УПК РФ, может быть заявлено обвиняемым по окончании предварительного следствия после ознакомления с материалами уголовного дела. При этом закон требует, чтобы следователь разъяснил обвиняемому особенности рассмотрения дела судом присяжных, права подсудимого в таком разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Указанное ходатайство обвиняемый должен поддержать на предварительном слушании, по завершении которого отказ от суда присяжных не принимается. В случае, если подсудимый не заявил такого ходатайства (либо не поддержал его), дело рассматривается обычным составом суда в общем порядке28.
В том случае, если обвиняемых
несколько и кто-либо из них отказывается
от суда присяжных, то следователь решает
вопрос о выделении дела этого
обвиняемого в отдельное