Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
2.Официальное предупреждение.
Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих ответственность, установленную законодательством, либо совершения готовящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений.
Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным предупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
3.Предъявление иска в суд.
Право прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц и граждан предусмотрено Законом о прокуратуре, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Так, в соответствии с п. 6 ч. 2 Закона о прокуратуре при установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций, субъектов хозяйствования и граждан.
Статья 81 ГПК предусматривает,
что прокурор имеет право обратиться в
суд с заявлением о возбуждении гражданского
дела, подведомственного суду, если это
необходимо для защиты прав и охраняемых
законом интересов Республики Беларусь,
ее административно-
Предъявлением иска прокурор преследует достижение ряда взаимосвязанных целей: восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства, устранение и предупреждение правонарушений, привлечение виновных лиц к гражданско-правовой ответственности, а также, в некоторой степени, оказание суду помощи в правильном рассмотрении и разрешении заявленных требований.
Возбуждение прокурором дела в порядке ст. 81 ГПК происходит по его инициативе, одним из оснований которой может быть просьба заинтересованных лиц, обратившихся в прокуратуру с заявлением о нарушении или оспаривании их законных прав и интересов. В то же время предъявление иска в защиту нарушенных прав и интересов является обязанностью прокурора, вытекающей из содержания ст. 22 Закона о прокуратуре. При установлении нарушений закона прокурор обязан использовать предоставленные ему законом полномочия: внести протест, представление в порядке общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или иное производство об ответственности, предъявить в суд иск или заявление.
Согласно ст. 47 ХПК прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
4.Организация работы
органов прокуратуры по
Организация работы по надзору за исполнением законов - составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и оценке, планированию paботы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления законности. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление заданным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку.
Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В прокуратурах городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора и реже за прокурором. В республиканской, областных и приравненных к ним прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляется конкретное направление прокурорского надзора. Для оказания помощи районным и городским прокурорам в осуществлении контроля за их работой за прокурорскими работниками этих отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны).
Непременным условием эффективного осуществления надзора за исполнением законов является квалифицированно поставленная аналитическая работа. Использование результатов аналитической работы важно для определения «болевых точек» надзорной деятельности, требующих первоочередного внимания, рационального распределения кадров общего надзора по конкретным участкам работы, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел в области законности, внесения в нее необходимых корректив и др.
Для успешного проведения проверок исполнения законов и законности правовых актов прокурорам необходимо иметь соответствующие методики (методические пособия, разработки). Разработка методик и обеспечение ими прокуроров - один из элементов организации работы. В разработке таких методик участвуют прокурорские работники республиканской прокуратуры, области и отчасти прокуратур городов и районов.
Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов является сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы.
В широком плане под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений(данных) в процессе его осуществления. Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о нарушении законов.
Прокурор обязан проявлять активность в получении таких сведений.
Важными источниками информации о нарушении законов являются: устные и письменные обращения граждан (заявления, жалобы), поступающие в прокуратуру, сообщения средств массовой информации, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, предпринимателей, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам. Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, центры санитарно-эпидемиологического надзора и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни.
Обширной и разносторонней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, органы Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного таможенного комитета.
Данные о нарушениях законодательства в различных сферах общественной жизни прокуроры могут получить в региональных органах Министерства статистики и анализа, о числе рассмотренных исков и суммах удовлетворенных требований – в общих и хозяйственных судах. Сведения о числе лиц, привлеченных к административной ответственности, можно получить в судах и административных комиссиях, обладающих правом применения административных санкций. Органы комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь имеют данные о несоблюдении требований государственных стандартов, банковские, финансовые и налоговые – о поступлении средств, взыскиваемых с виновных по решению судов и органов, обладающих правом применения административных санкций. Информацию о нарушении законов прокуроры могут получить в различных общественных организациях и движениях.
В ходе встреч с трудовыми и иными коллективами, гражданами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе представительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры зачастую получают информацию о нарушениях законов.
К числу ключевых элементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относится работа по организации производства конкретных прокурорских проверок. Работа по надзору за исполнением законов организуется на плановой основе. Планирование должно быть органической частью управления, стиля работы всех звеньев прокуратуры – от республиканской прокуратуры до районных (городских) прокуратур.
Отдельные планы работы по надзору за исполнением законов, как правило, не составляются. Соответствующие мероприятия, объединенные в самостоятельный раздел, включаются в перспективные и текущие планы работы прокуратуры. Это:
- проведение проверок исполнения законов в связи с сигналами об их нарушении;
- проверки законности издаваемых правовых актов;
- проведение совместных или одновременных с другими органами проверок исполнения законов;
- подготовка актов прокурорского надзора (реагирования), в том числе обобщенных представлений, а также информации но результатам изучения правоприменительной практики;
- подготовка и предъявление исков и заявлений в общие и хозяйственные суды;
- подготовка методических рекомендаций по проведению проверок исполнения законов;
- проведение разного
рода предупредительно-
Планами предусматривается также проведение различных аналитических мероприятий, в том числе по обобщению и изучению практики работы прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах – мероприятий по оказанию помощи районным и городским прокурорам в правильной организации надзора за исполнением законов.
В процессе исполнения планы работы могут корректироваться. Однако общий объем запланированных мероприятий должен быть выполнен. Этому способствует контроль со стороны руководителей прокуратур за выполнением планов работы, который должен быть постоянным. Вышестоящие прокуроры проводят проверки исполнения заданий, плановых мероприятий в нижестоящих прокуратурах. Такие проверки являются одним из методов управления органами прокуратуры.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзора, а также со следователями.
Взаимодействие общего надзора со следствием проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей дублирование, проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий. Прокуроры поддерживают также деловые контакты с руководителями, депутатами и другими сотрудниками органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных органов и органов контроля, с общественными организациями и объединениями.
Организация такого взаимодействия и поддержание контактов – составная часть организации работы. Все положительное, передовое, принимаемое при осуществлении надзора за исполнением законов, и рекомендации, разработанные учеными и практиками и направленные на совершенствование работы прокуратуры, подлежат распространению, внедрению в практику работы всех прокуратур.
Распространение передового опыта и внедрение научных рекомендаций в практику – один из элементов организации работы. Хорошо налаженный учет по надзору за исполнением законов помогает изучению (анализу) проделанной работы, позволяет видеть ее объем и качество, а также допущенные недостатки, помогает осуществлять оперативную и статистическую отчетность.
Тема: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие.
Лекция 11.
План
1.Сущность, понятие, предмет и задачи
надзора за исполнением
2.Полномочия прокурора по
3.Прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении.
4.Надзор прокурора за
1. Сущность, понятие, предмет
и задачи надзора за
Закон о прокуратуре, определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, что прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"