Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. Выполняя эти функции, прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление.

Задачами уголовно-процессуального закона, действующего на территории Республики Беларусь, является обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовным делам и процессуальных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебного разбирательства и правильного применения уголовного закона.

Исходя из названных требований сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является:

- осуществление его на таком  уровне, чтобы обеспечить быстрое  возбуждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления;

- своевременное раскрытие  и проведение полного, всестороннего  и объективного расследования, которое  обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность  привлечения к ответственности невиновного.

Таким образом, задачами надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, являются:

- обеспечение того, чтобы  оперативно-розыскная деятельность, выполнение оперативных и оперативно-розыскных мероприятий проводились на основании, в порядке и в соответствии с законодательством;

- обеспечение того, чтобы  ни одно преступление не оставалось  нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

- никто не должен  подвергаться необоснованному привлечению  к уголовной ответственности;

- никто не должен  подвергаться незаконному задержанию  или аресту;

- обеспечение неуклонного  соблюдения порядка и сроков  рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уголовных дел;

- обеспечение соблюдения  при расследовании установленных  законом сроков и прав участников  уголовного процесса;

- строжайшее соблюдение  требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;

- выявление причин и  условий, способствующих совершению  преступления,  своевременное внесение представления об их устранении и принятии мер к их устранению в соответствии с законом.

В соответствии с Законом о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД.

Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон о ОРД) ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции.

В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД:

1) о заведении, приостановлении  и прекращении дел оперативного  учета;

2) о проведении и  прекращении оперативно-розыскных мероприятий;

3) о предоставлении  документов оперативно-розыскных  мероприятий органу дознания, следователю или в суд;

4) о рассекречивании  сведений об использованных или  используемых при проведении  оперативно-розыскных мероприятий  средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

5) об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно- розыскных мероприятий, проведенных  на основании судебного решения.

В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.

Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предмет прокурорского надзора.

Согласно Закону о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания.

Наиболее важными решениями, принимаемыми в процессе предварительного расследования, относящимися к предмету надзора и подлежащими проверке прокурором, являются следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.

К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон «О милиции», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзаконных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:

1) письменные указания  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий; 2) письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности; 3) представление об устранении выявленных нарушений закона; 4) протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД; 5) возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

2.Полномочия прокурора  по осуществлению надзора за  исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

 

Надзор прокурора за исполнением законов в рассматриваемой сфере осуществляется в определенных формах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при осуществлении ОРД, производстве дознания и предварительного следствия путем предоставленных ему полномочий.

Полномочия прокурора устанавливаются УПК, Законом о прокуратуре и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер.

В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

- проверять дела оперативного  учета, другие материалы и документы, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- давать санкцию либо  отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом;

- продлевать сроки проведения  оперативно-розыскных мероприятий;

- давать письменные  указания о проведении оперативно-розыскных  мероприятий по уголовным делам;

- требовать письменные  объяснения от должностных и  иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении ОРД;

- знакомиться со сведениями  о лицах, внедренных в организованные  преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с заявлениями и жалобами на незаконные действия работников органов, осуществляющих ОРД, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством;

- отменять незаконные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- требовать от руководителей  органов, осуществляющих OРД, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор, уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:

- опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;

- в установленном порядке  вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД;

- выносят постановления  о возбуждении производства по  делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

- выносят постановления  о возбуждении уголовных дел.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № ЗЗ «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания», при проведении проверок необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:

а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД;

б) обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета;

в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом;

е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

з) своевременность уведомления судьи в проведении оперативно- розыскных мероприятий, которые по закону проводятся на основании постановления судьи, но проведены без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства;

и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.

Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, регулируется специальными приказами Генерального прокурора.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"