Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. Выполняя эти функции, прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией.
Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление.
Задачами уголовно-процессуального закона, действующего на территории Республики Беларусь, является обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовным делам и процессуальных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебного разбирательства и правильного применения уголовного закона.
Исходя из названных требований сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является:
- осуществление его на таком уровне, чтобы обеспечить быстрое возбуждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления;
- своевременное раскрытие
и проведение полного, всестороннего
и объективного расследования, которое
обеспечило бы изобличение
Таким образом, задачами надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, являются:
- обеспечение того, чтобы
оперативно-розыскная
- обеспечение того, чтобы
ни одно преступление не
- никто не должен
подвергаться необоснованному
- никто не должен
подвергаться незаконному
- обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уголовных дел;
- обеспечение соблюдения
при расследовании
- строжайшее соблюдение требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, своевременное внесение представления об их устранении и принятии мер к их устранению в соответствии с законом.
В соответствии с Законом о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД.
Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон о ОРД) ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции.
В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД:
1) о заведении, приостановлении
и прекращении дел
2) о проведении и
прекращении оперативно-
3) о предоставлении
документов оперативно-
4) о рассекречивании
сведений об использованных
5) об уничтожении материалов,
отражающих результаты
В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предмет прокурорского надзора.
Согласно Закону о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания.
Наиболее важными решениями, принимаемыми в процессе предварительного расследования, относящимися к предмету надзора и подлежащими проверке прокурором, являются следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел.
Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.
К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон «О милиции», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзаконных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.
Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:
1) письменные указания
о проведении оперативно-
2.Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Надзор прокурора за исполнением законов в рассматриваемой сфере осуществляется в определенных формах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при осуществлении ОРД, производстве дознания и предварительного следствия путем предоставленных ему полномочий.
Полномочия прокурора устанавливаются УПК, Законом о прокуратуре и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер.
В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
- проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом;
- продлевать сроки проведения
оперативно-розыскных
- давать письменные
указания о проведении
- требовать письменные
объяснения от должностных и
иных лиц о нарушениях
- знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с заявлениями и жалобами на незаконные действия работников органов, осуществляющих ОРД, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством;
- отменять незаконные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- требовать от руководителей органов, осуществляющих OРД, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор, уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:
- опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;
- в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД;
- выносят постановления
о возбуждении производства по
делу об административном
- выносят постановления о возбуждении уголовных дел.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № ЗЗ «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания», при проведении проверок необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:
а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД;
б) обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета;
в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;
д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом;
е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
з) своевременность уведомления судьи в проведении оперативно- розыскных мероприятий, которые по закону проводятся на основании постановления судьи, но проведены без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства;
и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.
Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, регулируется специальными приказами Генерального прокурора.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"