Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия.

Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.

Прокурор обязан также на основании ст. 35 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.

 

4.Надзор прокурора за  обеспечение прав личности при  расследовании преступлений, его  пределы и формы.

 

Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принципов получения доказательств зафиксирован в основном законе государства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем:

1. Надзор за  соблюдением органом, ведущим расследование, основных положений Конституции:

- обеспечение прав, свобод  граждан Республики Беларусь  является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции);

- государство гарантирует  права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);

- все равны перед  законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);

- ограничение прав и  свобод личности допускается  только в случаях, предусмотрены (законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);

- никто не может пользоваться  преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23);

- государство обеспечивает  свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25);

- лицо, заключенное под  стражу, имеет право на судебную  проверку законности его задержания или ареста (ч. 3 ст. 25);

- никто не должен  подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25);

- никто не может быть  признан виновным в преступлении, если его вина не будет в  предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою не виновность (ст. 26);

- никто не должен  принуждаться к даче показаний  и объяснений против самого  себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27);

- каждый имеет право  на защиту от незаконного вмешательства  в его личную жизнь, В том  числе от посягательства на  тайну его корреспонденции,  телефонных  и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

- неприкосновенность жилища  и иных законных владений граждан  гарантируется. Никто не имеет  права без законного основания  войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли;

- государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);

- каждый имеет право  на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);

- осуществление предусмотренных  Конституцией прав и свобод  личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст. 63).

2. Своевременное  выявление и предупреждение нарушений  законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:

- проверки обоснованности  применения мер процессуального принуждения, обысков;

- реального обеспечения  права на защиту, на неприкосновенность  жилища;

- пресечения применения  незаконных методов ведения следствия  и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.

3.Обеспечение  квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:

- создания следственно-оперативных  групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;

- обсуждения на оперативных  совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;

- исключения формального  подхода при решении вопроса  об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;

- повышения ответственности  руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;

- исключения фактов  приостановления и прекращения  дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;

- повышения роли структурных  подразделений республиканской  прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;

- принятия своевременных  мер по защите процессуальной  самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;

- систематического  обобщения и распространения  положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.

 

 

Лекция 12.

 

План

 

1.Особенности прокурорского надзора  за оперативно-розыскной деятельностью.

2.Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел.

3.Обеспечение прокурором процессуальной  самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления.

4.Особенности прокурорского надзора  за исполнением законов при  проведении ускоренного производства по уголовному делу.

 

1.Особенности прокурорского  надзора за оперативно-розыскной  деятельностью.

 

В соответствии с действующим законодательством прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Однако осуществлять надзор может не каждый прокурор, а только специально назначенный Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурором области и к ним приравненным прокурорам.

Это объясняется следующим:

а) прокурор, осуществляющий надзор, сам должен хорошо знать специфику ОРД и быть к ней подготовленным;

б) утечка информации может помешать работе органов, осуществляющих ОРД, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье как сотрудников, осуществляющих ОРД, так и лиц, которые оказывают содействие в ее проведении.

Специфика ОРД, в первую очередь ее конспиративный характер, обусловливают необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм. Конкретные аспекты организации ОРД, тактика применения ее сил, средств и форм регламентированы секретными нормативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Организация, методы и формы осуществления прокурорами надзора за исполнением законодательства об ОРД регламентированы соответствующими приказами Генерального прокурора, которые также являются секретными.

Приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в подчиненных прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров соответствующего органа прокуратуры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой оформление соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами.

При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:

- на законность и обоснованность  решений о производстве или  прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД;

- обязательность регистрации и  заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

- соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  ОРД, а также недопустимость применения  информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

- наличие полномочий у лиц, осуществляющих  ОРД;

- возможность осуществления только  тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом;

- наличие оснований для проведения  оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

- соблюдение условий и порядка  проведения оперативно-розыскных  мероприятий;

- своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

- законность привлечения граждан  к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.

Прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Методы прокурорского надзора в зависимости от конкретного направления ОРД имеют свою специфику.

Наиболее характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений являются сведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.

Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо:

- выяснить по установленной  регистрации в органе, осуществляющем ОРД, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно-розыскные мероприятия;

- если будет установлено, что  мероприятия проводятся, - проверить  своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий;

- проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления;

- выяснить, какие меры приняты  по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность;

- проверить соблюдение сроков  и законность принимаемых решений по материалам;

- решить вопрос о необходимости  реагирования и его форме.

При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:

- проведены ли проверки по  учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений;

- использовались ли криминалистические  учеты, современные методики и средства автоматизированных сравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД;

- ориентированы ли по приметам  наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел;

- опрошены ли все лица, могущие  сообщить представляющие интерес  сведения по обстоятельствам  безвестного исчезновения (члены  семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропавший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого, и т.д.);

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"