Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия.
Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.
Прокурор обязан также на основании ст. 35 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.
4.Надзор прокурора за обеспечение прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы.
Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принципов получения доказательств зафиксирован в основном законе государства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем:
1. Надзор за
соблюдением органом, ведущим расследование,
основных положений
- обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции);
- государство гарантирует
права и свободы граждан
- все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);
- ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотрены (законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);
- никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23);
- государство обеспечивает
свободу, неприкосновенность и
- лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста (ч. 3 ст. 25);
- никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25);
- никто не может быть
признан виновным в
- никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27);
- каждый имеет право
на защиту от незаконного
- неприкосновенность жилища
и иных законных владений
- государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);
- каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);
- осуществление предусмотренных
Конституцией прав и свобод
личности может быть
2. Своевременное
выявление и предупреждение
- проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков;
- реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;
- пресечения применения
незаконных методов ведения
3.Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:
- создания следственно-
- обсуждения на оперативных
совещаниях особо сложных
- исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;
- повышения ответственности
руководителей следственных
- исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;
- повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;
- принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;
- систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
Лекция 12.
План
1.Особенности прокурорского
2.Надзор за законностью
3.Обеспечение прокурором
4.Особенности прокурорского
1.Особенности прокурорского
надзора за оперативно-
В соответствии с действующим законодательством прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Однако осуществлять надзор может не каждый прокурор, а только специально назначенный Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурором области и к ним приравненным прокурорам.
Это объясняется следующим:
а) прокурор, осуществляющий надзор, сам должен хорошо знать специфику ОРД и быть к ней подготовленным;
б) утечка информации может помешать работе органов, осуществляющих ОРД, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье как сотрудников, осуществляющих ОРД, так и лиц, которые оказывают содействие в ее проведении.
Специфика ОРД, в первую очередь ее конспиративный характер, обусловливают необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм. Конкретные аспекты организации ОРД, тактика применения ее сил, средств и форм регламентированы секретными нормативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Организация, методы и формы осуществления прокурорами надзора за исполнением законодательства об ОРД регламентированы соответствующими приказами Генерального прокурора, которые также являются секретными.
Приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в подчиненных прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров соответствующего органа прокуратуры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой оформление соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами.
При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:
- на законность и
- обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
- соответствие оперативно-
- наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;
- возможность осуществления
- наличие оснований для
- соблюдение условий и порядка
проведения оперативно-
- своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
- законность привлечения
Прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
Методы прокурорского надзора в зависимости от конкретного направления ОРД имеют свою специфику.
Наиболее характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений являются сведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.
Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо:
- выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем ОРД, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно-розыскные мероприятия;
- если будет установлено, что
мероприятия проводятся, - проверить
своевременность и
- проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления;
- выяснить, какие меры приняты
по сведениям о других
- проверить соблюдение сроков
и законность принимаемых
- решить вопрос о необходимости реагирования и его форме.
При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:
- проведены ли проверки по
учетам задержанных и
- использовались ли
- ориентированы ли по приметам
наряды патрульно-постовой и
- опрошены ли все лица, могущие
сообщить представляющие
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"