Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
- обеспечение комплексного
- по линии общего надзора - комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств;
- координация надзора в
- тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью;
- постоянное и тесное
Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов:
- совершенствование управления (руководства) надзорной деятельностью как прокурорами районного звена, так и со стороны вышестоящих прокуратур (улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуроров; своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами; улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам; подготовка более современных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров; совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы; совершенствование контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки, практики, передовых методов и приемов выявления и устранения правонарушений; развитие инициативы, самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. Основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов);
- совершенствование тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, им способствующих: необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, тщательно готовиться к проведению прокурорских проверок, применяя в комплексе различные проверочные действия;
- применение различных приемов и методов, в том числе и криминалистических; активное привлечение к проверкам специалистов; проведение проверок совместно (одновременно) с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами; проведение комплексных проверок;
- совершенствование практики
- совершенствование
В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы.
Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.
Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критериями распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура.
В органах прокуратуры также применяется предметно-зональный принцип организации работы. Сущность этого принципа заключается в том, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения.
2.Планирование работы и контроль за исполнением. Учет, отчетность и делопроизводство в органах прокуратуры.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 32 «Об основах организации надзора и управления в органах прокуратуры» всем прокурорам предписано рассматривать планирование работы как эффективное средство руководства и управления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов.
Важнейшими чертами планирования работы органов прокуратуры являются его конкретность и рациональность.
Как правило, в план включаются основные мероприятия:
Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основанными на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.
Различаются перспективное, текущее и календарное планирование. Общие, перспективные планы прокуратуры Республики Беларусь, областных, районных прокуратур разрабатываются, как правило, на полугодие.
Составлению плана работы прокуратуры предшествуют сбор необходимой информации, анализ состояния законности, разработка прогнозов, подготовка проекта плана, обсуждение проекта плана, утверждение плана, организация исполнения плана.
В прокуратурах составляются различные планы, охватывающие все направления деятельности органов прокуратуры: планы работы коллегий, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по повышению деловой квалификации, стажировки, проверки состояния работы подчиненных прокуратур и др..
Кроме планирования работы прокуратуры в целом, осуществляется также планирование работы каждого прокурора и следователя. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников.
Планирование работы будет успешным тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом.
Наиболее распространенной и действенной формой контроля исполнения является проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непосредственно на месте. Проводятся проверки комплексные, отраслевые (функциональные), специальные и контрольные.
Комплексные проверки осуществляются в полном объеме работы соответствующей прокуратуры по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Отраслевые (функциональные) проверки проводятся в целях установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по определенному функциональному направлению ее деятельности в полном объеме (например, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и др..
Специальные проверки проводятся для установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по отдельным вопросам либо по вопросам укрепления законности, осуществляемых средствами ряда функций в порядке исполнения соответствующих нормативных приказов Генерального прокурора Республики Беларусь (об усилении борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, на транспорте, в сфере экономики и т.д.).
Контрольные проверки проводятся на основе принятых руководителем прокуратуры либо коллегией решений в установленные сроки, обычно в целях проверки исполнения предложений, рекомендаций по устранению отмеченных недостатков, дальнейшему совершенствованию работы по укреплению законности, и осуществляются с учетом требований соответствующих приказов Генерального прокурора Республики Беларусь.
В органах прокуратуры установлена единая система учета работы прокуроров и следственной работы. Кроме того, на прокуратуру в полном объеме распространяются правила учета преступлений.
В прокуратурах республики для ведения учета и статистической отчетности образовано и действует специальное подразделение. В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах ведение учета и подготовки отчетности возложено на прокуроров.
Вся информация о преступлениях, лицах, их совершивших, и уголовные дела сосредоточиваются в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД областей и УВД на транспорте.
Прокуратурой Республики Беларусь совместно с Верховным Судом, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством юстиции, Таможенным комитетом, Комитетом финансовых расследований, Комитетом пограничных войск разработана и принята Инструкция о едином учете преступлений и лиц, их совершивших.
Объектами единого учета являются: преступления; лица, их совершившие; уголовные дела; дела ускоренного производства; материалы об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Регистрация объектов учета осуществляется по территориальному принципу. Если не представляется возможным определить место совершения преступления, то оно подлежит регистрации по месту его выявления или обнаружения.
Документами первичного учета являются статистические карточки (талоны) на выявленное преступление; лицо, совершившее преступление; уголовное дело и принятие по нему процессуального решения.
Документы первичного учета регистрируются и пересылаются по общим правилам ведения делопроизводства.
Субъектами единой системы учета являются: суды, включая военные суды; органы прокуратуры, включая военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры; органы и подразделения внутренних дел, включая следственные; органы государственной безопасности; органы государственного пожарного надзора; органы финансовых расследований; пограничные войска; таможенные органы.
Прокуратурой Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Комитетом финансовых расследований, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом пограничных войск разработана и принята Инструкция по составлению статистической отчетности о следственной работе и дознания по формам 1- Е и 1- ЕМ.
Приказом Генерального прокурора от 5 февраля 2003 г. № 3 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры Республики Беларусь, установившая единую систему несекретного делопроизводства в республиканской прокуратуре, прокуратурах областей, городов, районов и специализированных прокуратурах.
3.Кадровая служба органов прокуратуры.
Кадровая служба в органах прокуратуры определяется сложившейся системой управления и в этой связи отражает ее трехуровневую (трехзвенную) структуру. Единство и централизация системы органов прокуратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим нашли преломление в целях, задачах, направлениях кадровой работы.
В районном звене органов прокуратуры прокурор района (города) осуществляет все задачи и функции кадровой службы в отношении вспомогательного персонала. Он принимает на работу и увольняет с нее, применяет меры дисциплинарного взыскания, обладает всеми полномочиями нанимателя, предусмотренными Трудовым кодексом.
В отношении оперативного состава прокурор района (города) обладает ограниченными возможностями.
Прокуроры районов (городов):
- ведут предварительный учет и отбор кандидатов на вакантные должности помощников прокуроров и следователей;
- организуют работу
по повышению квалификации
- поддерживают необходимую дисциплину и организационный порядок;
- оказывают влияние
на продвижение подчиненных
- участвуют в формировании коллективов, способных эффективно решать стоящие перед органами прокуратуры задачи.
Прокуроры областей, приравненные к ним прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре руководят деятельностью прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором.
В прокуратурах областей в штаты введены должности старших помощников по кадрам, на которых возложена вся работа по кадровому обеспечению прокуратур.
На третьем, высшем уровне управления в республиканской прокуратуре к субъектам кадровой службы относится Генеральный прокурор Республики Беларусь.
В республиканской прокуратуре кадровая служба выделена в структурное подразделение - отдел кадров, состоящий из начальника, заместителя, старшего помощника Генерального прокурора Республики Беларусь, старших прокуроров отдела, специалистов.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"