Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
- полно ли выяснены при опросах
обстоятельства исчезновения; имел
ли исчезнувший при себе
- осмотрено ли жилище или место последнего пребывания пропавшего без вести;
- произведен ли тщательный
- направлены ли соответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие
территориальные, транспортные органы внутренних дел;
- объявлен ли розыск при
- как выполняются поручения других органов о проведении необходимых мероприятий по розыску без вести пропавших граждан;
- приняты ли решения по заявлениям и сообщениям о без вести пропавших;
- соблюден ли срок принятия решений;
- соответствуют ли принятые
решения об отказе в
- заведены ли розыскные дела;
- соблюден ли срок заведения розыскного дела;
- проведены ли необходимые
- обоснованно ли прекращен
При осуществлении надзора за исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживают следующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение сроков для заведения этих дел и их ведения, законность проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение поручений следователей.
При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимо обращать внимание, во-первых, на полноту выполнения поручения; во-вторых, на использование всех предусмотренных законом средств; в-третьих, на своевременность выполнения поручения и направления информации следователю.
В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокуроры обязаны принять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных законных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, органы обязаны принять меры к его возмещению.
2.Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел.
Согласно ст. 246 УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:
1) неустановление лица, подлежащего
привлечению в качестве
2) когда обвиняемый скрылся от
органа уголовного
3) когда местонахождение
4) временное психическое или
иное заболевание обвиняемого, препятствующее
его участию в производстве
процессуальных действий и
5) невозможность производства
6) необнаружение безвестно
При изучении уголовных дел, предварительное расследование по которым приостановлено или прекращено, прокурор должен обращать внимание:
- на наличие плана
- полноту и объективность
- качество, полноту осмотра места происшествия, результативность осмотра;
- приняты ли все меры к выяснению, закреплению и изъятию следов преступления, вещественных доказательств, соблюдены ли требования законодательства об их процессуальном оформлении;
- установлены ли очевидцы и свидетели преступления, полноту их допросов, соблюдены ли требования процессуального закона об их допросе;
- соблюдены ли права и
- участвует ли в деле защитник,
соблюдены ли требования
- если по делу имеется
- соблюдены ли права и
- если в деле участвуют
- приняты ли следователем, дознавателем все меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
- взаимодействие следователя с органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, давались ли письменные поручения этим органам об установлении лица, совершившего преступление, давались ли письменные указания по этому вопросу следователем;
- приняты ли следователем меры
к установлению
- оперативно-розыскных действий
по установлению места
- выполнены ли следователем, дознавателем все процессуальные действия, оформлены ли они процессуально, своевременно ли представлены в республиканскую прокуратуру для направления материалов иностранному государству для выдачи скрывающегося в этом государстве обвиняемого;
- своевременно ли назначены
и проведены по делу
- какие следственные действия не выполнены, из-за невозможности производства которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;
- все ли следственные действия по обнаружению безвестно исчезнувшего лица выполнены, участвовали ли в обнаружении такого лица органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, давались ли этим органам письменные указания;
- выполнены ли следователем требования ст. 246-249 УПК о приостановлении и возобновлении предварительного следствия;
- выполнены ли следователем
требования ст. 250-254 УПК о прекращении
и возобновлении
- при рассмотрении заявлений и жалоб граждан о незаконности приостановления и прекращения предварительного расследования по уголовным делам прокурор должен особое внимание обратить на проверку всех доводов заявителей, выполнены ли они в ходе предварительного расследования, какие следственные действия остались невыполненными, можно ли было принимать решение по делу о приостановлении или прекращении без учета выполнения этих следственных действий, влияют ли они на качество, полноту и объективность расследования.
3.Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления.
Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия на всех его стадиях определяется содержанием и уровнем прокурорского надзора, его действенностью, четкой правильной организацией.
Производство дознания и предварительного расследования является сугубо творческим. От инициативы следователя многое зависит в деле быстрого и полного раскрытия преступления, а также полного, всестороннего и объективного его расследования. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий и деятельности - одно из необходимых условий эффективности его работы.
Под процессуальной самостоятельностью следователя следует понимать правовую возможность и фактическую свободу осуществлять в рамках закона, норм нравственности в сложившейся производственной ситуации возложенные на него функции без лишней опеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры и ведомственного контроля.
Согласно ст. 36 ч. 4 УПК в случае несогласия следователя с указаниями
прокурора по вышеперечисленным вопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Самостоятельность следователя может быть потенциальной и реальной. Потенцuальная отражает возможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом. Реальная - фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессе производства по делу. Совпадение пределов реальной самостоятельности и потенциальной свидетельствует о его полной самостоятельности в процессе конкретного производства.
Полноценный надзор прокурора за предварительным расследованием и взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения немыслимы без процессуального руководства. Надзор за расследованием - это активная деятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. Предупредительная сторона прокуратуры не может быть полностью реализована до тех пор, пока активное участие в производстве расследования не стало для прокурора одной из непременных форм надзора. На практике существуют следующие формы прокурорского надзора за предварительным расследованием и взаимодействия прокурора и следователя:
1)личная проверка прокурором уголовных дел;
2)дача письменных указаний
3)дача санкций;
4)участие в следственных
5)продление сроков;
6)согласие на прекращение
7)отстранение следователя от
дальнейшего ведения
8)передача дела от одного следователя к другому;
9)направление уголовного дела в суд;
10)рассмотрение жалоб на
11)обобщение практики
Одним из способов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело в любой момент производства расследования.
Следователь обязан по собственной инициативе предоставлять дело всякий раз, когда для производства следственных действий потребуется санкция прокурора.
Обеспечение законности возможно лишь на основе использования прокурором предоставленных ему распорядительно-властных полномочий:
- обязательность указаний;
- дача санкций;
- право отмены незаконных
и необоснованных
- личное участие в
производстве отдельных
Производство тех или иных следственных действий нельзя расценивать как вторжение в нормальный ход расследования, нарушающее или в корне меняющее его. При правильной постановке надзора, когда прокурор с момента возбуждения уголовного дела держит под наблюдением важнейшие действия следователя и определяет направление расследования, личное его участие в деле является логическим продолжением линии, которая с самого начала проводилась по делу и не будет расходиться с последующими действиями следователя.
Процессуальное руководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на все органы предварительного следствия, дознания и не зависит от ведомственной принадлежности. Прокурор осуществляет руководство расследованием непосредственно, когда лично проводит расследование или принимает решение о привлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в производстве у следователя, а также опосредованно по делам, которые ведут следователь и орган дознания. В любом случае только он, вынося постановление о направлении уголовного дела в суд, признает законную силу
результата расследования.
В предусмотренных законом случаях деятельность лица, осуществляющего процессуальное руководство, может быть объектом руководства со стороны руководителя более высокого порядка: деятельность органа дознания и дознавателя испытывает процессуальное руководство со стороны начальника дознания, следователя и прокурора; деятельность следователя - со стороны следователя - руководителя следственной группы, начальника следственного отдела и прокурора; деятельность начальника следственного отдела - со стороны прокурора.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"