Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Следует различать функцию прокурора по надзору за законностью на предварительном расследовании и функцию по осуществлению процессуального контроля по отношению к подчиненным следователям своего ведомства.

Гарантией независимости следователя в отношениях с начальником следственного отдела и прокурором является дача следователю указаний со стороны начальника следственного отдела и прокурора исключительно в письменной форме. Это положение нашло отражение и в названном выше приказе Генерального прокурора Республики Беларусь, и они являются обязательными для следователя. Следователь вправе обжаловать указания начальника надзирающему прокурору.

Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается не только процессуальными, но и организационными гарантиями. В органах прокуратуры, например, вопросы о назначении и перемещении, а равно увольнении городских и районных следователей решаются только вышестоящим прокурором. Только он вправе поощрять следователей за успехи в работе, налагать дисциплинарные взыскания, проводить их аттестацию.

 

4.Особенности прокурорского  надзора за исполнением законов  при проведении ускоренного производства по уголовному делу.

 

Окончание предварительного следствия - важный этап процессуальной деятельности, имеющий самостоятельное значение.

Если следователем, дознавателем в процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь, дознаватель приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, определены, меры по его возмещению приняты, а причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены, то появляются основания для признания расследования оконченным. В этом случае следователь, дознаватель, выполнив требования ст. 255-259 УПК, выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

В соответствии со ст. 263 УПК, получив от следователя или органа дознания уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:

1)имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется  ли в этом деянии состав  преступления;

2)нет ли в деле  обстоятельств, влекущих его прекращение;

3)обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле  доказательствами;

4)предъявлено ли обвинение  по всем установленным и указанным  в уголовном деле общественно  опасным деяниям обвиняемого;

5)привлечены ли в  качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;

6)правильно ли квалифицированы  общественно опасные деяния обвиняемого;

7)правильно ли применена  мера пресечения и нет ли  в деле оснований для ее  изменения либо отмены;

8)приняты ли меры  обеспечения гражданского иска  и возможной конфискации имущества;

9)выявлены ли причины  и условия, способствовавшие совершению  преступления, и приняты ли меры  к их устранению;

10)произведено  ли исследование обстоятельств  уголовного дела всесторонне, полно и объективно;

11)составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями УПК;

12)не допущены  ли при производстве предварительного  расследования нарушения уголовно-процессуального законодательства.

В соответствии со ст. 264 УПК прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять по поступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:

1)направить уголовное дело в  суд, согласившись с постановлением  следователя, органа дознания. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

2)прекратить  предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным сто 250 УПК;

3)возвратить  уголовное дело следователю или  органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК.

Согласно ч. 2 ст. 260 УПК в постановлении о передаче уголовного дела

прокурору для направления в суд должны быть указаны:

1)время и  место его вынесения, кем оно  составлено;

2)сведения о  личности обвиняемого;

3)общественно  опасное деяние (деяния), предусмотренное  уголовным законом, совершенное обвиняемым;

4)уголовный закон (пункт, часть, статья), предусматривающий ответственность  за совершенное общественно опасное деяние.

Ускоренное производство по уголовным делам применяется по определенным составам преступлений, в случаях, когда факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления.

Действия прокурора по уголовным делам ускоренного производства регламентированы ст. 455 УПК, в соответствии с которой при поступлении от органа дознания уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства, прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 24 часов проверить это дело и по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 263-266 УПК, принять решение о его дальнейшем движении.

Производство дознания по уголовным делам, перечисленным в ст. 452 УПК, производится органом дознания по общим правилам УПК в следующих случаях:

1) при возбуждении начальником  органа дознания уголовного дела, если в течение семи суток  невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;

2) при возвращении прокурором  уголовного дела, законченного в  порядке ускоренного производства для производства дознания;

3) при невозможности  в течение трех суток выполнить  процессуальные действия, предусмотренные ст. 454 УПК.

В перечисленных выше случаях дознание должно быть закончено не позднее 20 суток со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.

Особенностью указанного производства является то обстоятельство, что если перечисленные в ст. 452 УПК преступления совершены несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, то согласно ст. 457 УПК по таким уголовным делам производится предварительное следствие.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в месячный срок со дня возбуждения уголовного дела.

 

Тема: Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

 

Лекция 13.

 

План

 

1.Процессуальное положение прокурора  в судебном разбирательстве уголовных  дел.

2.Участие прокурора в рассмотрении  уголовных дел судом первой  инстанции.

3.Участие прокурора в суде  кассационной инстанции.

 

1.Процессуальное положение  прокурора в судебном разбирательстве  уголовных дел.

 

 

Судебное разбирательство - решающая и центральная стадия уголовного процесса - представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседании суда первой инстанции. Именно на этой стадии реализуется возложенная на суд Конституцией функция правосудия.

Согласно ст. 115 Конституции Республики Беларусь правосудие осущеcтвляется на основе состязательности, равенства сторон в процессе.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, которое в пределах своей компетенции от имени государства осуществляет уголовное преследование и поддерживает государственное обвинениe в суде.

Законом Республики Беларусь от 16 октября 2000 г. введен в действие с 1 января 2001 г. новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, которым регламентирован порядок судопроизводства, основанный на конституционных принципах состязательности, незыблемости прав и свобод граждан, уважения чести и достоинства личности, особой роли суда в их защите. Эти положения закреплены, в частности, в ст. 292, 293, 302, 325- 327, 346, 348 раздела «Производство в суде первой инстанции» нового УПК.

Согласно ч. 8 ст. 34 УПК при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. По подавляющему большинству уголовных дел доказывание возложено на государственного обвинителя.

Государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, следует рассматривать не только как одно из действенных средств по борьбе с преступностью, но и как одну из форм осуществления надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах.

УПК не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств.

Подсудимый, потерпевший, выступая от своего имени, а защитник по поручению подсудимого, а также по назначению следователя, прокурора, суда, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого.

Прокурор же, выступая от имени закона и государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены.

Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса (ст. 294-295).

Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов, только изменяются формы надзора и средства процессуального реагирования на обнаруженные нарушения закона.

 

2.Участие прокурора в  рассмотрении уголовных дел судом  первой инстанции.

 

 

Во всех стадиях судебного разбирательства прокурор должен в полной мере использовать свои права по устранению нарушений норм УПК, допущенных другими участниками процесса, которые в дальнейшем могут являться основанием для признания принятого по делу решения незаконным и подлежащим отмене.

С этой целью прокурор наделен правом:

1) заявлять отводы и  ходатайства;

2) высказывать мнение  по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действий другой стороны;

3) возражать против  необоснованных или представляющихся  ему неправильными по другим  основаниям действий председательствующего;

4) требовать внесения в протокол  судебного заседания возражений на указанные действия (ч. 6 ст. 34 УПК).

Права и обязанности государственного обвинителя в судебном заседании регламентируются разд. 9 УПК. Прокурор в подготовительной части судебного заседания участвует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из участвующих в деле лиц.

В подготовительной части судебного заседания прокурор дает заключение по возникающим вопросам, заявляемым участниками процесса ходатайствам, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствие кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. Заключение прокурора является одним из процессуальных действий, логически связанных со всей его предшествующей и последующей деятельностью. Заключение дается в устной форме, основное его содержание заносится в протокол судебного заседания.

Каждое заключение прокурора, каких бы вопросов оно ни касалось, должно быть:

 1) объективным и доказательным. Содержащиеся в нем выводы должны отражать истину по делу, никакие произвольные толкования закона и фактических обстоятельств недопустимы. В заключении следует приводить убедительные мотивы, логически безупречные доводы, которые будут определять те выводы, к которым пришел прокурор;

2) всесторонним и полным. Прокурор в своем заключении не должен ограничиваться однозначным выражением своего мнения - «согласен, не согласен»; оно во всех случаях должно в полном объеме раскрывать обстоятельства уголовного дела и позицию прокурора по обсуждаемым вопросам;

З) юридически обоснованным, т.е. содержать ссылки на нормы материального и процессуального права. Если возникает необходимость дать юридическую оценку преступления или решить иные сложные правовые вопросы, целесообразно использовать судебную практику, сослаться на руководящие постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

4) определенным. Прокурор должен занять четкую позицию по обсуждаемому вопросу, высказаться положительно или отрицательно, а не альтернативно.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"