Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

При неявке государственного обвинителя суд откладывает судебное разбирательство, сообщая о неявке вышестоящему прокурору.

Исключение института доследования из уголовного процесса вызвало необходимость расширения полномочий государственного обвинителя по изменению обвинения. Если раньше прокурор был вправе только отказаться от обвинения в какой-то его части, то сейчас он также вправе в трех случаях предъявить новое обвинение:

1)если возникает необходимость  в предъявлении более тяжкого  обвинения;

2)если возникает необходимость  в предъявлении нового обвинения, ухудшающего положение обвиняемого;

3)если возникает необходимость в предъявлении нового обвинения, существенно отличающегося по самому содержанию от предъявленного ранее.

B теории уголовного  процесса считается, что прокурор  обязан отказаться от обвинения, если:

. не установлено событие  преступления;

. в деянии подсудимого  нет состава преступления;

. не доказано участие  подсудимого в совершении преступления.

Однако независимо от того, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить

законный и обоснованный приговор.

Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего, это хорошее знание материалов уголовного дела, без этого даже самый одаренный прокурор не может произнести речи, которая бы помогла суду правильно ответить на вопросы, ответы на которые должны содержаться в приговоре, иначе говоря, постановить правосудный приговор. В речи прокурора должен содержаться глубокий социальный, правовой и психологический анализ фактов. Необходимым качеством речи является ее убедительность. Отсутствие убедительности - наиболее распространенный недостаток речей прокуроров. Он проистекает от того, что некоторые прокуроры обходят молчанием доказательства, свидетельствующие в пользу подсудимого, тем самым прокуроры подчеркивают свою необъективность и предвзятость.

В речи прокурора должна быть безукоризненная логика, простой и ясный язык, понятный не только юристам, но и лицам, юридически не осведомленным. Украшает речь прокурора образность, использование метафор и т.п.

По своей правовой сущности и процессуальному значению речь государственного обвинителя является правовым актом, посредством которого прокурор реализует свои полномочия в суде.

От прокурора требуется не перечисление доказательств, а критический анализ и объективная их оценка. При этом он оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела. При построении обвинительной речи прокурор исходит из перечня вопросов, которые разрешает суд при постановлении приговора.

Передовая практика поддержания государственного обвинения выработала единую структуру речи. В ней содержатся следующие элементы: 1) социально-общественная оценка преступления; 2) анализ и оценка доказательств; 3) предложения о мерах по предупреждению преступлений; 4) юридическая оценка преступления; 5) характеристика личности подсудимого; 6) предложения о мере наказания; 7) соображения о возмещении материального ущерба; 8) определение судьбы вещественных доказательств.

После произнесения речей участниками судебных прений государственный обвинитель может выступить с репликой, если усмотрит необходимость возразить стороне защиты по каким-либо вопросам, имеющим отношение к обвинению.

3.Участие прокурора в  суде кассационной инстанции.

 

Приговор, а также определение (постановление) суда первой инстанции по общему правилу не сразу обращаются к исполнению. Законом предусматривается возможность участникам уголовного процесса обжаловать, а прокурору - опротестовать вынесенное решение. Согласно ч. 1 ст. 374 УПК кассационные жалобы, протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В соответствии с ч. 3 ст. 370 УПК, п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре право принесения кассационного и частного протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Если обвинитель этого не сделал либо дело было рассмотрено без участия прокурора, то опротестовать незаконный или необоснованный приговор либо иное судебное решение обязан прокурор, возглавляющий прокуратуру, или его заместитель.

Согласно ст. 371 УПК не вступившие в законную силу приговоры суда могут быть обжалованы в кассационном порядке обвиняемым, его защитником и законным представителем, потерпевшим или его представителем, а прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушением уголовного или уголовно процессуального законодательств, в следующем порядке:

1) приговоры районных (городских) судов - в областной, Минский городской суды;

2) приговоры областных, Минского  городского судов - в Верховный Суд Республики Беларусь;

3) приговоры межгарнизонных военных судов - в Белорусский военный суд;

4) приговоры  Белорусского военного суда - в  Военную коллегию Верховного  Суда Республики Беларусь.

        Исходя из принципа централизации  прокуратуры, протест может также принести вышестоящий прокурор или его заместитель.

Протесты подаются в вышестоящий суд через суд, вынесший приговор, определение или постановление.

Согласно ст. 372 УПК кассационная жалоба или протест должны содержать:

1) наименование суда, которому  адресуются жалоба или протест;

2) данные о  лице, подавшем жалобу или принесшем  протест, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) приговор или иное  решение, которые обжалуются или  опротестовываются, и наименование суда, постановившего этот приговор или принявшего решение;

4) доводы лица, подавшего  жалобу или принесшего протест, с указанием на то, в чем заключается неправильность приговора или иного решения и в чем состоит его просьба;

5) перечень прилагаемых  к жалобе или протесту материалов;

6) дату и подпись  лица, подавшего жалобу или принесшего  протест.

Закон не предусматривает каких-либо требований к содержанию протеста. Соответствующие требования выработаны теорией и прокурорской практикой. Протест можно условно разделить на три части.

Во вводной части указываются наименование судебной инстанции, в которую адресован протест; наименование суда, постановившего приговор или иное решение, фамилия и анкетные данные осужденного (оправданного); статья Уголовного кодекса, по которой он осужден или оправдан; краткое содержание опротестованного судебного решения.

В описательной - наиболее важной части - приводятся обоснования требования протеста. Не следует забывать, что право окончательной оценки доказательств, решения вопросов о виновности или невиновности обвиняемого, о применении уголовного закона и назначении наказания принадлежит суду. Поэтому требования протеста должны обосновываться не изложением точки зрения прокурора, а аргyментироваться критикой выводов суда, показом их ошибочности, несоответствия имеющимся в деле доказательствам, закону, разъяснениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В резолютивной части четко формулируются, со ссылкой на соответствующие нормы процессуального законодательства, требования прокурора об отмене или изменении опротестованного решения.

Протест должен быть подписан прокурором с указанием его должности. К протесту могут быть приложены дополнительные документы.

Отзыв протеста производится путем направления в суд кассационной инстанции письма прокурора, принесшего протест, в котором сообщается о его отзыве. Протест возвращается прокурору.

Одной из особенностей процессуального положения прокурора в кассационной инстанции является то, что здесь идет речь о законности и обоснованности уже постановленного судом приговора. Другая особенность состоит в том, что осуществление надзора в этой стадии может перейти к прокурорам вышестоящих прокуратур, т.е. к прокурорам, которые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением законности при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции. И это - одно из условий, обеспечивающее объективность и процессуальную независимость этих прокуроров.

Исходя из требований ст. 370 УПК, прокурор не только вправе, но и обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона. Не опротестование прокурором такого приговора рассматривается как нарушение им своего служебного долга.

 

Лекция 14.

 

План

 

1.Прокурорский надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров.

2.Участие прокурора в заседании  суда надзорной инстанции, его  заключение.

3.Участие прокурора в  пересмотре судом дел по вновь  открывшимся обстоятельствам.

 

1.Прокурорский надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров.

 

В соответствии с п. 8 ст. 399 УПК суд, вынесший определение или постановивший приговор, обязан осуществлять контроль за их исполнением. Согласно п. 9 ст. 399 УПК надзор за исполнением наказания, назначенного судом, осуществляется прокурором.

Обращая приговор к исполнению, судья направляет распоряжения:

- администрации следственного  изолятора, если осужденный приговорен к лишению свободы и к моменту постановления приговора содержится под стражей;

- начальнику местного (районного, городского) органа внутренних  дел,  когда осужденный к лишению свободы к моменту обращения приговора к исполнению находится на свободе;

- инспекции или отделу  исправительных работ районного (межрайонного) или городского отдела управления органов внутренних дел при осуждении виновного к исправительным работам без лишения свободы;

- судебному исполнителю - в случае необходимости взыскания  штрафа, осуществления конфискации имущества, взыскания причиненного материального ущерба и возмещения гражданского иска;

- администрации предприятия, учреждения или организации - в  случае назначения судом такой  меры наказания, как увольнение от должности;

- органам управления  различных ведомств или отраслей  народного хозяйства, если осужденный лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- военному командованию, если осужденный подлежит направлению  в дисциплинарный батальон или  содержанию на гауптвахте.

Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы и применяет разные средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на незаконные действия судебного исполнителя или вносит представления в органы суда, в местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенные нарушения закона.

На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор не только за правильным, но и за своевременным обращением приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении срока на его обжалование или оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии с ч. 3 ст. 399 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента его провозглашения. Оправдательный приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно после его провозглашения. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.

Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десятидневного срока со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления в законную силу.

Приведение в исполнение приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, осуществляют городские, районные и межрайонные инспекции и отделы исправительных работ органов внутренних дел, которые несут ответственность за своевременность и правильность исполнения приговоров, связанных с исправительными работами без лишения свободы. Прокурор также выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению.

При осуществлении надзора за законностью обращения к исполнению приговора в части конфискации имущества прокурор проверяет, чтобы в приговоре было указано, какое имущество (определенная часть или конкретные предметы) подлежит конфискации. При этом должны быть строго соблюдены интересы государства: подлежащие конфискации имущество и ценности должны быть обращены в доход государства. В то же время прокурор должен обеспечить права и законные интересы осужденного или иных лиц в части сохранения имущества, не подлежащего конфискации, оставшегося во владении этих лиц.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"