Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 04:11, дипломная работа
Судебная практика рассмотрения дел с участием коллегии присяжных заседателей показала, кроме того, необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего судопроизводство в суде присяжных. Это связано с необходимостью устранения пробелов действующего законодательства, препятствующих осуществлению принципа состязательности и равноправия сторон, а в некоторых случаях затрудняющих принятие правильного решения по рассматриваемым делам.6
Раскрывая актуальность дипломной работы, следует отметить, что принцип состязательности и равноправия сторон получил свое легитимное закрепление в системе принципов уголовно-процессуального законодательства России. Этот принцип, обозначающий отделение важнейших уголовно-процессуальных функций обвинения и защиты от функции правосудия и их размежевание между собой, был известен российскому уставу уголовного судопроизводства, действовавшему в конце XIX – начале XX века.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения суда присяжных………………………………..8
§ 1. Возникновение суда присяжных за рубежом…………………………………8
§ 2. Возникновение суда присяжных в России…………………………………...11
§ 3. Военный суд присяжных……………………………………………………...19
Глава 2. Современный суд присяжных в России………………………………...24
§ 1. Понятие, значение суда присяжных в России……………………………….24
§ 2. Формирование списков кандидатов в присяжные заседатели……………...32
§ 3. Проведение предварительного слушания дела………………………………37
Глава 3. Порядок рассмотрения дела судом присяжных………………………...41
§ 1. Подготовительная часть судебного разбирательства
с участием присяжных заседателей……………………………………………….41
§ 2. Судебное следствие и прения сторон в суде
с участием присяжных заседателей……………………………………………….47
§ 3. Решения, принимаемые судом присяжных. Последствия вердикта………..58
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Возникновение суда присяжных в России
Когда в позапрошлом веке в России вышли на первый план проблемы реформации судов, ученые обратились к истокам отечественной государственности и отметили обнадеживающее сходство в развитии судебных учреждений Древней Руси и Западной Европы.
Так, Русская Правда, один из первых сохранившихся памятников отечественного права (IX век), за двести лет до Великой Хартии Вольностей устанавливала, что лицо, уличенное в краже, но отрицающее свою вину, должно предстать перед 12 мужами, которые и решат вопрос о его ответственности. Стойкость этого обычая подтверждается упоминаниями о подобных выборных судьях в договоре Смоленска с немецкими городами (1229 год) и в Псковской судной грамоте (1467 год)14. Россия в начале XIX века оставалась страной экономически и политически отсталой. Внутренняя политика ее служила сохранению и укреплению крепостного права. Неудовлетворенность российского права и суда в начале XIX века, несоответствие их западноевропейским стандартам эпохи просвещения и буржуазных революций были очевидны не только радикальным мыслителям, но и верховной власти – императору и его окружению.
Работу по пересмотру
законодательства возглавил тогда
еще молодой прогрессивно мыслящий правовед
М. М. Сперанский. Он предложил законопроекты,
предусматривающие участие в уголовном
деле с первых его стадий адвоката, судебный
контроль за арестами, освобождение обвиняемого
под залог не позднее трех суток после
задержания и другие достижения западноевропейского
права. Однако Александр I противоречивыми
распоряжениями всячески сдерживал реализацию
этих, безусловно нужных, проектов.
Общий развал государственного аппарата
с особой силой проявился в судебной системе.
Уездные суды и уголовные палаты значились
общими судами. Но они существовали, как
писал А.Ф.Кони15, для немногих и за немногое. Лишь в случаях
совершения наиболее тяжких преступлений
обвиняемый горожанин или крестьянин
мог быть передан общему суду. Во всех
же остальных случаях над крестьянином,
обвиняемым в преступлении против помещика,
его семейства и управляющего, его крестьян
и дворовых или даже посторонних, обратившихся
к заступничеству помещика, вершил суд
и применял наказание сам помещик. Для горожан ближайшей судебной инстанцией
были квартальный надзиратель и его непосредственное
начальство – становой пристав. В их руках
соединялись административная и судебная
власти. Они рассматривали и разрешали
«маловажные», а значит и наиболее распространенные
дела. Существовали особые суды для духовенства
во главе с Синодом, а также суды ведомств:
военные, морские и др. Крупнейших сановников
в качестве суда первой инстанции мог
судить Сенат. Ситуация, сложившаяся в
России на рубеже 50-60-х годов XIX в., обусловившая
введение суда присяжных, сходна с нынешней:
вдруг осознали колоссальное отставание
России от развитых капиталистических
стран, поняли, что дальше продолжаться
так не может, надо что-то делать, и начался
поиск путей выхода из создавшейся ситуации16. В результате были проведены реформы,
носившие ярко выраженный буржуазный
характер и охватившие различные сферы:
крестьянская, местного самоуправления,
народного просвещения, военная, судебная.
Если наиболее значимой, обусловившей
проведение всех других реформ, была крестьянская,
то наиболее последовательной – судебная.
А суд присяжных рассматривался современниками
как центральный институт судебных уставов
1864 года, имевший не только юридическое,
но и политическое значение. Однако этот
институт попал на неподготовленную почву.
Ведь он был учрежден в стране, где 9/10 населения
составляли крестьяне, только что получившие
личную свободу, в экономике сохранялись
пережитки крепостничества, существовал
сословный строй с его привилегиями и
ограничениями, формой правления являлась
абсолютная монархия, граждане были лишены
политических прав и свобод и т. д17.
Судебными уставами 1864 года (учреждения судебных установлений, устав уголовного судопроизводства, устав гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган – Сенат: общие суды и мировые суды. Составители уставов 1864 года, стремясь обеспечить определенный интеллектуальный и социальный уровень присяжных судей в России, установили довольно высокий служебный и имущественный ценз для их выборов: занятие на государственной службе должностей не ниже 5 класса, избрание в органы дворянского и городского самоуправления или обладание землей в количестве не менее 100 десятин, недвижимостью на сумму от 500 до 2 тыс. руб., годовым доходом от 200 до 500 руб. (нижняя граница соответствовала уездным городам, верхняя - столицам). Крестьяне могли входить в состав суда присяжных лишь в том случае, если они занимали в волостном и сельском управлении должности волостных старшин, сельских старост, судей волостных судов и другие равные должности. Однако когда по всей России открылись окружные суды – инстанции, в которой при рассмотрении уголовных дел участвовали присяжные заседатели, представители привилегированных сословий стали уклоняться от выполнения этой обязанности18.
Согласно статистике, большинство присяжных заседателей в России составляли крестьяне. Крестьяне вынуждены были оставлять хозяйство, отправляться в уездный или губернский город, при этом им не предоставлялись ни жилье, ни денежное пособие. Процессы, по которым участвовали присяжные заседатели, длились, как правило, не один день. По свидетельству министерства юстиции, по мере открытия новых судов стали поступать заявления губернских и уездных земских собраний и управ о том, что присяжные заседатели из крестьян для своего пропитания и найма помещения в городе вынуждены закладывать носильное платье, наниматься на поденную работу, даже просить подаяния на улицах, т.е. прибегать к средствам, совершенно несовместимым с судейскими обязанностями19.
По сути дела, участие в суде в качестве присяжного заседателя в России стало не правом, а еще одной повинностью, легшей на плечи крестьян. И надо сказать, что, несмотря на трудности, крестьяне относились к этому добросовестно. Вообще же присяжными заседателями могли быть только мужчины в возрасте от 25 до 70 лет, русские подданные. Для них были установлены ценз оседлости – 2 года и имущественный ценз. Не могли быть присяжными заседателями лица, состоявшие под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, объявленные несостоятельными должниками, впавшие в крайнюю бедность, домашняя прислуга.
Кроме того, не подлежали включению в списки присяжных священнослужители и монашествующие, лица, занимавшие генеральские должности, работники суда и прокуратуры, чиновники полиции, военнослужащие, учителя и некоторые другие. Все лица, обладавшие необходимым цензом, включались в общие списки присяжных заседателей. Система общих списков является одним из главных достоинств суда присяжных, так как присяжные – не выборные судьи, а все лица, обладавшие необходимым цензом. Недаром у противников суда присяжных он получил наименование: «суд улицы», «суд толпы».20
К началу судебного заседания вызывались 30 заседателей. Стороны – обвинение и защита – имели право немотивированного отвода по 6 присяжных. Из оставшихся 18 путем жеребьевки оставались 12 основных и 2 запасных присяжных, непосредственно участвовавших в судебном разбирательстве. Причем, для каждого дела формировался новый состав. Все это должно было исключить влияние сторон на присяжных, обеспечить их беспристрастность. Право отвода иногда очень умело использовала защита. Присяжные участвовали при рассмотрении наиболее сложных уголовных дел, по которым Уголовное уложение предусматривало меры наказания, связанные с лишением или ограничением прав состояния (сословных, имущественных, семейных и т.д.)21.
Очевидно, что санкция уголовного закона отнюдь не всегда служит показателем сложности и серьезности рассматриваемого дела. Поэтому критерий, избранный уставами 1864 года для отнесения дела к ведению суда с участием присяжных заседателей, видимо, нельзя считать удачным. Суд присяжных отличается от других форм участия общественности в отправлении судопроизводства большей самостоятельностью. Уголовно- процессуальная наука в России, опираясь на опыт западноевропейских государств, последовательно проводила мысль о том, что при объединении в одну коллегию представителей общественности и профессиональных судей одни невольно подчинятся знаниям, опыту, авторитету других. Присяжные заседатели же выносили вердикт независимо от судей. При вынесении вердикта присяжные решали вопрос о виновности или невиновности лица, представшего перед судом, и если человек признавался виновным, заслуживает он снисхождения или нет. Для решения этого вопроса не требовалось специальных юридических познаний, следовало руководствоваться лишь житейски опытом и здравым смыслом22.
После вынесения присяжными вердикта к своим обязанностям приступали коронные судьи. Выбор статей закона, определение меры наказания - это было в компетенции профессиональных юристов. Теоретически присяжные разрешали в процессе вопросы факта, не требующие специальной юридической подготовки, судьи – вопросы права. Закон, казалось бы, ограждал представителей общества в суде от решения тех вопросов, к которым они не подготовлены. Практически же разграничить вопросы факта и вопросы права довольно сложно, если не невозможно вообще. Присяжные заседатели, решая вопрос о действительности события преступления, о том, совершено ли оно подсудимым и должно ли быть вменено ему в вину, вторгались в сферу юридической оценки деяния. Если вспомнить, что большинство присяжных заседателей в России составляли крестьяне, часто неграмотные, то перед ними ставилась необычайно сложная задача23.
Заслуживает внимания ст. 818 Устава уголовного судопроизводства, свидетельствующая о демократизме судебной реформы. Она устанавливала право судей единогласно отменить обвинительное решение присяжных, представляющееся им неправосудным, и, наоборот, не давала им такого права в отношении оправдательных решений присяжных. То есть действовало правило, согласно которому профессиональные судьи, приступившие к своим обязанностям после вынесения присяжными вердикта, могли изменить положение подсудимого только в лучшую сторону.
Как свидетельствует статистика, в период с 1876 по 1891 гг. оправдывалось до 40% подсудимых. По нашим представлениям, основанным на сложившемся в судебной практике обвинительном уклоне, это очень большая цифра. Но в то время и другие судебные инстанции России выносили довольно много оправдательных приговоров. Высокий процент оправдательных решений присяжных объясняется в первую очередь несовершенством уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Высокие санкции Уголовного уложения зачастую несоразмерные с общественной опасностью деяния, норма уставов 1864 г., запрещавшая судьям знакомить присяжных заседателей с уголовным законом, который мог быть применен к подсудимому, тем более разъяснять им его – все это вело к тому, что присяжные предпочитали в ряде случаев вынести оправдательный вердикт, нежели подвергнуть подсудимого наказанию, которое, по их мнению, не соответствовало тяжести содеянного24. Если проанализировать оправдательные решения присяжных по категориям дел, то процент оправданий был значительно выше по делам, носившим «политический оттенок»: о сопротивлении властям, насильственных против них действиях, нарушении паспортных правил и др. Дела о государственных преступлениях, о преступлениях должностных лиц были с самого начала предусмотрительно изъяты составителями уставов 1864 г. из ведения суда присяжных. Ведь отношения профессиональных судей и представителей общества в суде к одному и тому же преступлению может быть различно25. Над последними не довлеют профессиональные знания, служебный долг, у них может быть свое понимание правды и справедливости. Представители общества, ощущая на себе в повседневной жизни экономические трудности, социальную несправедливость, политическую нестабильность, имеют полное право выразить свое отношение к существующим порядкам в форме оправдательного вердикта – оправдывая преступление они тем самым осуждают правительство. Чем сложнее ситуация, складывающаяся в обществе, тем более непредсказуемый характер могут приобрести вердикты присяжных26.
У суда присяжных были защитники, были и противники. Одни называли его «судом общественной совести», другие – «судом улицы», «судом черни», «игрушкой в руках защиты». Отношения в обществе к этому институту было неоднозначно. Суд присяжных был упразднен вместе с другими судебными органами декретом о суде № 1, принятым Совнаркомом 22 ноября 1917 года27.
§ 3. Военный суд присяжных
Военный суд присяжных – уникальное явление
в мировой практике.
Действовал в России чуть более полугода
в период первой мировой войны при Временном
правительстве. Необычность ситуации
заключается в том, что в ходе мировой
войны в 1914-1918 гг. во многих странах подсудность
дел суду присяжных была существенно ограничена,
а в некоторых государствах этот институт
вообще был упразднен. В России же Временное
правительство пошло по иному пути: компетенция
присяжных была расширена, отменялись
сословные, религиозные и прочие разграничения,
обсуждался вопрос о допущении женщин
в число заседателей и т.п. Более того,
демократизация общественной жизни отразилась
и на армейском судопроизводстве – постановлениями
Временного правительства от 6 и 28 мая
1917 года в стране вводился военный суд
присяжных28.
Были созданы временные военно-морские суды в Петроградском, Свеаборгском, Ревельском, Севастопольском и Владивостокском портах для разбора дел о воинских преступлениях и преступлениях служебных, совершенных чинами флота и морского ведомства. Если в пределах Европейской России, Прибалтики и Дальнего Востока военно-морским судам общеуголовные дела не были подсудны, то в Финляндии, где русских судебных установлений не было, в их компетенцию входило рассмотрение вообще всех уголовных дел (о кражах, грабежах, убийствах и пр.)29.
При рассмотрении каждого
дела состав присутствия кроме
Более четко было разработано постановление о введении присяжных заседателей в состав военно-окружных и временных военных судов. Военно-морские суды создавались как временные, военно-окружные с присяжными как постоянные, рассчитанные не только на военное, но и на мирное время. Подсудность сухопутных военных судов была такой же, как и морских, но в районе театра военных действий она расширялась – в их компетенцию переходило решение всех преступных деяний, совершенных как солдатами и офицерами, так и гражданским населением.
Для избрания военных заседателей оставлялись два отдельных списка – офицерский и солдатский. В первой вносились генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры и чиновники, находящиеся на службе в войсковых частях. Исключение составляли командиры корпусов, полков и т.п., так как их нецелесообразно было отвлекать от исполнения прямых обязанностей. Во второй список вносились все солдаты, состоящие в списках выборщиков в полковые судьи. В общие списки не могли попасть лица, опороченные судом, следствием или ограниченные в правах и преимуществах по службе; неграмотные, оказавшиеся несостоятельными должниками (так как на них кредитору легко было оказать давление), а также находящиеся на службе менее одного года в мирное время и менее трех месяцев в военное30.
Информация о работе Порядок рассмотрения дела судом присяжных