Пути совершенствования производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании сущности и содержания кассационной и надзорной инстанции в уголовном процессе России, в выявлении особенностей производства в указанных инстанциях.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть назначение и сущность кассационной и надзорной судебной инстанции;
- провести сравнительный анализ производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях;
- предложить пути решения проблемных вопросов производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ 5
1.1. Кассационная инстанция: общая характеристика 5
1.2. Производство в кассационной инстанции 9
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 23
2.1. Надзорная инстанция: общая характеристика 23
2.2. Производство в надзорной инстанции 26
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В КАССАЦИОННОЙ И НАДЗОРНОЙ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЯХ 41
3.1. Сравнительная характеристика кассационной и надзорной инстанций 41
3.2. Проблемные вопросы производства в кассационной и надзорной инстанциях 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_ugolovnomu_protsessu.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

По УПК с надзорной жалобой  на вступившее в законную силу судебное решение могут обращаться лица, выступавшие в качестве стороны на предыдущих стадиях судебного разбирательства. Это могут быть осужденный, оправданный, их защитник или законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик. Надзорные представления могут приносить прокуроры, указанные в ст. 402 УПК.

Сам факт принесения надзорной жалобы или представления не обязывает  внести дело на рассмотрение соответствующей  надзорной инстанции. По терминологии закона надзорная жалоба и надзорное представление - это лишь ходатайство перед судом о принятии дела на рассмотрение. Следует подчеркнуть, что надзорное представление прокурора не имеет каких-либо преимуществ перед надзорной жалобой других участников. В этом одно из проявлений принципа равенства сторон в праве на обжалование вынесенного решения. Ходатайство о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения может касаться одного из них (например, приговора) или нескольких судебных решений (например, приговора и определения кассационной инстанции).

2.2. Производство в надзорной инстанции

 

Общая характеристика стадии пересмотра вступивших в законную силу решений в порядке надзора. Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров (постановлений, определений) суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института.

В связи с распространением на Российскую Федерацию юрисдикции Европейского Суда по правам человека возник вопрос о допустимости существования надзорной стадии судопроизводства и о ее месте в системе национальных судебных процедур.

Европейский Суд, по существу, подтвердил, что наличие этой стадии не противоречит принципам и задачам Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако, учитывая, что рассмотрение жалоб сторон в судебном заседании зависит от того, усмотрит ли должностное лицо основание для передачи жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции, Европейский Суд по правам человека не отнес эту стадию к числу обязательных национальных судебных процедур, без прохождения которых жалоба не может быть принята к производству Европейского Суда. Жалоба считается подведомственной Европейскому Суду после вступления судебного решения российского суда в законную силу, т.е. до надзорной стадии.

Пересмотр судебных решений  по уголовным делам, вступивших в  законную силу, относится к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи с принятием нового УПК.

Произошло серьезное изменение  концепции этой стадии процесса. Если по УПК РСФСР проверка дела и пересмотр  судебных решений носили исключительный, экстраординарный характер и целиком зависели от усмотрения должностных лиц суда и прокуратуры, уполномоченных на принесение протеста, то новый УПК предусматривает обязательность судебной проверки обжалованного судебного решения, которая должна завершиться вынесением либо жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции с целью отмены или изменения судебного решения, либо постановления судьи об отказе в удовлетворении жалобы или представления прокурора.

Новый УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке  надзора может быть инициирован  только сторонами процесса, в то время как прежний уголовно-процессуальный закон практически не ограничивал круг лиц и организаций, которые могли возбуждать ходатайство о надзорном пересмотре дела.

Имеется и ряд других существенных изменений, о которых  будет сказано ниже.

Исходя из концепции  УПК, мы можем определить надзорное  производство как стадию уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора (определения, постановления) суда, вынесенного по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.

Надзорное производство состоит  из следующих этапов:

1) принесение надзорных  жалоб и представлений (ст. 402 УПК);

2) изучение судьей надзорных жалоб и представлений при необходимости с истребованием уголовного дела (ст. 406 УПК);

3) вынесение судьей  постановления о передаче жалобы (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы (представления) (ст. 406 УПК);

4) рассмотрение дела  в суде надзорной инстанции  (ст. ст. 407 - 410 УПК).

Надзорное производство, согласно УПК, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных. В то же время в этой стадии процесса защита интересов пострадавшей от преступления стороны, включая потерпевшего, возможна, только если такая защита не связана с ухудшением положения осужденного.

Принесение надзорных жалоб и представлений. Поводом для надзорного производства могут быть ходатайства подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего и его представителя о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда. Эти ходатайства именуются надзорными жалобами. О таком пересмотре может ходатайствовать также прокурор, ходатайство которого именуется надзорным представлением (ст. 402 УПК).

Этот круг лиц является исчерпывающим. Не могут приносить  надзорные жалобы или ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений гражданские истцы и ответчики, должностные лица государственных органов, общественные организации, депутаты всех уровней, средства массовой информации, родственники осужденных и т.д.

Надзорное производство не может быть возбуждено также по инициативе суда или судьи любого ранга.

Подача ходатайств о  пересмотре судебных решений в порядке  надзора сроками давности не ограничена. Они могут быть поданы как в  период исполнения приговора, так и после отбытия наказания и погашения судимости.

Порядок, который существовал  до введения УПК в действие, предусматривал, что поводом для возбуждения  надзорного производства могла быть любая информация, из которой стало известно, что судебное решение содержит нарушения закона или является несправедливым или необоснованным. Поскольку процессуальным документом, подлежащим рассмотрению в суде надзорной инстанции, являлся протест руководителя суда или прокурора, никаких требований в части формы и содержания надзорной жалобы или иной информации, послужившей надзорным поводом, не устанавливалось.

Порядок, установленный  УПК, предусматривает, что предметом  рассмотрения суда надзорной инстанции  является надзорная жалоба или представление  прокурора. В связи с этим к форме и содержанию материалов жалобы предъявляются довольно жесткие требования. Сама надзорная жалоба должна быть составлена в соответствии с требованиями, установленными ст. 375 УПК для кассационных жалоб, и к ней должны быть обязательно приложены: копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются; копии судебных решений кассационной, апелляционной и надзорной инстанций, если они выносились по делу; копии иных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорной жалобе (представлении).

Жалоба (представление) со всеми прилагаемыми материалами  направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать в соответствии со ст. 403 УПК обжалуемое судебное решение.

Если жалоба подается непосредственно в суд, его канцелярия выдает письменное подтверждение приема жалобы с указанием даты приема и количества листов, принятых судом.

Новый УПК исходит из принципа строгого соблюдения последовательности рассмотрения дела в надзорной инстанции, т.е. вышестоящая надзорная инстанция не может принять к своему производству дело, если оно не было разрешено в нижестоящей судебной инстанции, которой подведомственно рассмотрение надзорной жалобы (представления).

Закон определил три  уровня судов надзорной инстанции:

1) президиумы верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов (далее - суды областного уровня);

2) Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ;

3) Президиум Верховного  Суда РФ.

Вышестоящая надзорная  инстанция вправе пересматривать не только судебные постановления судов  первой и второй инстанций, но и постановления  судов нижестоящей надзорной инстанции.

Невозможность поворота к  худшему в суде надзорной инстанции. Согласно ст. 405 УПК, не допускается  пересмотр в порядке надзора  обвинительного приговора, а также определения (постановления) суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения (постановления) суда о прекращении уголовного дела.

Пленум Верховного Суда РСФСР Постановлением от 5 декабря 1978 г. N 6 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11) "О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу" к иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, отнес вопросы, касающиеся: применения к осужденному акта амнистии, отсрочки исполнения приговора или отклонения представления об отмене такой отсрочки; непризнания в действиях осужденного особо опасного рецидива; исчисления срока отбытия наказания; освобождения осужденного от отбывания наказания; применения к осужденному условно-досрочного освобождения от наказания или замены его неотбытой части более мягким видом наказания; снятия судимости.

Также к обстоятельствам, ухудшающим положение осужденного, относятся: признание его виновным по эпизодам, за которые он не был  осужден; усиление режима отбытия наказания; исключение из приговора суда смягчающих наказание обстоятельств и т.д.

Оправдательный приговор и постановление о прекращении  уголовного дела не могут быть оспорены в суде надзорной инстанции независимо от мотивов, по которым заявлены такие требования.

Не может рассматриваться  как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.

Указанное запрещение на поворот к худшему распространяется как на решения судов первой и  второй инстанций, так и на постановления (определения) судов надзорной инстанции.

В соответствии с нормами ст. 405 УПК не могут приниматься к производству судов надзорной инстанции требования о любом ухудшении положения осужденных. Ранее, по УПК РСФСР, такое ухудшение допускалось в течение года после вступления приговора (определения, постановления) суда в законную силу, после чего также становился невозможным поворот к худшему.

На первый взгляд, нормы  ст. 405 УПК являются отступлением от принципа равенства сторон в уголовном процессе, поскольку государственное обвинение и потерпевшая сторона лишаются возможности предъявить в надзорном производстве требования об исправлении ошибочных, на их взгляд, судебных решений по мотивам их мягкости, занижения юридической квалификации содеянного осужденным или оправданным.

Представляется, что введение института невозможности поворота к худшему может быть оправдано тем обстоятельством, что уголовное преследование осуществляется государственными структурами, располагающими всеми возможностями для реализации обвинительных задач в судах первой и второй инстанций. Уголовное преследование завершается вступлением приговора суда в законную силу. Следовательно, выдвижение требований об отмене судебных постановлений с целью усиления их репрессивного содержания означало бы возобновление процедуры уголовного преследования и, по существу, повторное осуждение обвиняемого за одно и то же преступление, что противоречило бы требованиям ч. 1 ст. 50 Конституции РФ.

Производство в суде надзорной инстанции. Надзорное  производство состоит в изучении надзорных жалоб (представлений) судьей, принятии им по ним решений об отказе в удовлетворении жалобы либо о передаче ее на рассмотрение суда надзорной инстанции и рассмотрении жалобы, поступившей от судьи, в судебном заседании.

Жалоба (представление), поступившая  в суд, передается судье для рассмотрения. Первичное изучение проводится любым судьей, кроме председателей областных и приравненных к ним судов, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей, поскольку они наделены правом проверки обоснованности решений судей по жалобам, а также судей, ранее рассматривавших дело в суде первой или второй инстанций.

Изучая жалобу, судья вправе истребовать  уголовное дело, по которому она  принесена. Проверка жалобы завершается вынесением мотивированного постановления судьи об отказе в удовлетворении жалобы с указанием мотивов принятого решения либо о ее направлении на рассмотрение суда надзорной инстанции. Представляется, что постановление о возбуждении надзорного производства не должно содержать рекомендаций о том, какое решение следует принять суду надзорной инстанции.

Информация о работе Пути совершенствования производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях