Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

Вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим  приговор, не позднее трех суток  со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Суд, вместе со своим распоряжением  об исполнении приговора, направляет копию приговора тому органу, на который возложена обязанность привести приговор в исполнение.

В целях обеспечения воспитательного  воздействия приговора суд направляет его копию в необходимых случаях  на предприятие, в учреждение, организацию по месту работы осужденного.

Своевременное обращение к исполнению приговора, вступившего в законную силу, возлагается на судью или  председателя соответствующего суда, постановившего приговор.

Оправдательный приговор и приговор, освобождающий подсудимого от наказания, приводится в исполнение немедленно по провозглашении приговора. Если подсудимый находится под стражей, суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.

Вопросы, которые разрешаются судом  в стадии исполнения приговора, подразделяются на три группы.

1. Вопросы, возникающие при обращении  приговора к исполнению:

а) об отсрочке исполнения приговора (ст. 405 УПК);

б) о применении давности исполнения обвинительного приговора в отношении  лица, осужденного к смертной казни (ч.1 ст. 409 УПК).

Эта группа вопросов решается судом, постановившим приговор.

2. Вопросы, которые разрешаются  судом в процессе фактического  исполнения приговора:

а) о применении условно-досрочного освобождения от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 407 УПК);

б) о применении условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 407'УПК);

в) об освобождении от отбывания наказания  осужденного, который заболел тяжким заболеванием (ст. 408 УПК);

г) об освобождении от отбывания наказания  лиц, условно осужденных к лишению  свободы или условно освобожденных  из мест лишения свободы, в связи  с признанием их инвалидами первой или второй группы (ст. 4081 УПК);

д) об отмене условного осуждения  и отсрочки исполнения приговора (ч. 2 ст. 408 УПК) и другие вопросы, предусмотренные ст.ст. 4083,409', 410,4101, 411,411', 413 УПК.

Указанные вопросы разрешаются  судом по месту отбывания наказания, работы или жительства заключенного.

3. Вопросы, которые разрешаются  после отбывания осужденным назначенного наказания:

а) о погашении судимости или  досрочном ее снятии (ст. 414 УПК);

б) о включении времени работы в колонии-поселении и отбывания  исправительных работ без лишения  свободы в общий трудовой стаж (ст. 414' УПК);

Эта группа вопросов решается судьей районного (городского) суда по месту  жительства лица, отбывшего наказание.

88. Сущность и значение стадии  пересмотра в порядке надзора  приговоров, определений и постановлений  суда, которые вступили в законную  силу. Отличие пересмотра в порядке надзора от кассационного производства

Надзорное производство — это регламентированная законам деятельность уполномоченных должностных лиц, направленная на проверку законности и обоснованности решений  всех судебных инстанций, вступивших в законную силу; принесение на них протеста в порядке надзора (или отказ в его принесении); проверку судом надзорной инстанции законности и обоснованности опротестованного приговора, определения или постановления; принятие решения по делу.

Кассационное и надзорное производство имеют общие задачи — проверку присущими им средствами и методами законности и обоснованности судебных решений и исправление ошибок путем их отмены или изменения. Основания для отмены или изменения приговора, определения, постановления суда в кассационной и надзорной инстанциях одни и те же —односторонность или неполнота дознания, досудебного или судебного следствия несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности осужденного (ст. 367 УПК).

Вместе с тем, при некотором  сходстве, кассационное и надзорное  производство имеют и ряд отличий:

1) предметом кассационного пересмотра  являются приговоры, определения  и постановления суда первой  инстанции, которые не вступили  в законную силу, а надзорного  — вступившие в законную силу, обращенные к исполнению и  даже исполненные; 2) предмет  надзорного пересмотра гораздо шире. Если в процессе кассационного производства проверяются только решения судов первой инстанции, то в порядке надзора — решения всех, без исключений, судебных инстанций, включая и решения судов нижестоящих надзорных инстанций;

3) кассационный пересмотр осуществляется  по кассационным или частным  жалобам любого заинтересованного  участника судебного разбирательства,  которому предоставлено право  их принесения. Пересмотр же в  порядке надзора осуществляется  не иначе как по протестам установленных законом прокуроров и председателей вышестоящих судов, которые рассматриваются только в специально предусмотренных законом судах надзорной инстанции;

4) производство в порядке надзора  по сравнению с кассационным  производством имеет ряд процедурных отличий в сроках принесения протестов, порядка их рассмотрения и т.п.

Стадия надзорного производства последовательно  проходит несколько этапов:

1) рассмотрение уполномоченными  законом должностными лицами  суда и прокуратуры ходатайств (жалоб, заявлений, сообщений) о пересмотре приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу;

2) истребование дела из соответствующего  суда и его изучение с целью  установления оснований для принесения  протеста на решение суда;

3) принесение протеста или отказ в его принесении;

4) рассмотрение дела в порядке  надзора, если принесен протест,  и принятие решения судом надзорной  инстанции.

89. Суды, рассматривающие дела в  порядке надзора. Решения, принимаемые  судом надзорной инстанции

В соответствии со ст. 388 упк судами, рассматривающими дела в порядке надзора, являются:

1. Президиум Верховного Суда  Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского  городских судов — по протестам  Председателя Верховного Суда  Украины, Генерального Прокурора и их заместителей, Председателя Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов и их заместителей, прокурора Автономной республики Крым, области, города Киева и Севастополя, заместителей этих прокуроров — на приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, межрайонных (окружных) судов, на постановления судей и кассационные определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов.

2. Президиум военного суда региона,  Военно-Морских Сил — по протестам  Председателя Верховного Суда  Украины, Генерального Прокурора  и их заместителей, председателя  военного суда региона. Военно-морских  Сил, военного прокурора (на  правах прокурора области)  на приговоры, определения и постановления военных судов гарнизонов.

3. Судебная коллегия по уголовным  делам и военная коллегия Верховного  Суда Украины — по протестам  Председателя Верховного Суда  Украины, Генерального Прокурора  и их заместителей — соответственно на приговоры и определения районных (городских) судов, межрайонных (окружных) судов, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, межобластного суда, военных судов гарнизонов, регионов, Военно-морских Сил, а также на постановления президиумов Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, постановлений судей.

4. Пленум Верховного Суда Украины  — по протестам Председателя  Верховного Суда Украины, Генерального Прокурора и их заместителей — на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Украины и на постановления судей Верховного Суда Украины.

При принесении протестов в порядке  надзора должна сурово соблюдаться  инстанционная субординация: протест не может быть принесен в вышестоящую надзорную инстанцию и рассмотрен ею, если он не был предметом рассмотрения нижестоящего надзорного суда. Суд надзорной инстанции не вправе второй раз рассматривать дело по протесту на тот же приговор, определение или постановление в отношении того же осужденного (оправданного), хотя и принесенному по другим основаниям.

В результате рассмотрения дела в  порядке надзора суд может: оставить протест без удовлетворения; отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Если суд в результате рассмотрения дела в порядке надзора отменяет обвинительный приговор и прекращает дело за недоказанностью участия  осужденного в совершении преступления, при условии, что лицо, совершившее  это преступление, остается невыясненным, дело направляется прокурору для принятия мер к установлению лица, виновного в совершении этого преступления (ст. 393 УПК).

При рассмотрении дела в порядке  надзора суд не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме, в соответствии со ст. 363 УПК.

Суд, при рассмотрении дела в порядке  надзора, может смягчить назначенное  осужденному наказание или применить  закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а  равно применить закон о более  тяжком преступлении.

Если по делу осуждено либо оправдано  несколько лиц, суд не имеет права  отменить приговор, определение или  постановление с целью ухудшения  положения тех оправданных либо осужденных, в отношении которых  не принесен протест.

Признав неправильным оправдание подсудимого или прекращение дела в суде первой инстанции или назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд вправе с соблюдением условий, предусмотренных ст. 385 УПК, отменить приговор или определение и направить дело для нового рассмотрения соответственно в суд первой инстанции или кассационной инстанции. При этом, возвращая дело в суд первой инстанции, суд надзорной инстанции должен указать стадию, с которой дело возвращается на новое рассмотрение.

Если неосновательное прекращение дела или незаконное смягчение наказания осужденному было допущено при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение (ст. 394 УПК).

Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, обязательны  при дополнительном расследовании  и при вторичном рассмотрении дела судом.

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им, а равно не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательств или о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд, при рассмотрении дела в порядке  надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела.

90. Сущность и значение стадии  возобновления дел по вновь  открывшимся обстоятельствам. Общие  черты и различия стадий возобновления  дел по вновь открывшимся обстоятельствам и пересмотра судебных решений в порядке надзора

Возобновление дел по вновь открывшимся  обстоятельствам — это исключительная стадия уголовного процесса, в которой  соответствующий вышестоящий суд  производит проверку законности и обоснованности приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в связи с обнаружением новых, неизвестных при расследовании и рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствующих о незаконности и необоснованности данных решений.

Эти обстоятельства могли существовать во время производства по делу, по которому был вынесен приговор (например, заведомо ложные показания потерпевшего, неправильный перевод переводчика и т.п.), а также и возникнуть после вынесения приговора и вступления его в законную силу (например, смерть потерпевшего от причиненных ему телесных повреждений). Они считаются новыми независимо от того, знал ли о них кто-либо из участников уголовного процесса. Важно, чтобы новые обстоятельства, которые являются основанием для возобновления дела, не были известны органам, производившим расследование, и суду при рассмотрении дела.

Стадия возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам  имеет некоторое сходство с надзорным  производством. Задачей производства по вновь открывшимся обстоятельствам, как и производства в порядке судебного надзора, является исправление судейских ошибок, которые повлекли за собой вынесение незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений суда. В этой стадии, как и в стадии надзорного производства, производится проверка законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. И по вновь открывшимся обстоятельствам, и в порядке надзора дела рассматриваются одними и теми же судами надзорной инстанции. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам, как и надзорное производство, возбуждается по протесту указанных в законе должностных лиц.

Информация о работе Уголовный процесс в Украине